Семь лет в Тибете - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Seven Years in Tibet

США, 1997

Режиссер: Жан-Жак Анно
 В главных ролях: Брэд Питт, Дэвид Тьюлис, Цзямъян Цзямцо Ванчук


Непросто, я думаю, снимать фильмы по мемуарам - жанр сей тяготеет к документалистике: воспоминания, записанные на бумагу, столь часто фрагментарны, пестрят размышлениями и мало кинематографичны, и требуются особые художественные средства, чтобы передать литературный стиль первоисточника и одновременно сваять увлекательное и зрелищное кино.

Фильм "Семь лет в Тибете" снят по одноименной книге известного австрийского альпиниста Генриха Харрера. Он родился в 1912 году, активно занимался в 30-ые годы спортом, был отличным горнолыжником и к 1938 году (к тому моменту, с которого начинается фильм) стал известен как лучший альпинист Европы. В то же время он становится членом национал-социалистической рабочей партии Германии и вступает в SS. Он участвует в неудачном восхождении немецкой группы альпинистов на одну из высочайших точек Гималаев - Нанга-Парбат. По возвращении на базу оказывается взятым в плен английскими властями и отправлен в концентрационный лагерь в Индии, откуда совершает несколько попыток побега, одна из которых оказывается удачной. Он, вместе со своим товарищем Петером Ауфшнайтером, попадает в недоступный для иностранцев район Тибета Лхасу и становится доверенным лицом и другом юного далай-ламы. 7 лет он проводит в Тибете, а после оккупации Лхасы Китаем возвращается на родину, где и пишет свои воспоминания. Все это легло в сюжетную основу фильма.

В начале мы видим Харрера эгоистичным, неуживчивым, самоуверенным и беспощадным молодым человеком. Испытания и лишения, через которые он проходит, смягчают его жесткий характер. Он совершает по жизни много ошибок, но к чести его, умеет извлекать из них уроки. Где-то он становится более открытым, где-то более милосердным. Учится адекватно проявлять свой характер - сильный, и не слишком гибкий. Большое влияние на него оказывает юный, почти мальчик, открытый, добросердечный и мудрый далай-лама. К концу фильма мы видим совершенно другого Харрера. И очень умело, ненавязчиво совершен в фильме этот переход - от зла к добру.

Один из самых сильных эпизодов отражает конфликт Лхасы с Китаем: приезд китайских генералов, ведущих себя нагло и бесцеремонно - для них Лхаса - всего лишь небольшая неудобная, но заведомо своя территория, где слишком много религии; оккупация Лхасы китайскими войсками, которую местные жители защищают в средневековых доспехах, с примитивным оружием - луками - против самолетов и автоматов, не может не вызывать сильное сочувствие.

Нельзя не отметить великолепную актерскую работу Дэвида Тьюлиса, исполняющего роль друга Харрера - Петера Ауфшнайтера - его явного психологического противовеса, который оказывает на главного героя сильное положительное влияние; а также Цзямъяна Цзямцо Ванчук (Jamyang Jamtsho Wangchuk), играющего 14-летнего далай-ламу. Кому-то, кстати, может быть небезынтересно будет узнать, что родная сестра далай-ламы сыграла в фильме его мать.

Вообще надо сказать, фильм на высоте, несмотря на сложный для кинематографического исполнения сценарий. Нет злоупотребления натурсъемками в ущерб сюжету, этнографические детали характерны и ненавязчивы. Единственное, что мне показалось слабоватым - это работа оператора, она достаточно технически однообразна.

Рекомендую к просмотру. 9 баллов из 11.