Свежий взгляд на литературу

Людмила Береснева
 Береснева Л., Плэчинтэ А.
 
       По первому, еще не затоптанному снежку Влад вновь весело бежал в прогимназию, не думая о трудном для него вчерашнем вечере, когда на дом Светлана Александровна дала задание – вспомнить стихотворение о зиме и прописать две строчки цифры "3." Весь вечер Влад писал эту "вредную", как он ее назвал, цифру, которая ему никак не удавалась. Выходила она у него головастая, а "тело" тщедушное. Мама ему показывала, как нужно ее писать, чтобы она получилась, но как ни старался сын, цифра не вырисовывалась ровной и красивой. От неудач он и ручку бросал, и плакал. Мама, конечно, тоже нервничала: время идет, прописали в черновике десять строчек, а ребенок никак не поймет, как нужно писать эту цифру.
И только с одиннадцатой строки цифра получилась! На стихотворение уже времени не осталось. Так как Влад в детский сад не ходил, то в его репертуаре и песни, которые он пел с бабушкой, были взрослые и патриотические, как "Катюша", "В землянке", "Дорогая моя столица", и стихи он знал тоже не детские. Перед сном мама его спросила:
– Влад, что будешь читать завтра в школе: "Белую березу" Есенина, "Буря мглою небо кроет" Пушкина, может, Тютчева "Чародейкою Зимою..."?
– Пушкина, – уверенно сказал сын.
– Хорошо помнишь?
– Очень! Знаешь, мамочка, когда ты была на работе, мы с бабушкой смотрели по телевизору одну передачу, там тетя-поэт читала свои стихи и стихи Пушкина, мне очень-очень понравилось, как она читала.
– А как зовут поэтессу? Запомнил?
– Да, ее зовут Белла.
– Это Белла Ахмадулина! Замечательная поэтесса!
И вот Влад в классе. Первый урок был математики, дети писали цифру "4", Владу она понравилась, потому что похожа на перевернутый стульчик и легко получалась. На втором уроке читали стихи о зиме.
 На перемене мама вошла в класс и увидела, что сын сидит за партой расстроенный, и спросила его:
– Что случилось? Почему грустный?
– Пойдем, выйдем! – сказал он.
В коридоре Влад ей заявил:
– Больше твоего Пушкина никогда читать не буду!
– Почему? – удивилась мама, услышав такие слова.
– Вот Танечка прочитала стихотворение о зайчике, и ее похвалили, а когда я читал Пушкина, дети смеялись, и учительница тоже!
– Хорошо, прочитай сейчас стихотворение так, как ты читал его на уроке.
Влад нараспев, по-ахмадулински, начал читать знакомые строки:

       Буря мглою небо кроет,
       Вихри снежные крутя,
       То, как зверь, она завоет,
       То заплачет, как дитя...

Мама не выдержала и тоже заулыбалась.
– Ну почему и ты смеешься? Ведь так читала поэтесса, а ты сказала, что она талантливая!
– Потому что это смешно, Владюш, когда маленький мальчик подражает чужим интонациям, ты должен читать стихи не как Белла Ахмадулина, а как
Влад Смирнов. А на ребят ты не обижайся, действительно, у тебя смешно получилось.
       На третий урок учительница пригласила на занятие и родителей, дети сначала смотрели мультфильм по басне Крылова "Стрекоза и муравей", а затем обсуждали его. Беседа была бурно-эмоциональной. Большинство детей было на стороне Муравья, потому что он трудолюбивый, все лето работал не покладая рук, а Стрекоза – бездельница, лишь пела и плясала, поэтому к зиме не подготовилась, и правильно сделал Муравей, что не пустил ее в свой дом.
Вдруг рядом сидящая с Владом девочка, потупив глазки, сказала:
– А мне жалко Стрекозу: она такая красивая, у нее прозрачные и сверкающие на солнце крылышки, и глаза большие, коричневые. Ну и что такого, что не успела построить домик? Она танцевала все лето – это ведь тоже труд!
В классе начался легкий шум.
– А я видел: стрекоза так здорово летает, как маленький самолетик!– сказал с восторгом задорный вихрастый мальчишка с последней парты.
– Муравьи строят свой дом – это муравейник, а как называется дом у стрекозы? – спросила учительницу серьезная девочка.
– Она не строит себе дом, а просится на зиму к кому-нибудь, вот к Муравью пришла, – обернувшись к этой девочке, сказал очень бойкий мальчик.
А другой тут же сострил:
– Если бы построила, то дом назывался бы «стрекозельник», – вот как! Эх, весело в этом стрекозельнике!
Одноклассники захохотали.
– Ребята, ребята, успокойтесь! Давайте все-таки вернемся к басне И.А.Крылова! Как же вы оцениваете поступок Муравья и поведение Стрекозы? – спросила учительница.
– Нельзя только развлекаться, нужно трудиться, дома строить,– почти хором заявили братья-близнецы.
– Конечно,– вступил в разговор Влад,– Муравей – молодец: он много трудился летом, построил себе теплый дом, чтобы зимой было, где жить, но
он, по-моему, жестокий. Разве можно было выгонять Стрекозу, когда «помертвело чисто поле» и началась метель? Она же наверняка «загибла»! Муравей совсем не подумал об этом.
Влад помолчал и сказал:
–А у этой басни есть продолжение, мне мама читала его. Эту новую басню сочинил поэт, который сейчас живет, только я забыл, как его зовут. Там в конце мне очень понравилось, как стрекозы посмеялись над жестоким Муравьем. Они объединились в хоровод и весело плясали, сверкая крылышками, а Муравью, измученному трудом, хочется в веселый круг, хочется какой-то радости, а стрекозы его не пускают. Всю-то басню я не помню, но конец мне так понравился, что я его выучил. Уже не нараспев, а весело и звонко Влад начал читать:
       Вот пляшет на лугу веселый рой стрекоз,
       И Стрекоза сказала Муравью:
       «…– ты подползешь ко мне,
       Худой, мозолистый, угрюмый, большеротый,–
       И, с завистью следя воздушный мой прыжок,
       Попросишь: "Стрекоза, пусти меня в кружок!"
       А я тебе скажу: "Пойди-ка поработай!"

– Молодец, Влад! Действительно, ребята, нужно и трудиться, и уметь отдыхать и, главное, не быть жестоким. А то, что прочитал Влад, правда, не совсем точно, конец басни современного писателя Дмитрия Быкова, книги которого, когда вы вырастете, прочитаете с интересом.
После слов учительницы дети поутихли и задумались, видимо молча согласившись, что нужно жалеть других и помогать им, даже если они в чем-то не правы. Но разве виновата Стрекоза, что ей хочется веселиться?
И тут полный мальчик, с тоской глядя в окно, сказал:
– Вот смотрите, на улице такой белый снежок выпал, так и тянет кататься на лыжах, играть в снежки, а мы вот учимся.
– А что делать? – со вздохом продолжил Влад.– Учиться надо, иначе не поступишь в университет!
Какой-то родитель не выдержал и вслух сказал:
– Ну, оригинал! Для начала в первый класс неплохо бы поступить!
 И все рассмеялись.