Земля Королевы Мод, или Мир размером с окно

Петровский Валерий
Антарктида – она огромная. Вовсе не шестой континент, а первый. Самый главный.

Тогда над самым диваном висела карта мира. Она была примерно размером с окно. За окном я все давно выучил, вплоть до трех деревьев на горизонте. И тогда я перешел к карте. Нет, вру. С самого начала был все-таки диван, чтобы дотянуться до карты. С высокой упругой спинкой и спиральными пружинами, спрятанными под выпуклым сидением. Еще у него были округлые бобины по краям, которые откидывались в сторону. Как если кармашки штанов вывернешь. С дивана все и началось.

Просто, чтобы читать, мне надо было потрогать буквы пальчиком. Иначе не получалось. Буквы разбегались, слова не складывались. А Антарктида – она была прямо под рукой. На самом донышке карты, куда я легко дотягивался с дивана. Там я и обнаружил большие пустующие места, которые назывались Земля Королевы Мод. Вокруг были другие интересные названия, но мне отчетливо помнится именно это. Пустынная Земля Королевы Мод. По мне, она должна была похожа на Снежную королеву. Других знакомых королев я не знал.

Что это пустующие земли, догадаться мог даже малыш - там не было городов. Города скопились совсем в другом месте. В левом верхнем углу карты, куда я еще не мог дотянуться. Их было так много, что они с трудом там умещались. Из всех названий мне понравилась Гаага. Она не могла не понравиться. Гаага была на самом краю карты. У моря. И наверняка там разводили гусей. Иначе откуда такое имя у города?


Мама тоже держала гусей. Из всей живности у нас водились только гуси. Весной гусак переходил на шепот, а гусыни тишком высиживали гусят. А потом во дворе и перед домом водворялся птичий базар. Гусак гоготал от радости и расправлял пошире крылья, гусыни согласно гомонили, а желтопузая мелкота пищала на разный лад. Похоже, их учили говорить га-га.

Позже я узнал, что даже есть такая птица – гага. Похожая на гусей. С очень теплым пухом, за что ее жаль. Полярникам и путешественникам утепляли куртки гагачьим пухом. И тем тоже, которые отбывали на Антарктиду. Они бродили там в теплых пушистых комбинезонах по пустынной Земле Королевы Мод. А кругом никого – ни птиц, ни зверей. Тишина, только ветер гудит среди сугробов. «В Антарктиде льдины…» Лишь на океанском побережье той королевской земли водятся пингвины. Их так и называют – королевские. Ваше благородие…

Когда у мамы не случилось мелочи, она дала мне в школу рубль. С условием, что я принесу сдачу. Но я не смог вернуть, не удержался. Непонятно зачем, купил новогоднюю маску, хотя до елки было ой как далеко. Это оказалась маска веселого пингвина с удивленными глазами. В моем третьем классе мне все позавидовали. Я гонялся за ними по партам. На шум заглянул второклассник Владик: « А кто это? Кто?» На год младше нас, он был большой, как королевский пингвин. Впрочем, у них весь класс был рослый, на полголовы выше нас. Гренадерский.

…Я как-то встретил Владика в городе. В День Победы. Он стал еще больше. С седой головой. Мы шли куда-то с Катей по городу. Наверное, в парк, где фронтовики пили водку из фляжки, как полярники спирт. Или мы вышли уже из парка, какая разница. Просто к тому времени мы собирались расстаться. И никак не могли сказать об этом друг другу. Мы бродили по городу, и нас не тянуло домой. Туда, где мы должны были остаться наедине и не знали, что дальше делать. Кто-то должен был первый сказать. Катя очень хорошо держалась. Достойно. Как королева.

И хотя на улице было полно народа, у меня на душе было пустынно и стыло. Хотелось уехать куда-нибудь далеко-далеко и никого не видеть. Или спрятаться под одеяло на давнем мамином диване. У карты с Землей Королевы Мод.

Мод – это имя такое. Женское. Разные у них имена бывают. Теперь я это знаю.
«Льдины в Антарктиде замела пурга…»