Письмо без ответа

Сергей Николаевич Емельянов
Уважаемая Александра!
Итак, Вы 15 лет назад покинули Россию и теперь живете так далеко и в такой экзотической (для меня, по крайней мере) стране, что я невольно ошарашен. Если не возражаете я немного порассуждаю на тему Вашего отъезда. Теперь, когда многие покидают нашу с Вами общую Родину и покидают ее легко (я имею в виду бюрократические проволочки), я не всегда могу понять этих людей. Может потому, что мой опыт заграничных вояжей очень невелик. Я был всего трижды краткосрочно (по 10-14 дней) в Германии и один раз, но очень давно, еще служа в армии, в Финляндии.
Может быть, потому что в свое время я объездил почти весь Советский Союз. От Эстонии и Латвии до Грузии, от Новой Земли до Ташкента и Самарканда... Но всегда и везде, находясь порой в удивительно красивых и славных местах, встречаясь и общаясь с разными, и чаще всего с добрыми и приветливыми и интересными мне людьми, я всегда скучал по малой родине своей, меня неизбежно тянуло в этот город у Азовского моря, где родился великий Чехов, и где я живу почти всю свою жизнь.
Мне в жизни повезло. Пришлось встречаться и общаться с удивительными людьми. Среди тех с кем я общался, за свою уже долгую жизнь, были и всемирно известные и совсем безвестные люди. Я может быть, как-нибудь потом, об этом напишу.
Я всю жизнь делал только то, что мне нравилось. Из-за этого я не сделал достойной карьеры, не нажил палат каменных и не накопил богатства. Но я об этом никогда не жалел и не жалею. Как ни странно, но я всегда чувствовал себя свободным человеком, всегда жил на то, что сам зарабатывал. Никому не заглядывал в глаза (начальство имею в виду), и никогда никому не позволял себя унижать, но и сам никогда (по крайней мере, мне так кажется) не позволял себе никого унижать.
Ведь это как бывает. Вот начальник, от которого ты зависишь как-то и чтобы не потерять его расположение к себе, ты сам себе говоришь. - Ну, это только один раз. А больше никогда ни-ни. - И пошло-поехало. Всякий раз найдется причина, по которой нужно прогнуться, смолчать, поклониться, проглотить оскорбление и т.д. Вот так и живет человек, унижаясь, приспосабливаясь, а на душе то пакостно. Вот он и начинает - один пить, другой жену бить, а третий унижает тех, кто от него как-то зависим.
Меня обижали. Это бывало. Меня предавали. Тоже было. Предавали друзья, лучшие, как мне казалось. Мною пользовались. Кто-то на моей работе диссертацию себе слепил, кто-то мои идеи, потом выдал за свои, совершенно не стесняясь, что я то узнаю. Это все было и многократно.
Я по разному в разное время относился к этому. Сейчас отношусь философски. Не прощаю, но и не осуждаю. Итак, вернемся к теме моего письма. Вы вдруг вот так 15 лет назад собрались и с мужем и тремя сыновьями покинули северную столицу и убыли на другую планету - Австралию!? Для меня это даже не край света, а где-то за краем.
И первый вопрос, который вертится на языке? А причина? Ведь должна быть очень веская причина. Я даже не знаю, какая? Я вот, живя в нынешней Россиянии, все больше прихожу в ужас от нынешней жизни, но я человек уже старый поживший, и как сказал герой фильма «Подмосковная элегия» народный артист Черкасский (играет его М.А. Ульянов) – «Если человек прожил 60 лет, тот умирать не стыдно, а я прожил много больше».
Но ведь здесь у Вас здесь наверняка остались родные, друзья, какие-то привязанности. Неужто, Вам не снится Ваш (именно Ваш) Питер или Ленинград?
А потом Вы повезли на край земли трех своих сыновей? А это громадная ответственность за жизнь и за благо и будущее своих собственных детей!? Извините, что я задаю такие вопросы Вам. Вы можете мне на них не отвечать. Я пытаюсь Вас просто по-человечески, понять. Я знаю много людей, которые уехали в поисках лучшей доли в материальном смысле, и я могу их как-то могу понять. Знаю, когда уезжают ради будущего своих детей, но нужно быть уверенным в этом. Кто-то уезжает в поисках - птицы счастья, птицы удачи. Этих людей я не очень понимаю.
Простой пример, у меня есть внук, ему скоро 19 лет. Он студент теперь уже 3 курса пединститута. Хороший умный парень, каких немало. Но что ждет его впереди? Пойти учителем в школу - значит стать очередным нищим в родной стране.
Я это знаю по собственной судьбе. Значит, работать не по специальности? Сейчас это даже не мода, а скорее неизбежность. Но кем? Ныне родилось такое понятие о молодых людях, получивших высшее образование – «Офисный планктон». Это значит стать клерком, менеджером, а если по-русски - конторским служащим. Разве это перспектива?
Да денег побольше, чем у учителя, но это же не профессия. А ведь в России сейчас становится все больше и больше этого планктона, чиновничества, и хозяйчиков. А вот делателей (врачей, учителей, слесарей, пекарей, офицеров и т.д.)- т.е. тех, в ком по настоящему нуждается общество всегда и везде, их становится все меньше и меньше...
Они что не нужны обществу? Нужны и очень. Но, их не жалуют. И ведь это не просто грустно, это – национальная катастрофа. Это конец стране и трагедия людей, в ней живущих. Она приближается, и очень жаль, что далеко не все это видят и понимают.
Так что же желать мне своему внуку. Вот вопрос вопросов.
Тоже уматывать куда-нибудь в Канаду или Испанию? А как же Россия? А как же Родина наша общая. Что нас объединяло как нацию, как народ, как общность, как же могилы предков? Все бросить? А не будут потом в той не нашей сытости и спокойствии душить слезы по ночам, мучить совесть, и грызть русская тоска… Хотя, как знать, как знать …
С уважением ИМЯРЕК