Комментарий к части I

Феликс Эльдемуров
Византийская империя в руках иконоборцев с 726 года, когда император Лев Исавр издал эдикт, в котором запретил поклонение иконам. Иконоборцы считали недопустимым изображение божества,: поскольку, считали, чтопо их мнению, передавать божественную природу в человеческих формах или изображать лишь человеческую составляющую двуединой сущности Христа есть уничижение религии. В храмах подверглись уничтожению иконы и фигуры святых… Более 200 лет, с небольшим промежутком в конце VIII в., но далее вплоть до 840-х годов, когда смерть императора Феофила позволила иконопочитателям окончательно придти к власти, между двумя ветвями христианской церкви, – западной и восточной, – царит разлад. Будет ли он преодолён тогда, когда в Византии восстановят почитание иконам?

Августа (императрица) Феодора у смертного одра мужа, императора Феофила, даёт клятву сохранить иконоборческую политику. Однако, первые лица государства, такие, как её брат – патрикий Варда, выдающийся учёный, а позднее Патриарх Фотий, с ними хранитель печати, евнух Феоктист, доместик Мануил и другие вынуждают её нарушить клятву. Их тревожит судьба империи, волнует, какую форму примет государственная власть при малолетнем императоре Михаиле. По предложению Фотия, забота о юном императоре должна была непременно включать в себя его непрерывную, интенсивную учёбу под руководством самых образованных людей государства. И более того, в качестве наглядного примера в учении, было принято решение приискать ему примерно такого же возраста сотоварища, какого-нибудь талантливого юношу, сверстника, чтобы, подражая ему, молодой Михаил преуспевал в своём образовании…

Бытующий в некоторых источниках миф о любовной интриге Феодоры с Фотием возник, возможно, из-за путаницы с жизнеописаниями иных императриц, носивших это же имя, в том числе – жены Юстиниана I, преследовавшей некоего Фотия, в конце жизни сделавшегося священником. Что ж, пусть этот миф этот почти никем не подтверждается, но ведь никем и не опровергается…

Фигура патрикия (патриция) Варды представляет пример личности довольно противоречивой. Ярый противник иконоборчества, военачальник, один из активнейших государственных деятелей Империи, при чьём содействии был восстановлен более двухсот лет бездействовавший Константинопольский университет, Варда (Вардан?), брат императрицы Феодоры ставит во главе того же университета иконоборца Льва Математика (родственника Патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика). Параллельно он одного за другим устраняет своих политических оппонентов: доместика Мануила, канцлера Феоктиста, наконец – саму императрицу. В качестве кесаря он становится фактически первым лицом в Империи.

Фотий, один из виднейших учёных того времени, дипломат, историк и философ ("христианский Аристотель"), сделавшись Патриархом,продолжал курировать деятельность вновь созданного университета и не оставил своих занятий наукой, в том числе астрологией и магией, и оставался преподавателем и воспитателем как малолетнего императора Михаила, так и Константина Философа, а впоследствии – и детей пришедшего к власти Василия Македонца.

Упоминаемый здесь и далее Лев Математик – крупнейший учёный того времени, выдающийся геометр и инженер. Занимался разработками военных машин; по его проекту работала световая сигнализация – при помощи металлических зеркал, установленных на башнях, сведения за короткий срок передавались на дальние расстояния.

Феоктист, Логофет Дрома (то есть, канцлер, хранитель государственной печати, ответственный за работу почты и дипломатической службы), совмещал в своём лице множество государственных обязанностей, как на военной, так и на гражданской службе. Занимая столь ответственный пост, он, тем не менее, нисколько не стремился к высшей власти. Был, далее, ложно обвинен в государственной измене и убит по приказу кесаря Варды. Точная дата этого события неизвестна, однако некоторые историки впрямую связывают странное бегство Константина Философа в монастырь Полихрон именно с фактом убийства Феоктиста.

Император Михаил III, вошедший в историю под прозвищем «Пьяница», несмотря на ряд существенных преобразований и реформ, происшедших под его именем, был государем, делавшим всё, лишь бы совершенно не заниматься делами государства. Точная дата рождения его неизвестна, мотивы общения продолжительного общения с куртизанкой (и куртизанкой ли?) Евдокией Ингериной неясны. Окружив себя толпой параситов вроде Имерия Грила, он дни и ночи проводил в кутежах и веселиях. Все усилия особо приближенных к нему Фотия, Варды, учителей, советников, самого Константина Философа сделать из него истинного государя, так и не увенчались успехом…

Патриарх Иоанн Грамматик, (которого его противники презрительно величали «Анний», что можно перевести как «неизлечимый») – идейный вдохновитель партии иконоборцев. Был устранён от власти после смерти императора Феофила; его последователем отчасти был Патриарх Игнатий – будущий противник Фотия, который после переворота и прихода к власти Василия Македонца несколько лет возглавлял восточную церковь. Приводимая беседа с Иоанном могла состояться, например, и в монастыре Клейдион на Босфоре, куда был сослан опальный Патриарх.
Исторически Иоанну Грамматику наследовал Патриарх Мефодий, что, во избежание путаницы с братом Константина, в тексте пьесы не отражено.

Константин, прозвищем Философ (год рожд. 826 или 827), согласно «Житию Константина», был последним, седьмым по счёту ребёнком в семье друнгария Льва, военачальника из города Салоники (Солунь, Фессалоники). Как повествует «Житие», рос он чрезвычайно болезненным и в то же время с необычным рвением тянулся к наукам, прежде всего духовного и религиозного плана. Его любимым автором был Григорий Богослов. Приводимые здесь и далее изречения, притчи и монологи Константина взяты из разных источников: списков «Жития», христианских и иных притч, и высказываний учёных и философов Древней Греции и проч.; лишь отчасти они представляют из себя вымысел автора. Эпизод беседы с лекарем (в «Житии» – с иноземцем-книжником) – большей частью также вымысел. Впрочем, будем иметь в виду, что мы имеем дело не с историческим трактатом, а с художественным произведением, цель которого – высветить образ героя.
Хоянь, шуй, ци, ту, му – соответственно: огонь, вода, воздух, земля и дерево (древо, Древо Жизни) - пять стихий, которые, согласно древнекитайской философии, управляют жизнью и судьбой Вселенной и человека.

Следует признать, что «Житие» не связывает прямо смерть друнгария Льва с походом Феоктиста против славян – это предположение историков. К тому же, Византия сама по себе являлась многонациональным государством, в котором, по крайней мере на Балканах, до трети составляло славянское население. Сам друнгарий Лев был из болгар.

Знакомство Константина с приёмной дочерью Феоктиста – один из эпизодов «Жития». В нём, правда, не указано ни имени её, ни степени этого знакомства, посему последующие эпизоды их общения здесь следует отнести к домыслам автора. Однако почему бы не предположить, что интересы молодого Константина не ограничивались одним только богословием, тем более, что его диаконская должность отнюдь не мешала ему завести семью?

Разные списки «Жития» описывают беседу Феоктиста с Константином по-разному, иные – и вовсе о ней не упоминают. Была ли она вообще? Подумаем: допустили бы к такому важному делу, как обучение в ранге «сотоварища» императора, абы кого, тем более, человека из города, славившегося своими иконоборческими традициями? Понятно, что просто так «послать за ним, прослышав о его способностях» никто бы не стал. О чём могла идти беседа на экзамене-собеседовании? –оставим это на совести автора. Возможно, и о том, что описал автор в пьесе.

Мефодий (первоначально, скорее всего – Михаил), один из старших братьев Константина, его духовник, друг и один из учителей; как и их отец, он вначале избрал себе военную карьеру и ко времени описываемых событий был правителем одной из мелких провинций и участвовал в военных действиях на территории Болгарии. В период падения иконоборчества связал свою жизнь с церковью и стал настоятелем монастыря Полихрон, одного из монастырей, появившихся и действовавших на горе Олимп в Малой Азии, начиная со времен деятельности Федора Студита.