Экономические сказки. Сказка вторая...

Олег Алексеев
Экономические сказки. Сказка вторая - про деньги.

Кризис. Все пропало, гипс снимают, клиент уезжает... брокеры мечутся, а рынки рушатся. Финансовые аналитики прикусили языки, а наиболее наглые разводят руками по-жванецки - извините, но мы же вас предупреждали. Студенты припомнили все лекции профессоров и назойливо задают им неуютные вопросы. Почему нефть дешевеет, а доллар стал расти по отношению к евро, хотя вся американская экономика - просто ходячий труп? Почему опять кризис, когда еще в понедельник президент заявил - ребята, не суетитесь кризиса не будет, а во вторник - уже судорожно закрывается биржа и спешно обсуждается план, как спасать наши банки и наши предприятия. Я уверен, у власти хорошие экономические советники и они обязательно что-нибудь придумают, нам же остается рассказать сказку.

Деньги - это не бумага с водяными знаками и не электронные записи на счетах банков и предприятий. Деньги - это реальные товары, произведенные и реально выброшенные на конкурирующие рынки. Деньги - это оборот, обмен реальных товаров на другие реальные товары. А бумага с водяными знаками и электронные записи - это эквиваленты реальных товаров и реальных обменов совершаемых миллиарды раз за один единственный день на нашей грешной Земле. Это их двойники, их реальное выражение наших реальных экономических отношений через форму денег.

Вначале, когда обмен был единичным, достаточно было пару товаров, например, золото или серебро принять за эквивалент и дело - в шляпе, но когда обмен принял массовый характер, то и деньги приняли другой вид - они стали электронные, при этом суть того, что они есть эквивалент реальных товаров, не изменилась и не исчезла. Значит количество эквивалентов должно строго соответствовать реальным товарам и реальным обменам. Башковитые ребята давно уже придумали кучу математических формул, кучу индикаторов, которые довольно точно могут определить какое количество эквивалентов, то есть денег, необходимо для соответствия постоянно, то возрастающих, то убывающих товаров в экономике. Представьте только на мгновение - правильный и от того скучный Мир. Можно просто застрелиться.

К нашему счастью экономикой управляют не дотошные математики, а веселые политики и жадные бизнесмены. Я знаю, некоторых их них. Они “не грабят слепого и не поджигают сиротский приют”*, они имеют возможность печатать туалетную бумагу с водяными знаками, они имеют возможность делать нашу жизнь веселее. За десять последних лет американские весельчаки напечатали 9 триллионов фантиков и на них стали покупать нефть. Не имея возможности отказаться от предложения брать фантики, продавцы нефти довели ее цену до высот реально отражающих обмен реальных товаров. При этом огромное количество фантиков вернулось в американскую экономику и банки избавляясь от них, предложили их наивному населению в виде ипотечных кредитов. Но как только разразившийся кризис позволил списать в мусорную корзину, за пару недель, почти триллион долларов, так произошло чудо - нефти стало относительно много и цена ее естественным образом поползла вниз. Если вслед за американскими банками и другие банки потеряют свои долларовые активы, то туалетной бумаги станет еще меньше, то и нефть продолжит дешеветь. С валютным курсом та же история. Курс, или обмен одних денег на другие, зависит от многих факторов, но главное это количество товаров, произведенное и обмененное в определенное время. Так вот реальный курс американского доллара к евро должен быть как 1 к 1,1 или 1,2. Но, кто в это поверит, когда жизнь подсказывает, что реальные доллары превратились в реальную туалетную бумагу.

Вспомните, когда вводили евро, то его курс быстро выровнялся на отметке 1,2. А далее все пошло как учили и доллар потерял 0,7 пунктиков, то есть почти 70%, как раз на ту сумму бумаги по отношению к реально существующим товарам, которых каждый год американский трудолюбивый народ производит на 12-13 триллионов долларов. При росте экономики в 3% пришлось бы списывать, примерно 25 или 27 лет, а так “свершилось чудо” и Карлсон за счет варенья Малыша вполне здоров на один триллион. Только вот проблема - варенья у Малыша больше нет. Но еще есть торт и конфеты. Оставить их у себя или отдать, чтобы Карлсон окончательно выздоровел? У президента-малыша хорошие финансовые доктора, они обязательно что-нибудь придумают...

_____________________________
*"Как я уже сказал, мне снилось, что я стою недалеко от кучи ангелов зажиточного вида, и полисмен взял меня за крыло и спросил, не из их ли я компании.
- А кто они? - спросил я.
- Ну как же, - сказал он, - это люди, которые нанимали на работу девушек и платили им пять или шесть долларов в неделю. Вы из их шайки?
- Нет, ваше бессмертство, - ответил я. - Я всего-навсего поджег приют для сирот и убил слепого, чтобы воспользоваться его медяками." О'Генри. Неоконченный рассказ. Сборник Четыре миллиона. В 3х книгах. Кн 1 стр 310