Сочинение на вольную тему

Андрей Благовещенский
В лекциях по историческому материализму (был такой обязательный предмет во всех вузах) нас учили, что история движется по восходящей спирали, периодически повторяясь. Я недавно разбирался в своих старых бумагах, и мне попалась опубликованная 15 лет назад моя статья. Если взглянуть на происходящее сегодня и сравнить с не так уж давно минувшим, то верность положения истмата о повторах очевидна. Можно ещё добавить, что витки сближаются во времени. Ниже я привожу эту статью без изменений и купюр.

Сочинение на вольную тему
(«Башкирия» №14, апрель 1993 г.)

В школе я всегда предпочитал сочинения на вольные темы. Помню, на переводном экзамене за 9-й класс свободная тема формулировалась так: «Русский народ… вынесет всё, и широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Это был 1945 год, и экзамены мы сдавали через две недели после первого салюта Победы. На следующий год, на письменном экзамене на аттестат зрелости, среди других тем нам предложили такую: «Народу русскому пределы не поставлены, пред ним широкий путь». Было это в Сталинграде, который ещё оставался городом домов-скелетов, сквозь пустые глазницы окон которых даже праздничные салюты выглядели жутковато.

Жилось трудно. Гораздо дороже денег были продовольственные карточки, особенно хлебные, пайки по которым отмеривались в 1946 году даже ниже, чем по военным нормам. Но всё это казалось не самым существенным. Главным было ощущение Победы и освобождение от тяжести войны, не участвуя в которой впрямую по возрасту, мы тем не менее хорошо знали её горький вкус. О том, что на смену «горячей» войне уже идёт «холодная» с образом нового врага – того самого союзника, с которым ещё вчера братались на Эльбе и в Берлине, мы ещё не думали. Нас окрыляла надежда, что после всего пережитого и выстраданного жизнь не может не стать светлой и свободной. Казалось, что ещё немного, вот отстроим порушенные войной города, начнём вместо танков и пушек для войны делать автомобили и кастрюли для людей, вместо кирзовых сапог шить нормальную обувь, и заживём – при наших-то российских богатствах! – уж не беднее других народов. И школьные сочинения наши были полны энтузиазма молодости и безграничного оптимизма. Могло ли нам тогда придти в голову, что спустя 45 лет из той самой Германии, поверженной и униженной, нам будут слать гуманитарную помощь?!

Но не о неэффективности так называемой социалистической экономики, не о бездарном, а порой преступном растранжиривании богатств России и труда её людей хочу сказать. Сейчас, когда пал железный занавес и мы увидели себя и свою жизнь в реальном соотношении с жизнью других народов, а не через светофильтр идеологических установок ЦК КПСС, стали слышны голоса, что иначе, чем жил все эти годы, наш народ жить и не способен – не можем, мол, мы работать свободно, для себя, обязательно нам нужна железная рука, которая силой должна заставить нас трудиться на благо общества. Мы, дескать, не европейцы с их культурой и традициями демократии! Обращаясь к нашей национальной гордости, нас хотят вновь убедить, что она в имперском величии России. Нас зовут ещё раз противопоставить себя миру вместе с деспотом (в отношении своего народа) и агрессором (в отношении соседей) Сатдамом Хусейном. И вот наши «патриоты» уже ездят к нему с изъявлениями дружбы и поддержки. Однако не в грохоте танковых гусениц величие народа – оно в умении создать достойную жизнь для своих граждан и мирно ужиться с соседями. Не зря ведь Пётр Великий ездил учиться в Голландию – страну, которую по меркам российских просторов можно «шляпой накрыть», но великую мастерством и трудолюбием своего народа. И мы не из другого же теста сделаны. И до Петра Россия не теряла связи с Европой, так как всегда, ещё от Киевской Руси была её частью. Да и демократические традиции не были чужды народу нашему со времени новгородского веча, и не они ли сохранились до наших дней в возрождающемся сельском сходе!

Сегодня Россия переживает вновь один из драматических моментов своей истории. Позади семидесятилетний период строительства «светлого будущего», за которое заплачено десятками миллионов жизней, изгнанием из страны, моральным подавлением и физическим истреблением цвета её культуры. На проверку же путь в «светлое будущее» оказался дорогой к социальной и экономической отсталости: с 5-го места среди развитых стран мира в 1914 году мы откатились в шестой десяток в наши дни. И стало очевидным, что необходимо перекладывать руль с направления куда-то вбок от дорог мирового прогресса. На вираже не избежать перегрузок и опасности заноса. Требуется и напряжение и терпение. Трудности перехода обрадовали и обнадёжили вчерашних, тех, кому путь в сторону обеспечивал и власть без ответственности и социальный (да и материальный) комфорт. И вот они уже консолидируются и зовут нас притормозить, не спешить с переменами. Вот видите, говорят они, стали мы поворачивать, а лучше-то пока от этого не стало: и производство падает, и чиновники мздоимствуют, и милиция не очень-то бережёт нас от лихих молодцов, и рубль наш всё дешевеет и дешевеет…

К сожалению, всё это правда, но правда не вся. Ведь правда и то, что падение производства началось не сегодня и даже не вчера, а когда, мы в погоне за мировым лидерством в производстве оружия перестали вкладывать средства в обновление мирных отраслей. Правда, что чиновники – да ещё каких высоких рангов! – брали взятки, а милиция наша не столько нас от них, сколько их от нас берегла. Только мы обо всём этом не очень-то знали – зажатая в тисках цензуры пресса почти не смела «беспокоить» нас «страшными историями»: даже стихийные бедствия и авиакатастрофы могли случаться только почти исключительно за нашими кордонами. Правда ещё и то, что «дорогих» рублей едва хватало на хлеб тем, у кого зарплата и пенсия шли по минимуму тех лет (хотя нищих в подземных переходах Москвы тогда не было – милиция быстро спроваживала их куда подальше), что тем, у кого рублей было больше, но они не имели доступа к «закрытым» распределителям и пространству под прилавками, с прилавков-то было взять нечего. И разве не правда, что правду можно стало говорить, не оглядываясь на стукачей, что люли получили наконец право владеть собственностью (правда, не всякой, за землю крестьянину ещё предстоит побороться) и быть независимыми от государства и его чиновников и, следовательно, жить по собственному разумению, а не по воле и не с соизволения начальства. Видно, вот эта, последняя правда более всего не устраивает тех, кто, избранный ещё по вчерашним законам уже исчезнувшего государства, на УП съезде народных депутатов РФ голосовал против рассмотрения вопросов о праве народа владеть землёй не как испольщику или арендатору, а как полновластному хозяину, кто выступил против реформ в стране, за установление моратория на референдумы, то есть за лишение народа возможности самому напрямую принимать решения о своём будущем. Только отчаянный демарш Президента (Ельцина- примечание 2008 г.) с прямым обращением к народу заставил их отступить на шаг. Но зато сколько слов тратится ими сегодня, чтобы доказать, что референдум не нужен, что прямое волеизъявление народом для страны опасно, способно привести к её распаду.

Страшат нас ещё политизацией народа. Вот только странно, что пугаются этого в основном те же люди, что ещё недавно, в пору сплошного «одобрямса», призывали к ней, насильно заталкивали нас в разные политкружки, политшколы, университеты марксизма-ленинизма. Не потому ли, что та политизация отучала людей от самостоятельного мышления, а сегодняшняя наоборот, заставляет шевелить собственными мозгами?

Нет, не верю я, что народ добровольно откажется от права иметь и высказывать своё мнение или хором пожелает чего-нибудь во вред себе и своей России. Нужно только, чтобы вопросы для референдума содержали действительную альтернативу, чтобы их формулировки были чёткими и однозначными, чтобы какой-нибудь политикан после не смог ответы на них вывернуть так, как ему покажется целесообразнее.

Впрочем, вот передо мной приложение к Постановлению Президиума ВС РФ №4392-1 с перечнем вопросов для референдума, Чувствуется, что те, кто готовил их, поневоле согласившись на референдум, более всего хотели бы его сорвать. Подготовлено 12 вопросов. Большинство из них не вызывает ни споров, ни сомнений, и если они содержат альтернативу, то довольно странную. Например, кто сегодня может сомневаться в ценности жизни, здоровья, чести и достоинства человека, которые государство обязано защищать? Другие вопросы сформулированы так, что для полного их понимания нужна юридическая подготовка. Последний же, двенадцатый вопрос, требует согласия или отказа на досрочные перевыборы и парламента и президента, но только обязательно обеих этих ветвей власти вместе и одновременно, без вариантов. Самая же соль вопросника в том, что на все 12 вопросов требуется одно общее для всех разом «да» или «нет»!

Надеюсь, однако, что в Верховном Совете России здравый смысл и порядочность в конце концов одержат верх, и для референдума, если он всё-таки состоится (а он неизбежен, хотя, возможно, и с переносом назначенного срока, если за это время железная рука нового тоталитаризма вновь не сдавит нам горло) будет подготовлен нормальный бюллетень с уважением к людям и их мнению.

Я и сегодня продолжаю верить, что народ наш «вынесет всё и широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но грустно думать, что вчерашние могут ещё раз на какое-то время опять увести нас в сторону. И тогда в памяти всплывает горькое продолжение некрасовских строк: «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе»…

Нельзя ещё раз позволить обмануть себя!