Введение

Алишер Таксанов
«В условиях отсутствия справедливости и правосудия
государство превращается в шайку разбойников».
(Августин Аврелий)

«Если труженник, в поте лица своего
Добывающий хлеб, не стяжал ничего –
Почему он ничтожеству кланяться должен
Или даже тому, кто не хуже его?»
(Омар Хайям)

«Беззаконие в одном месте является угрозой
для правосудия везде».
(Мартин Лютер Кинг)

«Злодеи действуют и злодействуют злодейски».
(Библия)

«Подлежат упреку те, которые обижают Людей и творят
беззаконие на земле. Таковым уготована мучительная кара.
И будете пить кипящую воду и гореть в аду».
(Коран, глава 42 Аль-Шура, аят 43)

«То, что вы еще не сидите в тюрьме, это не ваша заслуга,
а наша недоработка».
(Из шуток сотрудников правоохранительных органов)

«Когда контракт присуждается за взятку, а не в результате
честной конкуренции, люди не получают качественных продуктов
и услуг. Но еще более важно то, что такая практика лишает
их возможности иметь правительство, стоящее на страже интересов общества».
(Уильям Дейли, министр торговли США, конференция стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития, 22 февраля 1999 года, Вашингтон).

В XXI век Узбекистан вступил страной, где не соблюдаются права и свободы человека, преследуются инакомыслящие, стагнирует экономика и бизнес находится под полицейским давлением, и это ярко контрастирует с некоторыми республиками бывшего СССР, которые достигли успехов в развитии. Сам глава государства Ислам Каримов, экс-лидер Коммунистической партии, а ныне – диктатор, постоянно нарушает не только обычные законы и собственноручно подписанные указы, но и Конституцию, всяческими способами пролонгируя свое правление до бесконечности. Практически он – хозяин всей страны, и если 20 лет назад он преклонялся перед Москвой, чтобы получить ее милость и знаки внимания, то ныне никто не может сделать ему замечание[1]. Стремясь озаглавить страну как лидера в Центральной Азии и главного интегратора, президент в своей региональной политике предпочтение отдает силовым методам, ужесточает торгово-экономические, визовые, военно-пограничные и иных санкций в отношении тех, кто все же не хочет играть роль второй или третьей «скрипки» и проводит самостоятельную политику. Практически, Узбекистан окружен соседями, которые боятся и желают дистанцироваться от Ташкента. Заморожены многие контакты в рамках СНГ, ЭКО, ЕвроАзЭС и ШОС, хотя здесь Ташкентом подписано немало соглашений и договоров, практически все они торпедируются режимом И.Каримова.

Между тем, сама республика уже давно находится во взрывоопасном положении Несмотря на постоянные отчеты И. Каримова о благополучных реформах, страна катится по наклонной плоскости в пропасть социального катаклизма. Большей частью это предопределено политикой самого президента, стремящегося прибрать выгодные сектора экономики и присвоить национальные ресурсы, в частности, золото, хлопок, нефть и газ, металлы, услуги и т. д. И в этом ему помогают кланы – региональные элиты, имеющие определенные выгоды от авторитарного режима. Именно они содействуют в политическом ангажировании главы государства, подавляют на местах всякое оппозиционное движение, взамен получая соответствующую индульгенцию на злоупотребление властью с целью наживы и совершения экономических преступлений – хищения материальных запасов, рэкет, легализацию теневых капиталов, уход от налогообложения, организации контрабанды и торговли наркотиками. Масштабны такие деяния, но они были бы невозможны, если в данный процесс не втянулись бы правоохранительные органы, которые, наоборот, должны бороться с этим.

Специфика Узбекистана такова, что коррупцией охвачены не только центральная и региональная исполнительная власть, но и другие ветви – судебная и законодательная. Они практически подконтрольны президенту и его ставленникам на местах. Только у них реальные рычаги влияния и управления, а частный бизнес и общественные организации находятся под огромным прессингом, и против них в случае проявления недовольства используется вся мощь репрессивного аппарата. В Узбекистане нет:
- свободы слова и совести, религиозные организации контролируются спецслужбами, а в СМИ существует цензура;
- официально зарегистрированных оппозиционных партий, все пять существующих – проправительственные и созданы по инициативе И. Каримова;
- нет свободного волеизъявления на референдумах и выборах, глава государства вновь и вновь становится у власти, несмотря на существующие запреты в Конституции;
- возможности самовыдвижения в органы законодательной власти, ибо все списки утверждаются в аппарате президента;
- исполнения законов, отсутствуют реальные гарантии существования частной собственности – главного экономического вопроса любой системы;
- власти у народа, который, согласно Основному закону, является ее источником, зато реальной властью и мощью обладают чиновники;
- свободы для экономического и политического развития, в стране применяются полицейские методы управления всеми сферами жизнедеятельности.

Это перечисление части тех проблем, что существуют в республике, а ведь список можно продолжить. Пытки и издевательства в правоохранительной системе, фабрикация дел и обвинение политических деятелей в совершении несуществующих преступлений, конфискация имущества без судебного разбирательства, правовой нигилизм, использование «телефонного закона», продажа информации, сращивание власти с криминальным миром, взяточничество на всех уровнях, хищения и коррупция – такие явления стали обыденными за 17 лет независимости страны. Как заявил один из иностранных туристов, посетивших Узбекистан в 2006 году: «Кажется, что время здесь остановилось... причем навсегда. Здесь – театр абсурда, возведенный в ранг государственной политики»[2]. И в подтверждение этих слов следует привести данные некоторых зарубежных гуманитарных миссий и экспертов, оценивавших ситуацию в Узбекистане. Начнем с «Фридом Хаус», согласно отчету которого за 2006 год по странам переходного периода, Узбекистан получил оценку в 6,82 балла. Согласно рейтинговой системе этой неправительственной организации, они начисляются суммированием штрафных очков по семи показателям: демократичности выборов, управления страной и местных органов власти, состоянию гражданского общества и коррупции, независимости средств массовой информации и судебной системы. 1 балл присуждается стране с самым демократичным строем. Семеркой оценивается самый репрессивный, с точки зрения «Фридом Хаус», режим. Согласно рейтингу организации «Репортеры без границ», в области свободы слова Узбекистан занимал 158-е место из 168 стран мира, набрав 71 балл[3].

Газета The Wall Street Journal и исследовательская организация Heritage Foundation ежегодно публикуют Индекс экономической свободы. При составлении Индекса принимаются во внимание следующие критерии: торговая, монетарная и налоговая политика, влияние власти на экономику, объемы инвестиций, состояние рынка финансовых услуг, ценовое регулирование, защита прав собственности, состояние «черного рынка» и т. д. В 2002 и 2003 годах Узбекистан вошел в список «Репрессивного» в отношении экономической свободы, заняв 149-е место в мире[4]. Список таких исследований можно продолжать дальше и дальше, и во всех из них Узбекистану проставляются наихудшие оценки.

Между тем, Узбекистан занимает четвертое место по производству и второе место в мире по экспорту хлопка, здесь добывается 90 тонн золота в год, что позволяет республике быть первой в объеме на душу населения в СНГ. В недрах Узбекистана выявлено 3 тыс. месторождений и проявлений полезных ископаемых. В них, в частности, сосредоточено свыше 5% общемировых запасов золота. Одно из ведущих мест республика занимает по обеспеченности ресурсами молибдена, урана, природного газа, меди, свинца, цинка, вольфрама, серебра, фосфоритов, калийных солей, редкоземельных металлов и ряда других ценных минералов. Общий минерально-сырьевой потенциал оценивается более чем в $3,5 трлн. на долю республики, занимающей 0,33% территории и насчитывающей 0,41% населения нашей планеты, на нее приходится свыше 6% урана, 3,4% золота, 2,2% природного газа, 1,5% плавикового шпата, извлекаемых из недр Земли во всех странах. Еще выше – на уровне 15% (по данным Геологической службы США, опубликованным в «Ежегоднике промышленной товарной статистики» ООН) – оценивается доля Узбекистана в мировой добыче каолина. Из аграрной продукции наиболее заметен Узбекистан по хлопку (свыше 4% общемирового сбора) и каракулю (примерно 1/3 производства во всех странах мира). Обширен перечень других видов сырья и продовольствия, по сбору и производству которых удельный вес республики в мире выше ее доли в мировом населении: сюда относится целый ряд овощей, бахчевых, фруктов и т. д. Что же касается аналогичного перечня промышленной продукции, то в него, в частности, входят не только текстильные полуфабрикаты (пряжа, ткани), продукты питания (сухофрукты, томат-паста), но и некоторые важные виды химической продукции (серная кислота, азотные удобрения и минеральные смазочные масла).

По перечисленным и другим видам продукции Узбекистан занимает видные позиции среди ведущих стран-производителей. Республика является одним из двух производителей хлопкоуборочных машин и относится к немногочисленной группе стран, выпускающих такую высокотехнологичную продукцию, как крупнофюзеляжные самолеты. Находясь на 55-м месте по территории и 40-м по населению, Узбекистан является вторым экспортером и шестым производителем хлопка, занимает третье место по поставкам на мировой рынок и пятое место по добыче урана. Наша страна – вторая по производству каракуля, шестая – по добыче вольфрама, четвертая по запасам и девятая – по добыче золота. По сбору пшеницы, отдельных видов овощей и фруктов, добыче газа, ряда ценных металлов, производству и экспорту изделий из хлопка она входит в число 15 или 20 стран-лидеров[5].

При таком обилии богатств Узбекистан должен быть в лидирующих местах по уровню жизни населения. Однако реальная заработная плата в 2001 году составила всего лишь 24,9% от уровня 1989 года, что является свидетельством ухудшения уровня жизни по сравнению с годами Советской власти. На 1 мая 2003 года минимальный размер заработной платы и начального (нулевого) разряда по единой тарифной сетке составил 5440 сумов в месяц (это $5 по курсу «черного рынка»), пенсии по возрасту и пособия инвалидам с детства – 10765 сумов ($10), пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, – 6520 сумов ($6)[6]. Согласно официальной статистике, в 2002 году среднемесячная номинальная заработная плата достигла 30205,9 сума ($29), что на 46,2% выше уровня 2001 года. На душу населения годовой денежный доход равнялся 204,1 тыс. сумов (менее $200)[7].

Численность занятых в экономике снизилась с 72% до 64,4%. Годовые темпы инфляции увеличились с 3,1% в 1990-м до 26,2% в 2001 году. А реальный рост ВВП по сравнению с тем же 1989 годом возрос всего лишь на 2,5%. Нечем похвастаться и в социальной сфере, образе жизни. Доля внебрачных рождений возросла с 4,2 до 11,1 от общего числа живорождений, а коэффициент брачности снизился с 10,0 до 6,8 на 1000 браков. Можно предположить, что плохая ситуация в экономике не позволяет людям создавать семью. Смертность среди 15-19-летних из-за травм и телесных повреждений на 100 тыс. населения возросла с 24,7 до 27, а коэффициент самоубийств – с 7,5 до 9,5. Более чем в три раза возросло количество заболеваний, передаваемых половым путем (сифилис и гонорея на 100 тыс. человек), – с 21,1 до 70,3, а у лиц 15-19 лет – с 28 до 70,9. Туберкулез на 100 тыс. жителей – с 46,1 до 64,6, число ВИЧ-инфицированных – с 2 в 1991-м до 549 в 2001 году[8].

По другим данным, годовые темпы роста ВВП на душу населения снизились на 1,6% за 1990-2001 годы. Иностранные прямые инвестиции составили всего лишь $4,7 на душу населения, а по отношению к ВВП – 1,2%. Численность населения, живущего менее чем на $1 в день, составила 19,1%, коэффициент разрыва по бедности – 8,1. Доля 20% наиболее бедного населения в национальном потреблении доходов – 9,2. По 19% у показателей «дети со сниженным весом в возрасте до 5 лет» и «численность населения, страдающего от недоедания»[9]. Материнская смертность снизилась немного – с 34,1 в 1990-м до 33,1 в 2000 году. Зато смертность от туберкулеза на 100 тыс. населения возросла с 12,6 до 21,2, всего случаев ВИЧ – с 17 в 1990 году до 1760 – в 2002 году. Число зарегистрированных наркоманов также увеличилось: если в 1996 году их насчитывалось 8288 человек, то в 2002 году – 25012 человек. Тенденции свидетельствуют об ухудшающейся обстановке.

Всего 2% населения имеют доступ в Интернет. На 2003 год существовало 561 государственных и 202 частных СМИ, однако «информации о независимых СМИ не имеется», так отмечается в отчете ООН по Узбекистану. И лишь 15 женщин было избрано в Олий Мажлис на выборах 1994 года и 20 – на выборах 1999 года. Из 10133 органов самоуправления всего 493 возглавляются женщинами. В Кабинете Министров Узбекистана работает 16,7% женщин, в Верховном суде республики – 14,6%. Как видно, проблема гендерного неравенства в органах управления существует. Хотя по официальным данным уровень безработицы составлял 3%, по сведениям экспертов Всемирного банка и других экономических обозревателей, число безработных приближалось к 40%[10]. И именно бедность и сопутствующая ей дискриминация являются причиной того, что запрещенные исламские движения и организации, такие как «Хизб-ут-Тахрир», набирают все больший вес.

Узбекистан является единственной страной в Центральной Азии, не подписавшей Конвенцию 1961 года о статусе беженцев и Протокола 1967 года к ней. Это осложняет пребывание в республике лиц, ищущих политического убежища. Представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев зарегистрировало на 31 декабря 2002 года 2629 человек, просящих защиту у Узбекистана. Право их не преследовать, подвергнуть депортации или изгнанию из страны пока еще основывается на устной договоренности между международной организацией и карательно-репрессивными структурами. Документы зарубежных экспертов полны анализа положения с правами человека, об отсутствии демократии, наличии коррупции, экологического загрязнения и многом другом, о чем правительство не хотело бы рассуждать вслух. Потому что видны ошибки и промахи многолетней политики Ислама Каримова. Особенно в экономической и административной сфере. Что касается политики, то эталоном ее проявления является состояние прессы: так, в 2008 году организация Freedom House внесла Узбекистан в разряд «несвободных», определив ее на 189-е место (из 192 стран)[11]. А организация «Репортеры без границ» внесла Узбекистан в числе 15 других государств в списки «Врагов Интернета»[12]. Кроме того, американский журнал Foreign Policy и общественная организация The Fund for Peace опубликовали рейтинг The Failed States Index 2008, где Узбекистан включен в список «недееспособных стран»[13], республика по оценкам экспертов заняла 26-е место (1-е – самое низшее, это Сомали) и получила 93,4 балла, рядом с ней оказались Конго, Малави, Кения[14]. По данным российских правозащитных организаций, в узбекских тюрьмах находится около 8 тыс. приговоренных к длительным срокам заключения по религиозным мотивам[15].

Любая экономическая реформа связана с либерализацией системы распределения ресурсов, применения рыночных механизмов, а также снижения бюрократического интереса к этим секторам. Вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов на брифинге для журналистов в апреле 2004 года заявил, что с 2003 года в 3 раза сокращено число балансов, которые утверждает Кабинет Министров. «Правительством будут теперь утверждаться лишь 11 балансов по стратегическим видам продукции и сырья. Принято решение о внедрении рыночных методов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов, таких как хлопок, нефть, газ, нефтепродукты, черные и цветные металлы, зерно, мука, сахар, растительное масло и другие, которые теперь будут реализовываться через биржевые торги или по прямым договорам без какого-либо централизованного распределительного механизма», – отметил он. На самом деле за этими словами ничего не стояло, ибо в реальности право лимитирования и фондирования осталось за правительством, и доступ к этим ресурсам имели и имеют кланы. Передача их на биржу на самом деле лишь облегчила процесс доступа к ним со стороны коррумпированных структур. По оценкам независимых экспертов, доля теневого оборота и размер коррупции за этот период возросли в полтора раза[16].

Как пишет эксперт Рустам Мирзаев, «вошли в повседневную практику протекционизм в сфере бизнеса, распределении бюджетных средств, смелое, безнаказанное использование должностных полномочий в целях максимальной наживы. Многие значимые дела, вопросы решаются посредством взяток. Настойчивые просители заранее извещаются о том, сколько следует заплатить за подпись интересующего их документа. Общеизвестно, что за "выигранные" заказы клиенты кладут "на лапу" порядка 10% от суммы контракта. Доля прямых и косвенных взяток существенно увеличивается при приватизации государственных предприятий, разгосударствлении недвижимости и другой госсобственности»[17].

Также сложной остается ситуация в сфере частного предпринимательства. Согласно докладу «Ведение бизнеса – 2009», который ежегодно готовится Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком, Узбекистан занял средние и низкие строчки в различных рейтингах, вновь попадая в разряд стран, не продвинувшихся далеко в плане проведения реформ и создания благоприятных условий для развития бизнеса. В частности, республике были отдано 145 место из 181 государств. Как отмечается в документе, «в стране продолжает оставаться сложной и бюрократически отягощенной процедура оформления для начала бизнеса. Всемирный банк насчитывает семь процедур, которые должны пройти предприниматели для того, чтобы зарегистрировать свой бизнес в Узбекистане и получить лицензию»[18].

В связи с этим автор[19] данной книги поставил перед собой цель - осветить тенденции, связанные с ростом теневой экономики и коррупции в Узбекистане, показать их взаимосвязь с усилением роли кланов в системе государственного управления и карательных функций правоохранительных органов. На основе экспертных мнений, статистических данных и социологических опросов анализируется ситуация в стране в периоды Советской власти, независимости по сегодняшний день. Дается прогноз событий, если будет нарушен баланс интересов региональных элит и силовых структур, и демократические преобразования так и не будут иметь место.

Следует отметить, что тема кланов, коррупции и теневой экономики является закрытой в Узбекистане, озвучивать те или иные моменты «вправе» только президент. Однако он редко говорит об этих проблемах. Особенно опасно персонализировать тех, кто представляет региональные элиты в центральных органах власти и занимается отмыванием теневых доходов, хищением национального богатства и перераспределением ресурсов в угоду узкому кругу лиц. Автор прекрасно осознает, какие меры могут предпринять спецслужбы к нему, однако, считает своим гражданским долгом раскрыть проблему. Безусловно, многое в тексте является спорным, некоторые моменты носят гипотетический характер, но это имеет место лишь потому, что практически вся статистика в республике носит закрытый характер, трудно получить достоверную информацию по тем или иным событиям. В противовес этому используются данные экспертов, которые имеют определенные знания в рассматриваемых областях и высказывают свою точку зрения.

Автор будет благодарен, если имеющие отношение к этим проблемам лица смогут предоставить дополнительные сведения или высказать свое мнение о книге.



[1] Попытка указать на наличие проблемы с конституционными правами граждан и репрессиями людей вызвала жесткую реакцию И. Каримова - он закрыл в Узбекистане все западные гуманитарные организации и выдворил из страны военную базу США.
[2] Автор А. Таксанов имел беседу с ним в мае 2006 года в Ташкенте.
[3] Разорванная профессия. http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=777
[4] Washington Profile. 2004, 14 января
[5] Хачиев Г. Узбекистан на фоне международных сравнений. 19.10.2005. http://www.darvoza.uz/index.php?lng=2&article=178
[6] Указом президента от 5 марта 2008 года на территории Республики Узбекистан с 1 апреля 2008 года были установлены минимальные размеры в месяц: заработной платы и начального (нулевого) разряда по единой тарифной сетке – 20865 сумов ($19); пенсии по возрасту и пособия инвалидам с детства в размере - 41330 сумов ($38); пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, в размере 25030 сумов ($23).
[7] Из отчетов Госкомстата за 2003 год.
[8] Исследование ЮНИСЕФ «Социальный мониторинг, 2003», Ташкент, 2004, стр.30.
[9] Отчет представительства ООН «Общая оценка страны», Ташкент, 2003, стр.4-45.
[10]
[11] Свобода прессы-2008. 30.04.2008. http://www.washprofile.org/ru/node/7659
[12] День Интернет-свободы. 11.03.2008. http://www.washprofile.org/ru/node/7496
[13] [14] При составлении рейтинга экспертами использовался специальный инструмент оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool) на основании 12 критериев: 1) растущее демографическое давление; 2) массовая миграция беженцев и/или интернированных лиц; 3) наличие недовольных и мстительно настроенных групп; 4) устойчивая и перманентная миграция людей; 5) неравномерное экономическое развитие; 6) резкое ухудшение состояния экономики; 7) беззаконие и криминализация государства; 8) ухудшение качества общественных услуг; 9) нарушение прав человека; 10) опасность возникновения «государства в государстве»; 11) усиление групповых и/или клановых элит; 12) вмешательство других государств или внешних игроков. Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан.
[15] По мнению начальника штаба Главного управления исполнения наказания МВД Узбекистана Михаила Гуревича, эта цифра преувеличена, число таких заключенных достигает 3,5 тыс. http://www.ezgulik.org/news.php?id=92&status=2
[16] Согласно опросу экспертов «круглого стола» по теме «ТЭК в Узбекистане», сессия 1-я, 14 сентября 2005 года, где участвовало 14 экспертов из ИСМИ, ГТК, МВД, прокуратуры, налоговой службы. Мероприятие было неофициальным, имена участников не разглашаются.
[17] Мирзаев Р. Узбекские кланы наживаются на казнокрадстве. 2004, 25 июня. http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=16294
[18] Условия для бизнеса, по-прежнему, не ахти. 10.09.2008.
[19] Ранее автор Алишер Таксанов занимался исследованиями теневой экономики и коррупции в Институте стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан (1993-1994 гг.), однако по решению руководства проект был свернут, а вся база данных законсервирована.