Таганрогские первооткрыватели небесного летания

Сергей Николаевич Емельянов
Человек издавна тянулся к небу. История воздухоплавания знает многие сотни мечтателей и изобретателей, которые пытались создать аппарат, с помощью которого можно поднять человека в воздух для «небесного летания». Начиная со времен Леонардо да Винчи, а он оставил еще в 15 веке эскиз вертолета, идет отсчет в Европе изобретателей - мечтателей. Хотя если быть более точным, то первый предложил идею - использовать винт для путешествия по воздуху еще китайский философ Го Хун в 320 году нашей эры. С тех пор многие сотни смелых и умелых людей пытались создать летающий аппарат. Среди них были и великие ученые, М.В. Ломоносов, М.А. Рыкачев, С.А. Гроховский, Д.К. Чернов и другие. Но были среди них и простые обыкновенные люди, мечтой которых была та же страсть. Создать аппарат для воздушного путешествия. Среди них были и наши земляки.
Еще в 1911 году рабочий доменного цеха Таганрогского металлургического завода Федор Степанович Старовойт предложил проект двухвинтового вертолета с тянущим винтом. Он разработал проект и построил макет вертолета продоль-ной схемы с тянущим пропеллером, рулем поворота и тремя крыльями «парашютами». Несущие винты были четырехлопастные диаметром 450 мм. Крылья имели разные размеры (переднее 450х200, среднее 780х320, заднее 600х320 мм), угол установки их мог меняться, благодаря чему предполагалось обеспечивать продольное управление. Весил макет 5 фунтов (20,5 кг). Его общая длина была 1300 мм, высота — 620 мм. Но его предложение было отклонено.
Двумя годами раньше в 1909 году конструктор-чертежник Таганрогского котельного завода Александр Филиппович Симонов после опытов с моделями винтов и вертолетов разработал проект вертолета. В 1909 году в нашем городе даже образовалась фирма с целью постройки этого вертолета. Она называлась «А.Ф. Симонов, А.С. Балухта и А.М. Попандопуло». Симонов занимался конструированием и строительством аппарата, Балухта, повидимому, выполнял функции спонсора, а «греческий подданный» Попандопуло взял на себя обязанности директора-распорядителя фирмы. В 1911 г. вертолет был собран. Построенный из стали и полотна, он пустой весил 136 кг и представлял собой установленный на лыжи-салазки не-большой одноместный аппарат с двигателем «Анзани» в 25 л.с., приводившим во вращение две «турбины»: несущий винт и тянущий пропеллер. Судя по всему, Симонов, как и многие другие изобретатели того времени, пытался создать воздушный винт — «турбину» особой формы на основе каких-то своих соображений. «Турбина» — несущий винт — была окружена на случай аварии круглым парашютом из прорезиненной ткани, натянутой на металлические радиусы. Под этой «турбиной» находилось два «боковых крыла», повидимому, для балансировки ее реактивного момента и путевого управления. Сзади за сидением летчика — руль высоты.
Уже первые испытания на земле показали хорошую работу частей и деталей вертолета Симонова, произошло только несколько «незначительных поломок». Однако выписанный из Парижа капризный двигатель «Анзани», вероятно, был поврежден в пути и очень быстро вышел из строя. Но денег на приобретение нового двигателя у фирмы не было, и А.Ф. Симонов обратился за помощью в Петербург во Всероссийский императорский аэроклуб в Петербурге.
Правление аэроклуба попросило своего уполномоченного в Таганроге А.П. Семенюту встретиться с А.Ф. Симоновым и выяснить на месте целесообразность оказания помощи. Однако встретиться с изобретателем оказалось непросто. По словам Семенюты, «Симонов... повидимому, человек без особых средств, попавший со своим изобретением в руки Попандопуло, репутация которого оставляет желать лучшего...». Попандопуло не разрешил уполномоченному столичного аэроклуба встретиться с Симоновым, но позволил только взглянуть на хранившийся «в особой комнате под большим секретом» вертолет.
А.П. Семенюта успел отметить, что «у двигателя сломан вал к турбине... Сделан вертолет весьма аккуратно...». По памяти он сделал потом рисунок аппарата, который и отправил в Петербург. К сожалению, Семенюта рисовать не умел, и этот рисунок — единственное изображение вертолета А.Ф. Симонова. В своем заключении уполномоченный аэроклуба рекомендовал: «Помощь следует оказать Симонову, а отнюдь не Попандопуло». На этом переписка закончилась. Симонов за помощью больше не обращался.
С той поры прошло почти столетие. Разыскать в Таганроге что-то интересное и узнать подробности об этих людях успехом не увенчались. Известно только, что Федор Старовойт еще очень долго жил в Таганроге и умер примерно в 1956 году. А вот узнать что-либо о судьбе Александра Симонова не удалось.