Глава 34. Прасии и сабины

Борис Попов
       (продолжение второго тома книги "Кто мы?")

Много веков тому назад греки писали:
«2. Крит – гористый и лесистый остров, но на нём есть плодородные долины…
В центре, в самой широкой части острова находится гора Ида – самая высокая на Крите…
6. «Разные смешаны там языки, –
говорит Гомер,
«…там находишь ахеян
С первоплеменной породой воинственных критян, кидонов
И разделённых на три колена дорийцев, племя пеласгов».
-------------------------------------------------(Одиссея. XIX, 175)

По словам Стафила, из этих племён дорийцы занимали восточную часть острова, западную – кидонцы, а южную – этеокритяне. Этеокритянам принадлежит городок Прас, где находится святилище Диктейского Зевса…
Вероятно, этеокритяне и кидонцы были исконными обитателями, а прочие – пришельцами…
8…История изображает Миноса прекрасным законодателем и первым, кто достиг господства на море;…
По словам Эфора, Минос подражал какому-то древнему Радаманфу, человеку весьма справедливому, носившему одно имя с братом Миноса; Радаманф впервые, как думают, цивилизовал этот остров, установив законы, объединив города под властью одной метрополии и дав им государственные установления; причём он утверждал, что все обнародованные свои решения он получает от Зевса…
12…Прасии – соседи лебенцев; они живут в 70 стадиях от моря и в 180 стадиях от Гортины…
14. Из трёх городов, объединённых Миносом под одной метрополией, последний [это был Фест] разрушили гортинцы».
----------------------- (Эллада. Страбон. География. Книга Х, глава IV)

Прасиями именовали греки исконных жителей Крита,
острова Крита.
Прасии помнили первого Радаманфа,
Радаманта-Радаманфа,
цивилизатора Крита,
острова Крита.
Прасии жили рядом с руинами Феста,
города Феста.

«69. Сказали, четыре тысячи лет век Крита; сумерки, предшествующие ему, столько же сотен, сумерки последующие – столько же.
  70. В другие три с их сумерками – предшествующими и последующими – тысячи и сотни уменьшаются на единицу.
  71. Эти двенадцать тысяч, только что упомянутые как сумма четырёх веков называются веком богов».
----------------------(Индия. Законы Ману)

После бедствия,
Девкалионова бедствия
многие прасии покинули остров,
Крит остров,
подданные Миноса покинули Крит,
остров Крит.
Тогда же появились на просторах морей прасии и сабеи,
минеи и сабеи.

Индия.
«33… Вблизи самой Паталены, как говорят, расположены страны Мусикана и Саба,…живущих вдоль речной области Инда...
36. При слиянии Инда с другой рекой, как говорят, расположены Палибофры…
Племя, в области которого находится этот город, называется прасиями; оно самое замечательное из всех».
---------------------(Эллада. Страбон. География. Книга ХV, глава 1)

Прасии покинули Крит,
остров Крит,
прасии достигли устья,
реки Инда устья.
В Индии прасии,
самые замечательные прасии.
Замечательны прасии в стране Мусикана,
Сикана-Мусикана,
в стране Саба,
сабинов стране Саба.

«8… Когда Александр (Македонский - Б.П.) одним только приступом взял скалу Аорн, у подошвы которой протекает Инд, вблизи своих истоков, то его хвалители заявили, что Геракл трижды ходил на приступ этой скалы и трижды был отбит. Потомками участников похода Геракла были сибы, которые, по их словам, сохранили как знак своего происхождения обычай одеваться подобно Гераклу в звериные шкуры, носить дубины и выжигать на быках и мулах тавро в виде палицы. Этот миф они стараются подкрепить рассказами о Кавказе и Прометее».
-----------------------------------------(Эллада. Страбон. География. Книга ХV, глава 1)

Потомки участников похода Геракла были сибы,
сабины-сибы.

       «34…Онесикрит [грек] подробно говорит и о стране Мусикана, восхваляя её многие достоинства, из которых иные приписываются другим индийским областям; так, например, он говорит о долголетии жителей, потому что те, сверх 100, живут ещё 30 лет [впрочем, некоторые утверждают, что серы ещё долговечнее их], о простоте жизни и здоровье, хотя страна отличается изобилием всех продуктов. Особенностью их является обычай устраивать общие обеды вроде лаконских, причём они обедают на общественный счёт, а мясо добывают на охоте. Золото и серебро у них не в ходу, хотя есть рудники этих металлов. Вместо рабов им служат юноши цветущего возраста, подобно тому как у критян афамиоты, у лаконцев – илоты. Они не занимаются подробно науками, кроме медицины, так как углублённое занятие некоторыми науками они считают даже преступлением, как например военным делом и подобными…
       36. При слиянии Инда с другой рекой, как говорят, расположены Палибофры – 80 стадий длиной и 15 в ширину, в форме параллелограмма; город окружён деревянным тыном с прорубленными в нём отверстиями, так что через эти просветы можно стрелять из лука. Перед тыном тянется ров, служащий как для защиты, так и для стока нечистот, вытекающих из города. Племя, в области которого находится этот город, называется прасиями; оно самое замечательное из всех. Царь должен, кроме собственного имени, полученного при рождении, носить ещё имя, одинаковое с городом, и называться Палибофром, как например Сандрокотт…
       37. По общему мнению, вся страна по ту сторону Гипаниса является наилучшей…
       Так, например, передают о долговечности серов, которые растягивают время жизни даже за 200 лет. Рассказывают об аристократическом строе в некотором смысле тамошнего государства, причём правящий совет состоит из 5000 советников; каждый из них доставляет государству по слону. По словам Мегасфена [грека], в стране прасиев водятся самые большие тигры, по размеру почти что вдвойне превосходящие львов…
       38. В горной стране, продолжает Мегасфен, есть река Сила, на поверхности воды которой ничего не держится…
       39. Согласно Мегасфену, всё население Индии делится на 7 частей. Первой по достоинству, но наименьшей численно является каста философов. К ним обращаются, к каждому особо, те, кто приносит жертвы богам или умершим, а ко всем совместно – цари на так называемом Великом Совете; сюда собираются в начале нового года все философы к воротам царского дворца. Каждый из них всякое своё сочинение или наблюдение, полезное для увеличения урожая плодов, приплода животных или в отношении управления государством, сообщает публично. Трижды уличённый во лжи по закону должен всю жизнь молчать; тот же, кто оказался прав, освобождается от податей и налогов.
       40. Вторая часть, говорит Мегасфен, – каста земледельцев. Это самый многочисленный и наиболее видный разряд людей в силу предоставленной им свободы от военной службы и права безопасно трудиться на полях. Они никогда вместе не приходят в город ни по общественным, ни по иным каким-нибудь делам. По его словам, нередко случается, что в одно и то же время и в одном и том же месте воины стоят в боевом порядке, рискуя жизнью в бою с врагами, а земледельцы, не подвергаясь опасности, пашут и копают землю под защитой воинов. Вся земля там принадлежит царю. Земледельцы обрабатывают землю за арендную плату в размере четвёртой части урожая.
       41. Третья часть – каста пастухов и охотников, которым одним только и разрешено охотиться, разводить скот, продавать или отдавать в наём вьючных животных. За то что члены этой касты избавляют землю от хищных зверей и птиц, поедающих семена, они получают от царя хлебный паёк, ведя кочевую жизнь в шатрах...
       46. Мегасфен говорит, что за охотниками и пастухами следует четвёртая каста – ремесленники, торговцы и все люди физического труда. Одни из них платят подать и несут возложенные повинности; что же касается оружейников и кораблестроителей, то они получают от царя установленную плату и содержание, так как работают только на него. Оружием снабжает воинов главный военачальник, а корабли отдаёт в наём мореходам и купцам наварх.
       47. Пятый разряд – это каста воинов, которые всё время, если они не на войне, проводят в праздности и пьянстве и живут за счёт царской казны. Поэтому в случае необходимости они быстро выступают в поход, причём не берут с собой ничего, кроме собственной особы.
       48. Шестой разряд – надсмотрщики. Им вверено наблюдение за всем, что делается; их обязанность доносить об этом царю. Помощницами их являются гетеры, причём городским надсмотрщикам помогают городские гетеры, а лагерным – лагерные. На эту должность назначают только лучших и вернейших людей.
       49. Седьмую касту составляют советники и помощники царя, в руках которых находятся высшие должности, судопроизводство и управление всеми государственными делами. Этим людям не позволяется жениться на женщине из другой касты, менять занятие или работу одну на другую, равно как и совмещать несколько должностей, если они не принадлежат к числу философов; последним, по словам Мегасфена, всё это дозволено ради их высоких достоинств.
       50. Из должностных лиц – одни смотрители рынка, другие – блюстители порядка в городе, третьи – военачальники. Первые из них производят новый обмер земли, регулируют русла рек и, как в Египте, наблюдают за закрытыми каналами, откуда вода распределяется по водопроводным трубам, для того, чтобы все могли пользоваться водой поровну. Этим же должностным лицам подчинены и охотники, которых они имеют право награждать или наказывать по заслугам. Они собирают налоги и надзирают за промыслами, связанными с землёй, как например за дровосеками, плотниками, кузнецами и рудокопами. Они проводят дороги, устанавливая через каждые 10 стадий столбы с указанием поворотов и расстояний.
       51. Блюстители городского порядка делятся на 6 групп по 5 человек в каждой. Члены первой группы наблюдают за ремёслами. Другие ведают приёмом чужеземцев: устраивают последним гостиницы и наблюдают за поведением через приставленных к ним спутников; они сопровождают самих чужестранцев и в случае смерти отправляют на родину их имущество, заботятся о больных и погребают покойников. Третьи занимаются расследованием случаев рождений и смертей, когда и при каких обстоятельствах они произошли, как ради обложения налогами, так и для того, чтобы рождения и смерти, будь то лучших или худших, не оставались неизвестными. Четвёртые заведуют мелочной торговлей и товарообменом. Они наблюдают за мерами и за плодами сезонного урожая, чтобы последние продавались с клеймёнными мерами. Один и тот же человек не может продавать больше одного предмета без уплаты двойного налога. Пятые приставлены наблюдать за изделиями ремесленников, чтобы эти изделия продавались клеймёнными и новые отдельно от старых. Тому, кто смешивает новые изделия со старыми, полагается штраф. Шестые, и последние, собирают десятину с продаваемых товаров. Укрывателю товара от налога полагается в наказание смерть. Эти обязанности поручены каждой группе блюстителей порядка в отдельности, а все вместе они наблюдают за частными и государственными делами, за ремонтом общественных зданий, за ценами на товары, рынками, гаванями и святилищами.
       52. После блюстителей городского порядка идёт третий объединённый разряд должностных лиц, ведающих военным делом; этот разряд тоже делится на 6 групп по 5 человек в каждой. Члены первой группы приставлены к наварху. Другие – к начальнику воловьих упряжек, на которых перевозят военные машины, продовольствие для людей и вьючного скота и всё необходимое для войска. Они же доставляют обслуживающий персонал: барабанщиков, носителей колокольчиков, конюхов, мастеров военных машин и их помощников; они высылают с колокольным звоном заготовителей кормов для скота, обеспечивая быстроту и безопасность доставки наградами и наказанием. В ведении третьих находится пехота; четвёртые заведуют лошадьми; пятые – колесницами; шестые – слонами. Стойла для лошадей и слонов являются царской собственностью; арсенал также царский, потому что каждый воин возвращает в арсенал своё снаряжение, лошадей – в царские конюшни, равным образом и слонов…
       53. Все индийцы отличаются скромным образом жизни, особенно во время походов; они не любят никакой беспорядочной возни и потому сохраняют дисциплину. Но больше всего они проявляют воздержанности в отношении воровства…и это у людей, где нет писаных законов!
       …индийцы живут счастливо благодаря простоте и бережливости. Действительно, они,… не пьют вина, кроме как при жертвоприношениях, и то из риса, а не из ячменя. Пищей им служит большей частью рисовая похлёбка. Их простота проявляется в законах и деловых переговорах тем, что они не страдают сутяжничеством. Так, в этой стране нет процессов об закладах и доверенных ценностях; им не нужно ни свидетелей, ни печатей, но верят тем, кому поручают свои ценности. Домашнее имущество обычно без надзора…
       58. Говоря о философах, Мегасфен сообщает, что одни из них – обитатели гор – воспевают Диониса; эти философы приводят в доказательство [пребывания у них бога] дикую виноградную лозу, которая растёт только в их стране…
       Дионисическим обычаем является и то, что философы носят льняные одежды, митры, умащаются благовониями, красятся в пёстрые цвета и при торжественных выходах сопровождают царей с колокольным звоном и барабанным боем; философы же – жители равнин – почитают Геракла…»
-----------------(Эллада. Страбон. География. Книга ХV, глава 1)

       Такие вот прасии жили в Индии,
такие вот сабины жили в Индии.
       После бедствия жили,
Девкалионова бедствия жили.

«1. Западная Азия в древние времена.
<…>
13. Аравия до ислама. Е. Юго-западный угол Аравии.
Наиболее важную роль, в качестве местопребывания своеобразной культуры, играл в древности юг, или точнее юго-западный угол Аравии, «счастливая Аравия» [как первоначально, она, может быть, называлась…]…
а) Маин.
...эпоха эта, как доказывает количество уже известных нам царских имён, длилась многие столетия, так что её начало мы можем отнести едва ли позже, как к 1500 г. до Р.Х. Это государство царей и народа Маин, минеев… Главнейшими городами у них были Иатил, Нешк, Карнау. Их государство образует господство одного народа…
б) Саба (Савское царство).
Уже при Тиглат-Палассаре III и Саргоне упоминается племя савеев (Саба), которое подчиняется Ассирии…
Время… Сабы, приблизительно 1500-300 г. до Р.Х. было временем высшего расцвета Йемена; в течение этого времени он господствовал над торговлей с Индией. Бабилония тогда была отрезана от Персидского моря халдеями; Египет не был в состоянии утвердить за собой Красное море, и, таким образом, расцветает посредническая торговля, направляющаяся через Аравию от Йемена по суше к северу в филистимские города, или от западно-аравийских гаваней к гаваням Египта».
------------------------ (История человечества. Том 3. Западная Азия и Африка)

«2… Над этими землями находится Счастливая Аравия…
Самую крайнюю часть упомянутой страны населяют 4 самых больших племени: во-первых, минеи – в части, лежащей на Красном море; …затем к ним примыкают сабеи, столица которых Мариаба…»
----------(Эллада. Страбон. География. Книга ХVI, глава IV)

Такие вот минеи жили в Аравии,
на юге Счастливой Аравии!
Такие вот сабины жили в Аравии,
на юге Счастливой Аравии!
После бедствия жили,
Девкалионова бедствия жили.

«III. Африка. 7. Судан и Абиссиния.
<...>
Д. Абиссиния.
<…>
б) Начало абиссинской культуры.
…сабейские колонисты были закваской, сделавшей Абиссинию самой южной областью древней культуры, давшей толчок её истории и сообщившей ей даже имя…»
--------------------------------(История человечества. Том 3. Западная Азия и Африка)

Такие вот сабины жили в Абиссинии,
в стране Абиссинии.
После бедствия жили,
Девкалионова бедствия жили.

«III. Африка. 3. Восточная Африка.
<…>
А. Влияния извне в более ранние времена.
…далеко на юг, ещё по ту сторону Замбези и в земле позади Софалы, мы находим обширную область, которая заключает в себе целое множество величественных мест развалин, страну Машона....
По характеру эти каменные сооружения все похожи друг на друга…
Громадные, совершенно массивные башни, назначение которых трудно определить, поднимаются там и сям…
Всюду поблизости построек мы находим плавильные печи, шлаки, обломки руды и остатки плавильных сосудов, и на многих из этих горшков мерцают ещё следы жёлтого блестящего металла…
Возможно, что об имени савеев напоминает река Саби, поблизости которой лежат самые главные руины…»
-------------(История человечества. Том 3. Западная Азия и Африка)

Такие вот сабины жили в Африке,
в стране Машона в Африке.
После бедствия жили,
Девкалионова бедствия жили.

       (продолжение см. глава 35. Спарта http://www.proza.ru/2008/09/18/542)

(другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)