Что дают на границе, или за чем стоит очередь?

Константин Рыбаков
 

Те, кто любит ездить за рубеж на своей машине, не раз наблюдали растянувшиеся на многие километры очереди ожидающих оформления перед российской границей большегрузных авто. Откуда берутся эти очереди, если таможенное оформление грузов на территориях сопредельных СНГ стран – и в республиках Балтии, и в Польше, и в Финляндии – занимает от силы две-три минуты на грузовик? А очередь рождается неспособностью российской таможенной составляющей пограничного перехода пропускать необходимое количество машин. Причём, как и все очереди на постсоветском пространстве, эта – создана искусственно.

В 1975 году СССР подписал Договор Международной Конвенции о правилах перевозки и таможенного оформления грузов. Появился на свет сей Договор с целью упорядочить и упростить процедуру оформления для стран-участниц; основные документы, подтверждающие факт международной автоперевозки – международная транспортная накладная (CMR) и книжка МДП (Carnet TIR). Под оранжевой обложкой книжки МДП – отрывные листы, являющиеся грузовыми декларациями, заполняет их при погрузке грузоотправитель. При затамаживании груза, скажем, в Германии, немецкий таможенный офицер ставит автограф и печать в отрывном листе и на корешке того же листа, лист оставляет себе – всё, граница открыта, счастливого пути! На переходе из Германии в Польшу по листочку-декларации оставят себе «на память» и немецкая, и польская сторона, отметившись на корешках: согласитесь, процедура неутомительная и не требующая много времени. И вот – родное СНГ, подтвердившее после развала СССР своё участие в Договоре от 75-го… Что, оторвать лист – и всё?! А денюжки? Как какие – за оформление!

С отечественной стороны прежде, чем подать документы таможенному инспектору, надо навестить декларанта. Декларант на основе CMR и Carnet`а творит домотканую (кондовую, посконную) грузовую декларацию, дублируя уже существующую международную. Занимает сие «творчество» в зависимости от количества наименований товара от пяти до пятнадцати минут, а стоит от 500 до 3000 рублей. Подсчитали стоимость минуты? Понятно, что декларант – работник наёмный, рубли текут к организаторам действа, и организаторы эти к самой таможне (вернее, к её руководству) имеют отношение самое непосредственное. При учёте того, что ежесуточно со стороны Финляндии только в Ленинградскую область России через три погранперехода въезжает не менее полутора тысяч грузовиков, а через Белоруссию, Украину и Прибалтику из старушки-Европы просачивается ещё, по скромным подсчётам, от трёх до пяти тысяч (с ситуацией на границах с азиатскими странами я не знаком, но по обилию товара из Китая, Кореи и пр. можно догадаться, что и там поток вряд ли меньше), таможенное начальство может себе позволить жить на широкую ногу.

Доморощенная ГТД – не единственный «тормоз» и не единственный источник дохода таможни. От 500 до 1000 необлагаемых налогами рублей получает инспектор таможни лично в руки за каждую оформленную машину – либо напрямую от водителя, либо чаще по договорённости фирма-перевозчик, подсчитав количество выпущенных машин с грузом за определённый период, подвозит конвертик с «премиальными» за тот же период. Водители фирм, пытающихся работать честно, регулярно подвергаются обструкции: груз можно арестовать, автомобиль отправить на досмотр с рентгеном или без оного – всё по закону, не подкопаешься, но время оформления затягивается до «принятия правильного решения». Один знакомый инспектор таможни жаловался на жизнь: мол, зарплата при полной выслуге лет всего 12.000, при этом ни один даже очень рядовой и совершенно не «выслуженный» инспектор не ездит на стареньких «Жигулях» и «Волгах» - только на новых иномарках. /ВНИМАНИЕ! «Запорожец», «Таврия» и «Шевроле Ланос» сборки того же Запорожского автозавода иномарками не считаются!/ Как там Верещагин говорил: «я мзды не беру, мне за державу обидно»? Современным «Верещагиным» державный карман душу не греет, а свой, видимо, уже настолько полон, что напрягаться особо и не стоит. Я неоднократно наблюдал, как в разгар смены работают два-три инспектора, остальные курят, пьют кофе или, не сходя с рабочего места, на глазах у коллег и ожидающих оформления водителей, раскладывают в служебном компьютере карточные пасьянсы. А фирмы-грузополучатели для ускорения процесса применяют всё более «адекватные решения», увеличивающие стоимость и так не очень дешёвого импорта.

Задержки на российской границе проблема не новая. Таможенное начальство периодически получает нагоняй от родимого правительства, и также периодически бросается положение поправлять. Первоначально оно кивало на резко возросший грузопоток и плохую оснащённость старых пропускных пунктов. Несколько лет назад на переходе «Торфяновка-Ваалимаа» в Выборжском районе Ленобласти был торжественно открыт новый современный терминал; финская сторона ответила тем же, но в двойном размере: достроив терминал в Ваалимаа, они построили новый комплекс на переходе «Нуйяма-Брусничное»; в январе текущего, 2008-го года, я присутствовал при открытии ещё более современного терминала в пункте пропуска «Брузги» (Белоруссия) – на времени оформления, несмотря на огромные затраты, это не отразилось никак.

С 1 октября 2008 года решено упразднить декларантов, передав их обязанности инспекторам таможни. Как водится, приняв волевое решение, руководство не озаботилось вопросами технической поддержки нововведения, и инспектора будут творить всё ту же ГТД, но уже самостоятельно. Сотрудники Выборжского таможенного управления решили в понедельник 8 сентября провести эксперимент (эх, понедельник-то – день тяжёлый!) и попробовать продержаться смену без декларантов. При плане пропуска на переходе «Иматра-Светогорск» двухсот грузовиков за 12-часовую смену, с 8 утра до 20 вечера в тот понедельник было оформлено всего 50 машин; на 150 машин, то есть почти на четыре километра, выросла очередь. Как поёт в одной из своих песен Сергей Трофимов: «… что бы ни было у нас – всё не слава Богу!». На западе другие эксперименты. Используя возможности всемирной паутины, информацию о грузе таможенники получают путём сканирования штрих-кода на обложке книжки МДП; активно обсуждается вопрос о переходе с бумажных носителей на электронные – вместо пачки макулатуры водитель будет возить с собой ма-аленькую флэшку, и процесс таможенного оформления сократится до секунд. Против такой перспективы, разумеется, наша сторона: а вдруг кто взломает совершенно несекретные сайты? Но хакеров бояться – в Интернет не ходить.

Вдоль обочин по трассам не стоят биотуалеты и контейнера для мусора, за них ведь иностранный налогоплательщик ещё заплатить должен. А водитель – живой человек, стоять ему в очереди когда сутки, когда и поболее – и поесть-попить надо, а после и опорожниться. И растут вдоль дорог кучи отходов и мусора, которые в кабине не повезёшь… Не любят нас за бугром? Так и не за что любить-то, особенно жителям прироссийского закордонья.

Всего-то и делов, казалось бы – оформлять груз так, как прописано в подписанном некогда Договоре Международной Конвенции: оторвал листочек, поставил штампик на корешке – и в путь, граница открыта! Ан нет, ведь с исчезновением очередей на границах иссякнет и живительный денежный родник. А работать за одну зарплату российский таможенник не может – не обучен-с… Да не оскудеет рука дающего!