Заключение

Алишер Таксанов
Марьям Ибрагимова, политолог и историк, изучавшая политические тенденции в стране, заявила: «Каковы люди у власти, таков и режим, а каков народ, таковы и люди у власти». Этим самым подводя ситуацию под известную поговорку: «Каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет». Конечно, это обстоятельство не является темой исследования автора данной книги, хотя подчеркивает специфику восточной ментальности и деспотии. «Если нет оппозиции в умах, то ее нет и на словах, если население безропотно относится к произволу, значит, оно или приспособилось, или имеет какие-то выгоды от такого положения», – подчеркнула историк.

Однако следует отметить, что в Узбекистане оппозиция существует, пускай не всегда явно и открыто. Сам режим загнал людей в подполье, в том числе и конструктивное либеральное движение. Взамен он получил ожесточенное сопротивление в лице исламского радикализма. Подчеркнем, это явление не экспортировано из-за рубежа, а взращено внутри страны политикой И.Каримова и произволом правоохранительной системы, хищениями кланов и злоупотреблениями региональных «князей». Но при этом радикализм становится новой силой, с которой вынужден считаться режим.

«Рассуждая о ближайших перспективах общественно-политического развития, следует учесть, что на политическую карту Узбекистана поставлено слишком много: абсолютная власть, добытые посредством ее злоупотребления неслыханные состояния и дальнейшая участь нынешних вершителей судеб страны, стоящих перед дилеммой: быть или не быть? – пишет эксперт Р.Мирзаев. – Хорошо осознавая последствия своего безраздельного властвования на протяжении 15 лет, правящий режим заинтересован в сохранении существующих порядков любой ценой!»

А вот что отмечает политолог Т.Юлдашев: «Верховенство закона, взаимоконтроль ветвей власти и надежный общественный контроль над ветвями власти позволят обуздать административный произвол, вести действенную борьбу с коррупцией в системе управления. Без выполнения изложенных условий, страна не сможет выбраться из кризиса, порочного круга беззакония и произвола, прогрессировать»[1].

Он же добавляет: «Есть у правоохранительных органов и собственные трудности. Коррупция имеет широкое распространение. Программы борьбы с этим злом нет и, похоже, не предвидится. Взятки берет значительная часть высокопоставленных лиц, связавшая свою судьбу с правящим режимом, выступающая в качестве наиболее ревнивого его защитника. Как можно начать расследование и привлечь к ответственности выдвиженца Президента без санкции сверху? Действуя таким образом, можно углубиться слишком далеко, чего, власть допустить не может.

Коррумпированное чиновничество, состоящее из влиятельных фигур местного и республиканского значения, консолидировано, взаимосвязано, располагает широкими связями, огромными возможностями. Прибегая к круговой поруке, оно способно профессионально защищать как личные, так и корпоративные интересы. Считаясь с его могуществом, правоохранительные органы не осмеливаются проявлять принципиальность, собственную инициативу для активизации борьбы с казнокрадством. Они ведут борьбу с теми, кто им по зубам, выявляют и наказывают в основном мелких нарушителей законов, а средненьких – только по указанию сверху»[2].

Хотелось бы отметить, что масштабы коррупции в правоохранительных органах разные, все зависит от того, насколько органы «близки» к ресурсам (проверкам, регулированию, контрактам и т.д.), как широки их полномочия. Также добавим, что и объемы взяток тоже не тождественны – все зависит от источника дохода и степени его досягаемости. Однако никто там не «застрахован» от коррупции, и мало кто избегает ее влияния. Но как власть допускает это в силовых структурах, не опасается ли она? Скорее всего, ответ лежит в истории. Как отмечалось выше, на первых этапах рыночных преобразований правительство дало возможность правоохранительным органам зарабатывать «на стороне» в ответ на лояльность и обещание выполнять даже «грязную работу» (заказные убийства, пытки, преследования оппозиции), более того, оно сняло с себя ответственность за социальное благополучие сотрудников МВД, СНБ. В свою очередь, эти органы закрывали глаза на хищения и уводы капиталов, избежание налогообложения и организацию контрабанды, приватизацию в интересах кланов и чиновников, поскольку тоже имели свои интересы в этих процессах. То есть был определенный негласный социальный договор между властью и правоохранительными органами. Но излишняя самостоятельность – это тоже угроза для власти, ведь автономные органы способны на многое, вплоть до организации переворотов и революций, и поэтому власть поставила такие условия, когда одна структура контролирует другую, что не позволяет какой-то из них иметь постоянный верх, например:

- СНБ – МВД, ГНК, ГТК, МЧС, МО, МЮ, КОГГ;

- Прокуратура – МВД, СНБ, МЧС, ГНК, ГТК, МО, МЮ, КОГГ;

- МВД – ГНК, ГТК, МЧС.

В той или иной мере они контролируют бизнес и сферу влияния конкурирующих структур. Поэтому операции друг против друга имеют такие же масштабы и планы, как и в отношении экстремистских организаций, разведывательных центров, преступных структур. Принцип «ловить рыбку в мутной воде» успешно был реализован президентским окружением, и ныне это видно по тому, как идет война между двумя крупными структурами – МВД и СНБ. Иногда вспыхивает информационная война: одно ведомство разоблачает другое, и для всего общества – это, вроде как сигнал: мол, коррупция под контролем. Но это, естественно, не так. Система «откатов» и взяточничества формируется и развивается именно в закрытых, недоступных для контроля общества госструктурах, и она оказывает влияние на иные сферы – экономику, денежное обращение, инфляцию, миграцию, социальное состояние и пр. Этим самым И.Каримов обеспечил себе определенную лояльность силовиков: он позволяет им воровать, но при этом те обязаны его защищать и не соваться в интересы президентской семьи. Конечно, президенту удобно иметь компромат на всех лиц в государстве, ибо это есть крючки, за которые он дергает, если кто-то проявит излишнюю самостоятельность или позволит критиковать режим. И это также свидетельство того, что любая кампания по борьбе с коррупцией обречена на провал, ибо никто никогда не собирается задевать «краеугольные камни» этого явления.

Приведем небольшой пример: в ходе состоявшегося 27-28 июня 2008 года в Ташкенте 14-го пленарного заседания Сената Олий Мажлиса был рассмотрен пакет законов, ранее принятых Законодательной палатой и направленных в Верхнюю для последующего одобрения. В числе их стал акт «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года)», предусматривающий ряд дополнительных мер по борьбе с коррупцией, в том числе обеспечение международного сотрудничества в этой области. Официальное агентство «УзА» подчеркнуло: «В ходе обсуждения отмечалось, что присоединение к этому международно-правовому акту является ярким свидетельством приверженности Узбекистана курсу дальнейшего углубления социально-экономических реформ, а также будет способствовать укреплению мер, направленных на эффективное предупреждение коррупции и борьбу с ней, развитию международного сотрудничества в этой сфере»[3].

Казалось бы, это свидетельствует о стремлении правительства начать серьезную борьбу с коррупцией, однако настораживают следующие аспекты:

- ни ранее, ни сейчас в прессе, а также из уст высоких чиновников не было заявлено о том, какие масштабы приобрела коррупция, кто из круга должностных лиц был привлечен к суду и какую понес ответственность;

- в Уголовном кодексе Узбекистана не определено понятие «коррупция», нет других нормативных актов на национальном уровне, предусматривающих наказание за коррупцию;

- борьбу с коррупцией должны вести правоохранительные структуры, сами погрязшие в коррупции;

- не допущена к контролю над исполнительной властью пресса, которая считается первым врагом коррупции, и третий сектор;

- не было общественного обсуждения данной проблемы, нет подробной информации из Сената относительно принятия соответствующего закона, все осталось за пределами информационного пространства.

Учитывая и тот факт, что сам президент и его семья, а также высшие должностные чины замешаны в различных теневых операциях, то ставится под сомнение исполнение данного нормативного акта. Следует заметить, что «мертвыми» являются многие документы и правовые положения, которые принимались парламентом и ранее, в том числе международного характера. К примеру, присоединение к Конвенции ООН против пыток не спасло от них сотен заключенных в тюрьмах, СИЗО и колониях.

В последнее время стали говорить, что в Узбекистане коррупция поддерживается в рамках государственного терроризма[4]. И это заметно в рамках ухудшающейся социально-экономической и политической обстановки, свертывания достижений демократии, усиления авторитаризма. Учитывая эти обстоятельства, можно прогнозировать, что теневая экономика и коррупция и дальше будут проникать в государство, уродуя общественное сознание, формируя политику двойных стандартов, а правоохранительные органы и кланы – поддерживать режим, позволяющий им совершать преступные действия, до тех пор, пока их интересы не перехлестнутся с интересами главы государства и накопленные ими ресурсы не позволят начать открытую конфронтацию.

Тут уместно также мнение эксперта А.Хайнеманна-Грюдера: «Силовые структуры имеют чрезвычайный доступ к президенту. При этом они не только являются инструментом репрессий, но и часто владеют монополией на информацию. Они собирают “компромат” и используют его для разрешения политических и экономических разногласий в нужную пользу. Коррумпированность силовых структур является формой незаконного вмешательства в административные, политические и экономические дела государства. Соединение силовых структур с теневой экономикой превращает государство в службу частных интересов, что подрывает легитимность государственной службы и доверие к ней в целом и повышает радикализацию оппозиции и политического ислама. Часть силовых структур реагируют на слабость других государственных органов, они заполняют дефицит государственного управления. Силовые структуры иногда даже прибирают к рукам чужие функции, внедряя “своих” в органы государственного управления, например, министерства или региональные администрации. Иногда они тоже выполняют арбитражные функции между разными ветвями власти или стратегическими группами»[5].

В заключение следует отметить, что при нынешней системе власти ТЭК является закономерным явлением, и не следует ожидать широкомасштабной борьбы с ней, ибо теневые отношения и коррупция создают основу режима И.Каримова. А президент, а также кланы не позволят разрушать то, на чем они сами стоят. В этом смысле не следует ожидать каких-либо реальных политических реформ и настоящих демократических трансформаций.

 

Аббревиатура

ГАИ – Государственная автомобильная инспекция.
ВВС – Военно-воздушные силы.
ВС – Вооруженные силы.
КГБ – Комитет государственной безопасности.
ГКИ – Государственный комитет по имуществу и развитию предпринимательства.
ГНК – Государственный налоговый комитет.
ГТК – Государственный таможенный комитет.
ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития.
ЕвроАзЭС – Евро-азиатское экономическое сообщество.
КОГГ – Комитет по охране государственной границы.
МВД – Министерство внутренних дел.
МВЭСИТ – Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли (в одно время оно имело статус Агентства, а министр – председателя).
МИД – Министерство иностранных дел.
МО – Министерство обороны.
МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям.
НБУ – Национальный банк Узбекистана внешнеэкономической деятельности.
ННО – Негосударственные некоммерческие организации.
CНБ – Служба национальной безопасности (правопреемница КГБ).
ОБХСС – Отдел борьбы с хищениями социалистической собственностью.
ОДКБ – Организация Договора о коллективнеой безопасности.
ОЦАС – Организация Центрально-Азиатского сотрудничества.
ТЭК – теневая экономика и коррупция.
ЦАЭС – Центрально-Азиатское экономическое сообщество.
ШОС – Шанхайская организация сотрудничества.

 Трактовка некоторых понятий

 Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными/территориальными и общественными узами. Клановая система типична для аграрных обществ.

Коррупция (от лат. corruptio – разложение, подкуп) – это вид должностного преступления, которое заключается в использовании должностными лицами своего служебного положения и своих служебных полномочий для личного обогащения.

Местничество (Regionalism) – деятельность, направленная на обеспечение по преимуществу местных, локальных интересов в ущерб более широким региональным, государственным и иным интересам.

Партикуляризм (от лат. рarticularis – частичный) – политическая разобщенность и раздробленность; движение к обособлению и отделению отдельных территориальных единиц государства.

Род (Family; Kin) – группа кровных родственников: ведущих происхождение от общего предка по одной линии (материнской или отцовской); носящих общее родовое имя.

Сепаратизм (от лат. separatio – отделение) – движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации; или движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

Теневая экономика – экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые невооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Теневая экономика включает: криминогенную, то есть запретную, противозаконную; скрытую, укрываемую в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам; неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей.

 

Краткая справка об Узбекистане

География: Узбекистан расположен в сердцевине Центральной Азии, между реками Амударья и Сырдарья. Большая часть территории Узбекистана находится в пределах Туранской низменности. На северо-востоке и юге – предгорья и отроги Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая; между ними расположены межгорные впадины: Ферганская, Зеравшанская и Чирчик-Ангренская. Узбекистан граничит с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Афганистаном.

Климат: сухой и резко континентальный. Средняя температура января составляет от -10°C на севере до 0°C на юге, в июле - от +26°C на севере до +32°C на юге. В горах климат находится в сильной зависимости от высоты.

Промышленность: ведущими отраслями промышленности являются химическая (производство азотных и фосфорных удобрений, химических волокон и пластмасс), машиностроение (преимущественно сельскохозяйственное), а также электротехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, авиационная промышленность, производство химического и нефтяного оборудования, текстильная и легкая (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная и шелковая) и пищевая (плодоовощная, консервная и маслобойно-жировая) промышленности.

Сельское хозяйство: основу сельскохозяйственного производства составляет орошаемое земледелие. Основные сельскохозяйственные культуры – хлопок и пшеница. Возделывают также технические (табак, кенаф, масличные), зерновые (рис, кукуруза, джугара) и кормовые культуры. Развито плодоводство, виноградарство, овощеводство и бахчеводство. Главные отрасли животноводства – овцеводство (в т. ч. каракулеводство) и крупнорогатое скотоводство.

Потенциал: Занимая 55-е место по территории и 39-е место по населению, Узбекистан находится в числе мировых лидеров по обеспеченности запасами серебра, вольфрама и фосфоритов, калийной соли, редкоземельных металлов и других ценных минералов, в частности, по разведанным запасам золота на 4-м, урана – 7-м, молибдена – 8-м, по подтвержденным запасам меди – на 10-м, природного газа – 14-м месте в мире; по площади искусственно орошаемых земель – на 11-м месте в мире; по добыче кадмия – на 3-м, урана – 6-м, золота и природного газа – 8-м месте, а также среди 15 крупнейших на планете стран по добыче молибдена, полевого шпата и ряда других видов промышленного сырья; по производству каракуля – на 2-м, хлопка – 5-м, шелка-сырца – 6-м месте в мире; во второй десятке стран, лидирующих по выпуску серной кислоты, азотных удобрений, минеральных смазочных масел и парафина, хлопчатобумажной пряжи и тканей, томатной пасты, сухофруктов, сбору бахчевых и винограда, настригу шерсти, по грузообороту железнодорожного транспорта; по экспорту хлопка-волокна – на 2-м, урана – 3-м месте в мире.

Национальная денежная единица: сум, $1 = 1319 сумов на 1.08.2008 года

Территория: 447 400 кв. км.

Население: 26,7 млн. человек (по состоянию на 2007 г.)

Транспортная инфраструктура: автодороги – 81600 км, железные дороги – 3950 км.

Административное деление: Республика Каракалпакстан, 12 областей, столичный город, 162 района, 118 крупных и малых городов.

Столица: Ташкент

Глава государства: Президент Республики Узбекистан

Законодательный орган: Олий Мажлис

Языки: Узбекский – государственный, русский – межнационального общения.

Этнические группы: Узбеки – 80%; русские – 5,5%; таджики – 5%; казахи – 3%; каракалпаки – 2,5%; татары – 1,5%; другие национальности – 2,5%

Религии: суннитский ислам, православное христианство




[1] Юлдашев Т. Верховенство закона. http://tribune-uz.info/politics/?id1=2161

[2] Юлдашев Т. Проблемы развития Узбекистана и пути их преодоления. Часть 29. Коррупция. TRIBUNE-uz, 08.02.2005.

[3] На пленарном заседании Сената рассмотрено 15 вопросов, включая 7 законов. 30.06.2008. http://uza.uz/ru/politics/3306/

[4] Под государственным терроризмом, как внутриполитическим явлением, понимают действия государственных органов правопорядка (полиции, контрразведки и др.) против собственного народа с целью подавления и запугивания оппозиции. Это включает в себя незаконные задержания, пытки, тайные похищения и убийства людей. Нередко государство использует для этого и негосударственные террористические структуры (например, «Эскадроны смерти»).

[5] Хайнеманн-Грюдер А. Указанное сочинение.