Фальшивомонетчики - современная версия

Шели Шрайман
Ну вот мы и проникли, наконец, в «пещеру Алладина», где денег и денежных чеков столько, что бери - не хочу. Да вот беда – все они фальшивые. А если серьезно, на сей раз мы с фотокорреспондентом ведем репортаж из криминалистической лаборатории, куда стекаются фальшивки местного и зарубежного производства – самодельные купюры, удостоверения личности, паспорта, свидетельства о рождении, водительские удостоверения. Впрочем, чуть позже мы убедимся, что сюда попадают не только фальшивки, но и раритеты, не имеющие цены.

***

Подделки бывают разные. Иные видны даже невооруженным глазом. Другие эксперты изучают часами, увеличивая их изображение с помощью микроскопа и выводя его на экран компьютера.

- Когда видишь перед собой подделку, изготовленную на очень высоком уровне, то испытываешь даже нечто вроде профессионального уважения к ее создателю, - говорит мне ведущий эксперт лаборатории, майор полиции Шарон Браун и добавляет, - жаль только, что он применяет свои незаурядные способности не там, где следует.

- Современные технологии позволяют преступникам использовать такие методы, которые раньше были просто невозможны, - подтверждает руководитель лаборатории подполковник Ави Абулафия, работающий здесь уже 26 лет.

…Работа в лаборатории идет по трем направлениям: сверка почерков, обнаруженных на документах, фигурирующих в уголовном деле, с почерками подозреваемых лиц; установление факта подделки чеков или денежных купюр, поступивших на экспертизу; исследование документов с помощью современных технологий, а так же восстановление утраченных фрагментов.

Ави вспоминает необычные случаи:

- Поддельные чеки – такая, казалось бы, рутина…Но когда в Израиле начали раскручивать «дело» Эти Алон, причинившей огромный ущерб Торговому банку, наша лаборатория получила на экспертизу 1500 чеков и каждый из них надо было досконально проверить. Штат у нас небольшой – всего одиннадцать человек. Если еще учесть, что через лабораторию проходит масса других дел – более 1500 в год, то можно себе представить, в каком экстремальном режиме работали наши эксперты.

Самое большое удовлетворение я получил два года назад, когда нам удалось связать в один клубок несколько разных дел и доказать причастность подозреваемого к убийствам пожилых людей, - признается Ави, - в результате Рони Перец (так звали преступника) был осужден на пожизненное заключение. Дело было невероятно сложное. Преступник орудовал в районе Кирьят-Ата. Он стучался в двери квартир, где жили одинокие старики, представляясь им работником почты, и просил расписаться на почтовом уведомлении. Затем преступник душил свою жертву и выносил из квартиры деньги и ценные вещи. Не вдаваясь в подробности этого дела, скажу только, что нам удалось доказать, что образец почерка подозреваемого совпадает с тем, которым были сделаны записи в дневнике, принадлежащем предполагаемому убийце.

Что же касается самых нашумевших дел, то вы наверняка помните историю Ивана Демъянюка по кличке «Иван Грозный», который во время второй мировой войны работал охранником в лагерях смерти, и в том числе в лагере «Собибор», где были уничтожены четверть миллиона человек. Он в свое время эмигрировал из бывшего Союза в США, - говорит Ави. - Наша лаборатория получила на экспертизу рабочее удостоверение, которое было выдано на имя этого человека администрацией концентрационного лагеря. Нам удалось подтвердить подлинность фотографии Демъянюка и его личной подписи на документе.

- Да, я помню. Суд длился очень долго, потом адвокат Демъянюка подал аппеляцию в высший суд, и в конце концов тот снова оказался в США. Однако, и в США Демъянюк был нежелательной персоной: американские суды рассматривали его дело в течение многих лет. В 2005 году федеральный судья штата, где проживал Демъянюк, дал разрешение на депортацию из страны 85-летнего украинского иммигранта…

- Нигде его не хотят видеть, - резюмирует мой собеседник и добавляет. – Вообще-то нам приходится заниматься очень разными необычными делами. Однажды в лабораторию обратились родители девушки, которая погибла во время путешествия по Индии - утонула в реке. Ее вещи были доставлены в Израиль, и в том числе путевой дневник, где она описывала каждый день своего маршрута. Записи сильно пострадали от воды - большая часть их расплылась. Нашим экспертам удалось восстановить весь текст – так что родители смогли прочесть последние записи своей дочери. Ту же самую работу мы делаем и для родственников людей, погибших в Катастрофе, когда они приносят нам старые письма и открытки, настолько пострадавшие от времени, что их уже невозможно прочесть. Когда удается восстановить текст последних посланий людей, уничтоженных фашистами, тебя охватывает такое чувство, которое трудно передать словами. То же самое мы испытывали во время работы над восстановлением рабочего дневника погибшего астронавта Илана Рамона. Впрочем, лучше вам поговорить об этом с нашим ведущим экспертом Шарон Браун, которая как раз и «вытаскивала» на протяжении нескольких месяцев утраченный текст из восьми чудом сохранившихся листков.

- Это было самое интересное дело за все 19 лет моей работы в лаборатории, - подтверждает Шарон. – Дневник Илана Рамона был обнаружен спустя два месяца после катастрофы – единственный из всех дневников, которые вели астронавты. Ивритские буквы указали на его принадлежность: Илан был единственным израильтянином среди членов экипажа. Впрочем, это был не совсем дневник, а то, что от него осталось: бесформенный ком из восьми чудом сохранившихся листков. Американцы передали его вдове астронавта – Роне, и она принесла его к нам в лабораторию.

Так выглядел дневник Илана Рамона, когда его нашли на месте трагедии;

- Я раскрывала слипшиеся листы с большой осторожностью, что заняло у меня довольно много времени, - вспоминает Шарон. - К счастью, бумага не обгорела, но сами записи настолько расплылись, что невозможно было ничего разобрать. Вот как они выглядели в начале, - Шарон шелкает мышкой, и на экране возникает белый лист с неровными краями, в центре которого едва различимы голубые цепочки слов.

Ведущий эксперт Шарон Браун, на экране восстановленная ею страница из дневника израильского астронавта Илана Рамона

– Мне пришел на помощь наш фотограф Лейзер Син-Давид, которому удалось увеличить поврежденные записи настолько, что нам удалось прочесть большую часть текста, и это было настоящим чудом, - продолжает свой рассказ Шарон, - оставалось только восстановить недостающее по смыслу. Эта работа заняла у меня около пяти месяцев, учитывая, что одновременно приходилось заниматься и другими делами.

- Что это были за записи?

- Я не могу сейчас входить в подробности, поскольку Рона Рамон собирается устроить выставку в музее «Эрец Исраэль», где среди прочих вещей будет демонстрироваться и восстановленный дневник ее погибшего мужа, о котором идет речь. Скажу только, что когда передо мной впервые возникли на экране восстановленные строчки кидуша для Шабата, написанные рукой Илана Рамона, я не могла удержать слез. На том же листе были еще и строчки, которыми начинается еврейская молитва «Шма, Исраэль…» Это было для меня настоящим потрясением.

***

Лаборатория, в которой мы находимся, состоит из нескольких довольно тесных комнат, уставленных столами. Проводить здесь долгие часы, изо дня в день разглядывая под микроскопом денежные купюры, чеки, бумажные странички. И так – годами. Неужели не надоедает? Оказывается, нет. Более того, сотрудники лаборатории считают свою работу одной из самых увлекательных и интересных. И штат здесь самый стабильный: люди работают по 20 и больше лет.

- Вы еще только открываете газету, чтобы прочесть о том, что в Израиле произошло нечто экстраординарное, а мы в это время уже работаем над вещдоками, которые были обнаружены на месте преступления, - говорит Шарон. – Даже когда речь идет не о страшном преступлении, а всего лишь о поддельном документе, я всегда отдаю себе отчет, что за каждым таким делом стоит чья-то судьба. Предположим, речь идет о споре членов семьи вокруг подлинности завещания, оставленного их покойным родственником... А еще мне часто приходится исследовать на предмет достоверности свидетельства о рождении, когда человек утверждает, что на самом деле его возраст отличается от указанного в удостоверении личности. Выходцы из разных стран приносят в лабораторию старинные документы из Йемена, Афганистана, Марокко, Германии, Польши, которые являются настоящими раритетами и украсили бы экспозицию какого-нибудь этнографического музея, или музея алии. По иным можно изучать историю той или иной страны.

…Я прошу мою собеседницу припомнить в этой связи наиболее интересную историю.

- Однажды мне пришлось беседовать с выходцем из Йемена, который прибыл сюда еще во времена британского мандата. Ему тогда было 14 лет, но при своем малом росте он никак не выглядел на свой возраст, и английский офицер, ведающий выдачей документов, сказал: «Ты врешь. Тебе еще нет 14 лет, я пишу, что тебе 12». Но мальчик хорошо помнил, как в стране исхода ему отмечали бар-мицву. Он прожил в Израиле долгую жизнь, а когда пришло время оформлять пенсию, разыскал в домашнем архиве тетрадку, где его дед отмечал дни и года рождения всех своих внуков. И теперь мне предстояло установить подлинность этой старой записи. Очень трогательная история, правда?

Шарон вспоминает и другой случай – курьезный, как выходец из России принес на экспертизу целых три свидетельства о своем рождении, и все они оказались фальшивыми.

- Все? – удивляюсь я. – И ни одного подлинного?

- Все, - подтверждает она, - потому что экспертиза выявила: даже свидетельство, которое изначально было подлинным, впоследствии было выправлено и таким образом утратило свою достоверность.

…Однажды в лабораторию принесли Тору, владелец которой утверждал, что она относится к самым древним из тех, что дошли до наших дней. Однако эксперты, тщательно исследовавшие книгу, не нашли подтверждения его словам. Что же касается исторических подделок, то им приходилось сталкиваться с ними довольно часто: в Израиле имеют хождение фальшивые автографы руководителей государства – Бен-Гуриона, Голды Меир, Хаима Вайцмана и других.

Шарон поясняет, что исследуя старый документ, она старается не прибегать к химическим методам проверки, поскольку это может нарушить его целостность. Эксперт предпочитает исследовать его с помощью инфракрасного или ультрафиолетового излучения.

…Среди потока рутины – например, огромного количества поддельных чеков, марок государственной пошлины, денежных купюр, которые проходят через лабораторию ежегодно, встречаются дела необычные. Например, подделка результатов экспертизы, проведенной на детекторе лжи сотрудницей службы безопасности: экспертам пришлось восстанавливать затертую запись, скрывавшейся под той, что была нанесена поверх нее.

Шарон вспоминает случай, как экспертиза, проведенная в лаборатории, лишила надежды на чудо родителей девушки, исчезнувшей во время путешествия по странам Южной Америки. Ни одна из бумаг, обнаруженных на месте ее последней стоянки, не имела отношения к пропавшей израильтянке и не хранила следов ее почерка.

Иной раз сотрудникам лаборатории удается избавить нас от потенциальной опасности, связанной с эпидемией. Так, например, однажды, эксперты установили, что все печати на крупной партии яиц - поддельные. 2 000 яиц, контрабандно завезенных в Израиль из отдаленного района Палестинской автономии, где отсутствует санитарный надзор, были уничтожены.

Надо ли говорить о том, что свидетельство эксперта может иной раз серьезно повлиять на исход дела. Например, когда удается установить принадлежность записки, оставленной на месте самоубийства тому, кто совершил этот акт. Или, когда экспертиза удостоверяет, что бумажный листок со словами «Это ограбление», найденный на месте преступления, действительно был написан рукой подозреваемого. Кстати, экспертиза документов в лаборатории проводится не только на иврите, но и на русском, арабском. К израильским экспертам нередко обращаются за помощью их коллеги из других стран, когда на месте теракта, или преступления обнаруживаются документы на арабском языке.

***

Налюбовавшись на фальшивые купюры, марки и прочие образчики фальшивомонетной продукции современного образца, я не удерживаюсь от вопроса, который не дает мне покоя с того момента, как мы с фотокорреспондентом вошли в лабораторию: кто считается в Израиле чемпионом по подделкам?

- Мне неудобно отвечать на этот вопрос, - уклончиво отвечает Шарон.

- Кажется, я догадываюсь, - замечаю я и пытаюсь зайти с другой стороны. – Увеличилось ли число подделок в Израиле с началом большой алии из стран СНГ?

- Да. Мы столкнулись тогда не только с фальшивыми свидетельствами о рождении, но и огромным количеством поддельных водительских удостоверений, которых были тысячи, - отвечает эксперт и добавляет, – что, впрочем, вполне объяснимо. Как вы помните, репатрианты, имеющие водительские права, получали тогда большую скидку при покупке автомобиля. Эта проблема разрешилась после того, как всех без исключения новоприбывших, и в том числе, обладателей прав, обязали сдавать экзамен на вождение машины. Спрос на поддельные водительские права упал, и они довольно быстро исчезли.

***

…Напоследок вопрос на засыпку: какими качествами должен прежде всего обладать эксперт из криминалистической лаборатории? Опытом? Хорошей наблюдательностью? Аналитическими способностями? Само собой. А еще? Правильно. Способностью опережать мастеров по изготовлению фальшивок хотя бы на один шаг и постоянно вооружаться самым совершенным оборудованием и современными технологиями. Прогресс не стоит на месте, и надо успевать за быстро меняющимися реалиями. Полвека назад рынок был наводнен фальшивыми деньгами, на смену им пришли поддельные чеки, теперь их вытесняют поддельные кредитные карточки. И так до бесконечности. Вопрос: кто успеет овладеть современными технологиями раньше –воры или полицейские.