Настежь открытое письмо г-ну Соловьёву

Илона Бурцева
       Уважаемый Владимир Рудольфович! Во первых строках своего письма каюсь: Ваш бестселлер «Мы и Они» прочла сравнительно недавно, безнадёжно отстав, таким образом, от всего прогрессивного человечества.
       Книга нескучная. Ее не хочется закрыть после прочтения первой страницы, и это радует. Видно, что автор – личность, видна Ваша ироничная улыбка.
       Тем более, удивляют некоторые вещи.

       Например, восхваление иноземщины (и было б кого! – США) и загаживание себя – россиянина обыкновенного. Впрочем, это любимые российские затеи со времен Петра I. Особенно преуспела в них российская интеллигенция. Последнее, видимо, ассоциируется у её представителей с «выдавливанием из себя по капле раба». На самом деле все это – от комплексов.
       Несколько замечаний о Штатах и восхитительном штатовском населении. Вы сами пишите, что многие судят о чужой стране, общаясь там с определенным узким кругом людей (и круг этот, зачастую, далеко не лучший). Это так. Но ведь и Вы составили впечатление о США, общаясь, главным образом, с довольно узким кругом людей. Университетский городок – это еще не все Штаты. Это не более, чем у нас в стране, тоненькая прослойка относительно интеллигентного населения.
       Кроме того, не верю я в хорошесть народа, который выбирает себе в президенты «картонную дурилку», навязывающую всему миру свои порядки и делающую «оранжевые» перевороты ради процветания определенных бизнес-кругов. Не верю я в хорошесть народа, на деньги которого бомбят весь мир, а он и в ус не дует. И ведь начали Штаты практиковать бомбежки еще в 1945 году. Больно сильно обиделись на японцев за то, что так бездарно просрали Перл Харбор. Да и мускулами тогда нужно было поиграть. Впрочем, эти чудо-богатыри и воевать-то не умеют, только бомбить. Какую из затеянных ими самими войн они выиграли?
       А их способность на все – подлость, унижения, вылизывание руководству всех мест – лишь бы не потерять нормальную работу. Понятно, что за это их можно только пожалеть, но ни симпатичнее, ни свободнее они от этого не становятся. Когда на российскую теле-кино аудиторию обрушился шквал американских фильмов, я никак не могла понять, почему у них супергеройством считается – сказать мерзавцу начальнику в лицо, что он – сволочь, и уйти с работы, хлопнув дверью. Это же нормально. У нас это не считается геройством. Большинство людей не будут долго терпеть издевательства, а уйдут. Пусть не всегда высказав руководству, что думают, но уйдут. И это при том, что у нас достаток ниже, а климат суровее. А они, бедные, со своими кредитами готовы молчать и хавать любое дерьмо.
       Ещё о прекрасной Америке? Да сколько угодно! А «настучать на соседа – святое дело» (справедливости ради надо сказать, что, к примеру, в Германии это еще более развито)? А всесильность полицейских? А дедовщина в американской армии, которая была и поощрялась там задолго до того, как возникла в российской армии? А их «охота на ведьм» в 50-е годы прошлого века (и общество что-то особо не вякало)? А самый большой в мире внешний долг (частного и федерального сектора) этой прекрасной страны? Сколько? Что-то около $ 14 триллионов? Они ведь не только живут на чужие деньги, они бомбят, кого хотят, на них.
       Перечислять штатовские прелести можно бесконечно долго, Вы и сами это знаете. Кстати, такой зарегламентированной страны, как США я в жизни не видела. СССР брежневских времен – просто отдыхает.
       У меня есть и личный опыт общения с американцами (причем, очень разными), и наблюдения за их жизнью (в естественной среде обитания), и воспоминания о последних (ноябрь 2004г.) выборах президента. В выборное время (октябре – ноябре 2004 года) я проживала в курортном городе Майами, не самое убогое место в США, ведь в этой стране, как и везде, больше всего затюханых провинциальных городков.
       Исходя из всего вышеперечисленного, знаю точно – отдых и свободное время для подавляющей части населения этой страны в основном: шоппинг и поглощение жратвы в ресторанчиках и ресторанах. После созерцания американцев, неиспорченные интеллектом немецкие лица (я возвращалась из Штатов в Вену) казались мне родными и близкими.
       А уж выборы Буша-младшего в 2004-ом! Последние ельциновские выборы – это детский лепет по сравнению с ними. Америка – вот где наши главные демократы прилежно учились подтасовкам и грязным политтехнологиям.
       Теперь по поводу того, что «если мы такие умные и хорошие, то почему такие небогатые». Во-первых, хорошие не могут быть особо богатыми, во всяком случае, в России (по целому ряду известных Вам причин). Во-вторых, очень многие неглупые, интеллектуальные и даже, как будто бы, высокодуховные земляки имеют рабскую психологию. А рабы не могут жить хорошо и счастливо.
       Но все-таки мы лучше штатовцев. Они в массе – тоже рабы, но менее развитые. К тому же, бытие все-таки определяет сознание. Жили бы мы ощутимо лучше, и было бы у нас больше порядка – озверевших и гаденьких людей было бы значительно меньше. Однако, «каждый народ достоин своего правительства», а значит и того, как он живет.

       Впрочем, к примеру, немцы немногим лучше американцев. Кроме того, что они любят стучать на ближнего своего, они еще, в большинстве случаев, жадны, ленивы, не очень честны – с удовольствием приворовывают, если уверены, что их не поймают. А когда пытаются врать – ну просто дети! Российскому искушенному глазу их ложь сразу видна, но они все равно пытаются. Образование, даже университетское, у них слабое. Их бюрократы – это вообще отдельная тема. Наши пока даже рядом не стояли ни по количеству оных, ни по качеству. Правда, наши бюрократы «впереди планеты всей» по взяткам, но это отдельная история.
       Однако в массе немцы менее агрессивны, чем мы. Живут гораздо спокойнее, не перерабатывают (если, конечно не топ-менеджеры). А что такое ломаться на 3-х работах, чтобы прокормить семью, они вообще не знают. Социально защищены. Вот достойный пример того, как жесткий порядок и достаточно высокий уровень жизни в стране делают общество похожим на человеческое. Германию я знаю неплохо. Некоторое время прожила в Западной Германии, а в Берлине живет моя сестра. Это я к тому, что знаю, о чем говорю.

       Есть и еще в Вашем труде противоречия (Вы периодически говорите взаимоисключающие вещи) и всяко–разные очень спорные моменты. К примеру, Ваше странное отношение к женщинам. Они, по-вашему, какие-то убогонькие и алчные, но все равно Вы их любите не благодаря, а вопреки. Возможно, Вы в жизни встречали главным образом таких. Это печально. Но тут уж как с правительством – кого хотите рядом видеть, того и получаете. Касается обоих полов.

       Но все-таки больше всего меня уела тема национального самоуничижения. Ведь Вы человек популярный. Вы авторитетны далеко не для самой худшей части нашего общества. Люди Вам верят, они у нас вообще доверчивые до идиотизма. А уж печатному слову, традиционно, просто свято верят. Сказывается вековая неграмотность. Сами они в массе нигде толком за границей не бывали, поэтому соглашаются с Вами, не имея возможности все увидеть, попробовать, сравнить. И если они соглашаются с тем, что плохие, то начинают еще меньше уважать и страну, и себя. Значит, становятся еще хуже. А нашему народу, именно народу, есть за что себя уважать.

       Однако в целом книга всё равно симпатичная. Успехов Вам, Владимир Рудольфович! Продолжайте сеять разумное, доброе, вечное. Если оно, конечно, доброе и разумное…

       С уважением, Илона.