А, ещё был случай. глава 7. Я бросил курить

Карлович Евгений
       Я бросил курить. Эта проблема касается не всех, но уж если касается, то достаёт до самых печёнок. Сегодня моя жена Татьяна, вернувшись с работы, сказала мне, что встретила Кошелька, моего старого приятеля. Много лет делившего со мной одно из моих страстных увлечений, ружейную охоту с собакой. Кошелёк, или если официально, Евгений Кошелев, прохаживался возле кардиологии, где лечил своё больное сердце. Прохаживался, курил и кашлял. Татьяна, спеша на работу, перекинулась с ним парой слов о его здоровье, и заметила:
Женя, тебе нельзя курить, с сердцем не шутят.
-Да я, всю жизнь курю.
Передав, мне, свой разговор с Кошельком, заметила: - Хорошо, что хоть ты, вовремя бросил курить.
Не то слово! Хорошо… Только почему, и как хорошо, можно описывать часами, я этого делать не буду, дабы народ не дразнить. А сделаю вот, что. Опишу, это событие под видом короткого рассказа. И определю его в свою книгу под названием « А, ещё был случай», как отдельную главу. Вот. И назову её просто, «Я, бросил курить». Так, как это не противоречит моему замыслу, собрать сборник реальных случаев из жизни. И ещё, кто его знает, может, послужит практическим рецептом, для кого-ни будь. В этом случае, я был бы только счастлив.
Эта затея, бросить курить, удалась мне, не взирая на более, чем тридцатилетний стаж курильщика, без принятия, каких либо лекарств и снадобий, без гипнотических сеансов и кодирования, без помощи знахарей и шаманов. Да, и не верю я, в подобные исцеления. У меня свой взгляд на эти вещи.

По телевизору стали частенько показывать сюжеты мистического содержания, нас, уверяют в существовании потусторонних сил. Появились целители от всех болезней и к тому, же, исцеляющие больных сразу целыми толпами. Бывшие партийные бонзы и нынешняя, как они себя любят называть, политическая элита, истово крестятся, показывая нам, то есть народу, свою веру в господа.

Бред, уверяю вас! Я, реалист. В большинстве случаев, это рассчитано на простака. У каждого очередного горе знахаря, как и у крестящихся и показательно молящихся политиков, своя цель. Выгода в различных её проявлениях. Спуститесь на землю, дорогие мои. Каждый, к сожалению, сам сначала, должен разобраться со своим внутренним миром, навести там порядок, всё разложить по полочкам, всё протереть и проветрить. А ненужный мусор выкинуть однозначно.
Как, всё- таки, бросить курить? Я сейчас попытаюсь, как можно подробней объяснить основные моменты. Заострить ваше внимание на самом главном. И, предвидя ваши вопросы сразу ответить на них. И это всё потому, что дело , о котором мы с вами говорим, чрезвычайно важное, и если, кому-то мой опыт поможет, то цель будет достигнута.
Легко, ли мне, это удалось? Нет. Было трудно. Если вы ищете мгновенного и легкого рецепта, то у меня его нет. И поверьте мне, его нет ни у кого. Но то, что я не курю уже тринадцать лет, говорит само за себя. Значит, мой подход , к этой проблеме оказался действенным. Как говорил кот Матроскин: - Ура! Заработала.

Обычные оправдания курильщиков о причинах заставляющих их курить приблизительно следующие:

-Это меня успокаивает.
-Это меня возбуждает.
-Притупляет, чувство голода, усталости, страха.
- Помогает преодолеть тяготы и лишения службы, которая, ясное дело, и опасна и трудна.
-Неурядицы в быту и дома.
-По причинам радости и горя, и так далее.
И наконец, самая главная причина:
-Просто я, не могу бросить курить!
Нет! Ну, а почему, всё-таки? Вот за эту ниточку, крайне проблемного клубочка мы и потянем.
Я, сейчас нарисовал себе образ оппонента с довольно унылым лицом, который говорит мне:
-Хорошо тебе! Ты вот можешь, а я совсем не такой как ты, я не смогу ни когда.

Уверяю вас, я самый обыкновенный человек. Со своими недостатками, с которыми я борюсь с переменным успехом, иногда я их побеждаю, иногда они меня. Но в данном случае слишком, велика цена вопроса. Врачи гораздо лучше расскажут вам о последствиях курения, не будем забирать у них их горький хлеб. Самым бронебойным доводом в пользу того, что у вас всё получиться то, что вы идёте по уже проложенной тропе, в данном случае, до вас, её прошёл я.

С чего я начал? Прежде всего, мне пришлось провести анализ, или, иначе говоря, выяснить причины и условия, заставляющие меня, постоянно держаться за сигарету. Ну, если уж, совсем образно, то я начал с того, что сел вытачивать ключик к замку, который запирал цепь на моих ногах, с пушечным ядром на конце.

Весь процесс отказа от курения и перехода к свободной от этой зависимости жизни, для удобства рассмотрения, можно условно поделить на четыре этапа.

1. Осознание острой необходимости отказа от курения.
2. Выяснение причин и преград на своём пути к цели.
3. Сам отказ от курения.
4. Закрепление победы и профилактика рецидива.

Если, читатель, добрался до этих строк, то первый этап он уже прошёл. Вряд ли незаинтересованный человек, не осознавший эту самую необходимость, отказа от курения, зря бы напрягал свои извилины. Но первый этап, это фундамент, на котором мы построим, нет, мы возведём, наше светлое, безоблачное будущее, без, кашля и табака. Дело в том, что, крайне необходимо сформировать в нашем сознании негативный образ, который мешает нам жить. С равнодушным или того хуже, положительным отношением к курению, с этой бедой нам не справиться. Конечно же, я вам напомню ряд отрицательных моментов связанных с курением. Они общеизвестны, и никаких секретов не представляют. Тем более у вас самих, таких примеров предостаточно и лучше вас, их не знает никто.

       1.этап. К месту, вспомнить, друзей или просто знакомых, ушедших, не по годам рано, от заболеваний связанным с онкологией. Свою одышку, когда поднимаешься домой без лифта. Цвет лица и кашель по утрам. А ограничение свободы от сигареты. Я, не шучу и не пугаю. Каждый курильщик помнит о страхе, когда у него кончались сигареты, а взять их было негде. Любой из нас может оказаться в экстремальной ситуации, терпеть всевозможные лишения, стихийные бедствия, сесть в тюрьму, в конце концов. Я, уже не говорю, о ситуации с Робинзоном, как о крайности. Но армия, больница, тюрьма, плен, нищета, это пока ещё горькая реальность. От неё нельзя, по известной пословице, зарекаться. И во всех ситуациях курильщику тяжелее, чем остальным. Во время всеобщего и тотального дефицита, я долго не мог купить автомобиль, хотя очень этого хотел, по причине, действовавшей в то время, распределительной системы и отношению государства к нуждам врачей и педагогов. И как-то, сводя свой личный платёжный баланс, я такого насчитал, что у меня надолго пропало настроение. Не имея автомобиля, а имея только огромное желание его купить, я за год прокуривал Запорожец! Выходит, за весь курительный стаж, я прокурил наверно, хороший автопарк. Такая арифметика, может сделать скучным, кого угодно. Поройтесь в памяти, у вас наверняка есть свои примеры и доводы более для вас убедительные, чем мои. Чем больше вы нагоните, на себя страху, и ярости к своему врагу, а иначе в своём сознании вы эту привычку и не называйте, тем легче будет победа.

2.этап. Ну и, что же нам мешает? Осознав необходимость срочного и безоговорочного отказа от курения, что было совсем не сложно, я начал выяснять обстоятельства, как я оказался в плену у привычки и как мне заново обрести свободу.

О захватнических способностях вредных привычек известно давно и много. Сколько человеческих душ, попалось в их липкую паутину. Сколько умерло от болезней идущих вслед за сомнительными удовольствиями. Сколько биографий утоплено в стаканах и рюмках. Алкоголь, наркотики и курение занимают умы человечества не одну сотню лет. Сколько говорено и переговорено, изучено наукой и многовековым опытом человечества, что кажется, ничего нового добавить невозможно. Но жизнь идёт, появляются новые технологии, меняются, казалось бы, вечные фундаментальные истины, да и взгляды на самые примитивные явления.

А, почему бы нам, не рассмотреть, эти самые, вредные привычки, как враждебные нам захватнические программы? Цель которых, внедриться, заманить, сделать послушными и зависимыми, и, в конце концов, уничтожить нас мучительно и больно. Лет сто назад, можно было бы описать всё это точно также, только вместо слова программа, писать, нечистая сила. Далее вы сами можете определиться с именами и названиями.

Какие доводы в пользу этой теории? Да, сколько угодно! Поступки, поведение, даже внешний вид, черты характера наркоманов, алкоголиков и курильщиков делают удивительно похожими самых разных людей. Так же, как одна подгулявшая хромосома, делает похожими друг на друга, всех страдающих болезнью Дауна на земном шаре.

Скажем образно, тот, кто готовил для нас эти программы, не особенно старался. Поведение людей, попавших, под действие программы типичны и стереотипны. За наркоманов я пропускаю, у меня недостаточный опыт общения с ними, а говорить и писать с чужых слов я не буду. Но на алкоголиков и курильщиков я насмотрелся достаточно, тут мне есть, что сказать.

Стереотипность их поведения просто удивляет. Вышедшие из запоя алкоголики, как правило, становятся жадными, придирчивыми, начинают вникать до мелочности в семейные хозяйственные дела. Будто навёрстывая потери в период запоя. Все жёны как под копирку произносят фразу, о том, что лучше бы он пил, чем стал таким врединой.

Всё это известные истины. Каждый из нас привёл бы сотни примеров по всем трём категориям людей попавших под действие привычек. А сны у курильщиков, которые бросают курить, их схожесть, у совершенно разных людей просто пугает. О снах, будет особый разговор. Почему я, заострил внимание на, казалось бы, пустяковом факте, снах курильщиков? Совсем не потому, что я собрался их толковать. Представьте себе, что у меня, и у других людей, тоже в своё время бросавших курить, на одинаковых этапах были, одинаковые сны. Я, уверен, что многие подтвердят мои наблюдения. О темах снов. Впервые дни после того как я бросил курить мне снилось, что я курю. Во сне, реально чувствую запах сигарет, вижу весь процесс от распечатывания и до первой затяжки. Этот сон пришёл первым где-то через недельку после начала отвыкания и повторялся в разных вариантах несколько раз. Следующий сон, абсурдный по смыслу, но удивительный по схожести сюжета со снами других людей, тоже бросающих курить. Тут я курю сразу две сигареты вместе. Как я уже говорил, что, не смотря на очевидную нелепость, его видели многие. Через семь месяцев жизни без табака, мне приснился сон – провокация. В этом сне, я с гордостью осознаю значимость своего поступка. Для меня, а особенно для моей семьи, почти подвига. Ну, тут я, конечно, себя хвалю любимого. Я, выстоял, не закурил, посмотрите какая у меня сила воли. Настолько большая, что я теперь могу, когда только захочу, можно прямо сейчас, взять закурить и спокойно опять бросить! Так вот, я во сне, сказал нет! Кому сказал, захватнической программе, нечистой силе, или самому себе, я не знаю. Но всё прекратилось. Уже прошло много лет, но сны на тему курения не возвращались никогда.

3 этап. Схожесть снов у разных людей и даже манеры поведения, улаживается в мою теорию зависимости от привычек. Настолько всё и во всех одинаково, что наводит на мысль, в нашем подсознании орудует одна для всех программа, программа самозащиты вредной привычки. Когда я, это осознал, то сразу понял, что теперь будет моя победа. И то, что я устроил сбой этой программы, должно вас воодушевить. Сделал я, теперь сделаете и вы.

Рассказываю как. В течение многолетнего стажа курильщика у меня выработался свой ритуал курения. Первую сигарету я закуривал, ещё по армейской привычке, сразу после подъёма. Это помогало мне взбодриться и как-то, проще воспринимать все неприятности сопутствующие военной службе. Хочу обратить ваше внимание, тут во всех по-разному. Это не так уж и важно, когда мы закуриваем первую сигарету. Хотя, во всех есть своя оправдательная теория, в которой мы очень умненько и аргументировано, доказываем себе и окружающим, почему первую сигарету курим тогда, а не в другое время.
Я, несколько раз в разных вариантах повторил слова о первой сигарете, и сделал это специально. Очень хочу, что бы вы, поняли и запомнили: сбой программы, по моей теории, нужно устраивать именно здесь. Остановлюсь подробней. Но пока нужна ещё небольшая психологическая подготовка. Помните антиалкогольную компанию 1985 года? Если не помните, то наверняка слышали о ней. Хотя она наша, так сказать родная компания, но были и заграницей свои примеры вселенской глупости. Но создаётся такое впечатление, что руководители страны вообще в школах не обучались и когда затевают очередную компанию, в учебники истории не смотрят. Хотя там, доходчиво пишут, к чему, и какая дурость доводит. Наша антиалкогольная компания, даже и не хочу на эту тему спорить, была началом развала великой страны. Американская борьба с алкоголем, начатая в начале прошлого века, тоже поставила на колени, не менее великую страну. Ну, скажите мне, каким нужно быть дятлом, чтобы, зная общеизвестные истины, устроить у себя дома, то есть в своей стране такую глупость.

Насилие над личностью, ограничение её в чём-либо, плохом или хорошем, всегда вызывает протест, и результат как правило, всегда прямо противоположный. Нельзя ломать через колено психику человека. Вот и мы не будем издеваться над собой. Как только я начинал думать о том, как бы мне бросить курить, тяга к курению возрастала многократно. Да и воображение услужливо подсказывало все прелести втягивания дыма, появляющееся сразу ощущения комфорта и уюта, уверенности в том, что если я, вдруг не закурю, многократно обещанный конец света, наступит сразу и бесповоротно.
Следующий, фундаментальный вывод. А, нечего, над собой издеваться. Поступим мягче и мудрее. Всякое урезание лимита, ограничения, уменьшение количества выкуренных за день сигарет, могут здоровья не прибавить, а добавить хороший невроз. И все ваши мысли будут направлены на одно. Как обеспечить себя достаточным запасом сигарет, чтобы мог в любой момент достать из пачки остро пахнущую сигарету, размять её, поджечь, и, в конце, концов, блаженно затянуться.

Обойдём стороной и это укрепление. Мы что, давали подписку идти только в лобовую атаку? Нет, нормальные герои всегда идут в обход! Соберётесь бросать курить, обеспечьте себя полнейшим запасом сигарет и накуритесь столько, сколько пожелает душа. И только после этого, когда мы осознали необходимость отказа от курения. Когда выяснили, что нам мешает. Устранили причины. Накурились до упора. Только тогда не закуриваем свою первую традиционную сигарету.
Когда я это сделал, конца света не произошло. Всё шло, как обычно, ничего героического. Я, ожидал мгновенной ломки. Готов был мужественно сражаться со своим противником. С тревогой прислушиваюсь к своим ощущениям, всё тихо. Незаметно прошёл день, наступил новый. Я, проснулся с чувством счастья от приближающейся победы. Благодаря подготовке, этот этап прошёл на удивление тихо и мирно.
4 этап. Противник быстро осознал, с кем имеет дело, какие тылы я себе подготовил, и принял тактику затяжной войны. На этом этапе многие прокалываются. Вот тут нужно проявить особую бдительность. Помня о том, что каждый прошедший день, отделяет нас от точки отсчёта. Чем больше прошло времени, тем меньше у противника шансов на реванш. Надо поберечься. Сменить обстановку. Уехать куда-нибудь в отпуск. Может даже отказаться от каких либо встреч, застолий.

За долгие годы курения, у меня в этом направлении развился автоматизм движений, психологи его называют динамическим стереотипом. Это когда ты вдруг замечаешь, что ты куришь. Руки сами нашли, достали, прикурили. Это конечно не так, но близко к этому. Вот тут надо быть особенно бдительным. Ещё при подготовке к отказу от курения я выяснил для себя одну истину, если бросать курить то сразу и навсегда, как в холодную воду. Иначе ничего у меня не выйдет. Вот почему, я и боялся случайно закурить. Но это, довольно быстро прошло. Каждый новый день, прожитый без сигарет, добавлял мне уверенность в собственных силах. Постепенно прошёл утренний кашель, восстановился цвет лица, рук, появилось обоняние. Вот о нем нужно поговорить особо. Для меня давно и много курившего, запахи присутствовали, и я считал, что тут у меня всё в порядке. Вернее даже об этом и не догадывался. Когда организм освободился от никотина, словно занавес поднялся над новым миром. Знал бы я, на сколько процентов улучшилось обоняние, обязательно привёл бы их вам. Цифр у меня нет, зато мир стал более выразительным. А, какие шутки стало выкидывать вновь обретённое чувство?
Сижу у себя на кухне, на втором этаже, слышу запах табачного дыма. Говорю жене об этом. Смотрим в окно и видим идущего по улице курящего мужчину. Едем с женой на грузовике КАМАЗ, а там, в кабине, многие это знают хорошо, пахнет далеко не фиалками. Ясно слышу табачный дым. Опять говорю жене об этом. Так и есть, по тротуару навстречу нам с сигаретой в руке идёт следующий курилка. До этого, я бы никогда не поверил, что можно так ясно и далеко слышать запахи.

Отношение к табачному дыму тоже менялось по мере изменений происходивших в моём организме. В первые дни, когда и без того, организм начинал бунтовать, лишившись привычного никотина, я замечал как, помимо воли, стараюсь подойти поближе к курящим людям, с тем, чтобы вдохнуть табачный дым. Позже появилось сильнейшее отвращение к табачному дыму. Наверно организм подключился к битве. И только когда прошло девять месяцев, когда я. заметил, что табачный дым перестал меня так раздражать, я понял, что это свобода.

По сей день, ни в квартире, ни в моём автомобиле, ни рядом со мной за столом, я, всем без исключения запрещаю курить. Скажу откровенно. Боюсь рецидива. При работе над этим текстом, для чистоты эксперимента, то есть исключительно в интересах читателя, я сознательно ограничил себя от литературы по этой теме. Используя только свои воспоминания о пережитом и чувства, которые я испытывал. Это было важно потому, чтобы не попасть под влияние умного и красивого чужого словца и не скатиться до банального плагиата.

Очень важно передать именно мои мысли и чувства как главного и непосредственного участника событий. И если у кого получиться перебороть себя, благодаря моим советам, я буду счастлив.