Звёздный ковыль. Глава 15

Валентина Горностаева
Людмила и её товарищи были взбудоражены происшедшими событиями. Да и было от чего потерять покой: климат планеты начал резко меняться. По ночам вызывала беспокойство луна, так она была непривычна населявшим планету существам. Животные вели себя беспокойно, при свете луны сильно выли какие-то звери, некоторые из них повадились забираться по ночам в птичник и даже задушили несколько кур. Пришлось укрепить строение, провести вовнутрь освещение и поставить капканы. Мужчины сами не понимали, как им пришло в голову сделать ловушки для хищников, видимо, сработала память их далёких предков.
В стайке по ночам беспокойно вели себя кони и мелкие домашние животные. По утрам мужчины стали находить около стайки следы неведомого зверя. Пришлось и с этой стороны усилить охрану. По ночам уже никто не выпускал пастись коней, но те и не стремились к прогулкам при луне. Казалось, умные животные понимают возникшую опасность.
Обитателям домика прибавилось работы, и некогда было заниматься научными изысканиями. Жаркое лето отнимало у всех физические силы, а ведь надо было спасать урожай. Непривычная влажная жара губительно действовала на все растения да и на животных тоже. Но в один из дней, когда лунный шар стал сильно ущербным с одного из краёв, задул освежающий ветер, который принёс облегчение всем живущим в этих краях. Но погода начала быстро меняться и освежающее ощущение утренней прохлады уже не радовало никого. У всех было предчувствие, что ожидаются небывалые холода, и мужчины вместе с Людмилой начали достраивать и укреплять своё жилище. Остальные женщины ухаживали за маленьким Никитой и занимались домашним хозяйством и уходом за живностью.
Исчезли дружеские беседы по вечерам, люди с трудом умывались и валились спать. По ночам спящих мучил холод, и встревоженная происходящими событиями Тамара углубилась в старинные книги, в своё время привезённые с Земли. Её старания были вознаграждены - она нашла в одной из книг описание обогревающего устройства, называемого печью.
Мужчины занялись необычным для жителей планеты Новая Русь обогревательным устройством, а женщины стали заготавливать дрова и сухую траву для животных. Заготовка припасов занимала всё свободное время, и люди стали замечать, как они глупеют. Все чувствовали отупляющее воздействие физического труда. Но с другой стороны, совместный труд делал всех дружнее и давал возможность лучше понимать друг друга.

Луна становилась всё более ущербной и в один из дней, когда от луны осталась лишь половинка, задул пронизывающий ветер и полил сильный дождь. Дождь лил беспрерывно несколько дней и однажды сменился снегом. Снег покрыл всё вокруг, люди боялись выйти лишний раз на улицу, так как у них не было соответствующей одежды. Но выходить наружу всё-таки надо было, и людям в свободные зимние дни пришлось заняться шитьём зимней одежды.
Именно старинные книги учили, как выживать в зимних условиях, но людей подстерегала другая опасность. Ранним утром мужчины вышли, чтобы покормить животных и увидели следы неведомого зверя. Судя по отпечаткам лап животное, было довольно крупное. Животные в стайке вели себя довольно обеспокоено, и Андрей через некоторое время заметил, что хищник делает подкоп под стену, чтобы полакомиться каким-либо животным.
Вечером, тепло одевшись, мужчины взяли железный лом и стали караулить неведомого зверя. Зверь не заставил себя ждать. Не чувствуя конкуренции со стороны других представителей животного мира и зная, что жертва от него никуда не уйдёт, зверь шумно двигался к стайке. Он был огромен, держался почти вертикально, изредка опираясь на полусогнутые передние лапы. Покрыт он был непривычной для этих мест густой белой шерстью.
Мужчины осторожно стали двигаться к зверю с разных сторон. Казалось, зверь не замечает охотников. Но неожиданно повернулся к Эдуарду и одним прыжком повалил мужчину. Андрей в мгновение ока оказался рядом со зверем и нанёс ему несколько ударов ломом. Тело зверя быстро обмякло, и Андрей поднял из-под зверя своего товарища, изрядно помятого и поцарапанного.
Женщины встретили мужчин как героев. Тамара употребила всё своё искусство на излечение Эдуарда, а остальным пришлось заняться изобретением оружия, и здесь, на удивление всем, изрядную смекалку проявила именно Елена. Казалось, будто бы она оправдывает своё пребывание здесь.
Эдуарда и Андрея не радовала слава бесстрашных охотников. Вместо прогресса им приходилось скатываться в первобытное состояние и в один из зимних вечеров пришло решение: как наступит весна, надо двигаться на родину Людмилы и Елены, именно там находятся старинные быстролёты. Надо лететь на Землю, только там можно найти решение возникших проблем и получить какую-нибудь помощь.
Зимние ночи были тёмные, так как луны совсем не стало видно, и только благодаря белизне раскинувшихся по степным просторам снегов можно было что-то различить во тьме.
Однажды появилась маленькая дуга на месте луны, небо стало непривычно красивым особенно по вечерам, когда лунная дуга висела над полоской заката, а сверху сверкали яркие звёзды. Но морозы усиливались и мешали созерцать эту красоту.
В один из морозных дней небо расцветилось огнями и все обитатели домика, невзирая на мороз, вышли полюбоваться на это чудо. Никто не знал, что на планете началась магнитная буря, доселе незнакомая этому миру, согреваемого яркими лучами Шелиака.
После ночи, когда люди видели небесный фейерверк, начало теплеть. Росла лунная дуга, и отступали морозы. Наступающая весна несла надежды на возрождение, на новую жизнь.

Растаяли снега, зазеленела трава, природа залечивала раны после непривычных холодов. Андрей, Эдуард, Анна и Людмила стали собираться в дорогу. Были подготовлены припасы, сделаны две более крепкие крытые повозки, были подготовлены лошади, принадлежавшие Елене и Тамаре, а в конюшне остался лишь молодняк. Солнечным ранним утром две повозки двинулись в путь, а маленький Никита, который давно уже бойко бегал по дому, остался с Тамарой и Еленой.
Людмила смотрела на пробуждающуюся степь и не узнавала её. Раньше степь была цветущей в течение всего года, а теперь после полугодовой задержки природа вспыхнула необыкновенным многообразием цветов. Что-то поменялось в ауре степи, и редкие селения казались необитаемыми. Молодые люди заглянули в одно из селений: пустые разрушенные дома, полуобглоданные трупы людей. Среди домов встретился человек, который с безумным видом бросился на путешественников. Он размахивал огромной дубиной и вёл себя по отношению к странникам очень агрессивно. Молодые люди были вынуждены на большой скорости уехать из селения.
Потрясённые путешественники уже не замечали степных красот и старались не заглядывать в поселения, мимо которых они проезжали. Они просто не выдержали бы ещё одну подобную встречу. Тем же, кто, может быть, нуждается в помощи, они тоже не могли помочь, так как ресурсы их были малы, и любая задержка отдалила бы их от желанной цели.
Весна переходила в лето, луна выросла до половины своего диска, когда, наконец, путешественники въехали в южные леса. Здесь природа мало пострадала, климат изменился лишь незначительно, и можно было безмятежно двигаться дальше. Молодые люди отдохнули, стали более душевно относиться друг к другу, и Анна с тоской вспоминала оставленного сына. Оставалось только найти быстролёт, разобраться с его устройством и переправить его в степные края. А там они обдумают состав экспедиции к Земле. В мечтах молодой женщины эти планы казались легко осуществимыми, а о трудностях не хотелось думать вообще.
Наступило жаркое лето, луна была почти полной, когда путешественники поехали по привычным для Людмилы берёзовым лесам. Ранним утром и вечерними часами путешественники двигались вперёд, а жаркими днями прятались под сенью берёз. Полная луна позволяла им двигаться до поздней ночи, поэтому молодые люди продвигались в своём путешествии быстрее, чем когда-то Людмила и её мать.

Людмила забыла все неприятности, которые случились с ней три года назад, и с радостью смотрела на родные места. Она подъезжала к своему родному дому, её сердце забилось, разум отказывался подчиняться ей: казалось, что мать не осталась в далёких степных краях, и ждёт её дома. Сейчас Людмила перешагнёт через порог, мать обнимет её, пригласит к столу и начнёт расспрашивать её обо всём. Мать у Людмилы ассоциировалась как у большинства людей с родным домом. Родной дом - это наша точка отсчёта. Мы время от времени возвращаемся в родные стены, откуда смотрим со стороны на содеянное нами. Там мы можем помечтать по-детски и наметить себе новые планы. Горе тому, кто потерял связь со своим родным домом, домом своего детства, но горе и тому, кто так и не вышел из него, остался в нём навсегда. В первом случае человек теряет точку опоры, во втором же случае человек застревает на одном месте, отстаёт в развитии и не может посмотреть на себя со стороны. Ему не о чем мечтать, ему незачем расти, родной дом приковал его к месту своими заботливыми оковами.
Повозки подъехали к дому Людмилы. Что-то изменилось в облике дома, нет, он не был постаревшим и обветшавшим, он, казалось, изменил характер. Людмила с бьющимся сердцем соскочила с повозки, вбежала в дом и увидела в нём незнакомых людей. Люди сидели за столом и удивлённо смотрели на девушку.
- Кто вы такие? Почему вы оказались в моём доме? - возмущённо закричала Людмила.
- Это наш дом, - ответил пожилой мужчина с расплывшимися чертами лица, - хозяйки этого дома уехали давно в степные края и не вернулись. Они видимо погибли. Да и не жаль их, что дочка, что мать, были ненормальными дурами.
- Я вам покажу, кто из нас ненормальный! - в ярости закричала Людмила и выбежала из дома. - Анна, Андрей, идите на помощь!
Молодые люди спрыгнули на землю и вбежали в дом вместе с девушкой. Эдуард остался для того, чтобы привязать лошадей.
В доме начался спор, новые хозяева не хотели оставлять жилище и даже не хотели временно впустить путешественников.
Эдуард почувствовал, что его друзья слишком долго задерживаются в доме, и вошёл вслед за ними. Его появление, скорее его внешний вид ввергли новых обитателей дома Людмилы в состояние шока. Никто из них никогда не видел столь темнокожего человека. С суеверным страхом обитатели дома схватили первые попавшиеся вещи и оставили помещение, оставив его в невероятно захламлённом состоянии.
Их бегство вызвало смех у путешественников, и вскоре они быстро привели жилище в порядок и стали там располагаться.

Городок гудел - вернулась Людмила с тремя незнакомыми людьми, но без матери. И всё ничего, но один из них не был даже похож на человека - такая чёрная кожа оказалась у него. Больше всего негодовал мужчина с расплывшимся лицом по имени Радомир - он только что лишился жилища, которое досталось ему даром.
- Пойдёмте разбираться с Людмилой, с этой ненормальной! - кричал Радомир, - правы были те, кто говорил, что в старину были и черти и ангелы. Оказывается, они есть и сейчас, и такие, как Людмила и её мать, связались с ними. Пусть женщина держит ответ перед нами!
Толпа остановилась у дома Людмилы, и та была вынуждена выйти. Вышла она не одна, а вместе с Андреем.
- Кто это с тобой? На каких правах он здесь? - раздавались возгласы возбуждённых людей.
Андрей поднял руку, призывая толпу к тишине. Шум постепенно смолк, и воцарилось такое молчание, что было слышно, как в кустах тихо тенькает какая-то пичуга.
- Я муж Людмилы, поэтому и приехал с ней, а вместе с нами приехали моя сестра и её муж. Мать же Людмилы осталась с моей матерью, чтобы помочь ей по хозяйству и в воспитании моего племянника.
- Значит, Людмила провела ночь любви где-то на стороне и побрезговала своими соотечественниками, - раздался язвительный голос из толпы. - Ну что, чужие мужчины лучше, ведь среди них есть такие чертяки, как муж сестры твоего мужа? Небось, и с этим чёрным, как сажа, мужчиной ты провела ночь любви!
Молодая женщина с досадой узнала в кричавшем человеке Бориса, несмотря на то, что тот очень постарел и обрюзг. Видимо Борис до сих пор не мог забыть обиду - Людмила нравилась ему больше, чем он ожидал.
- О чём он говорит? - изумлённо спросил Андрей свою жену, - какая ночь любви? Я вообще не понимаю, что это значит.
- Я тебе потом всё объясню, - ответила Людмила мужу и закричала в толпу:
- Да я предпочла мужчину из другого племени, потому что он умнее и лучше многих из вас. Я его предпочла потому, что полюбила его. Я предпочитаю любить одного человека, я не признаю ваших ночей любви!
- Значит, ты, как в старину монашка, предпочитаешь знать любовь только одного человека, - закричал Борис, - но это же противоестественно и расходится с нормами морали. Такие, как ты, развращающе действуют на молодёжь, даже страшно подумать, что они последуют вашему примеру, перестанут участвовать в ночах любви и выбирать себе единственного спутника жизни, даже не испытав настоящей любви, заключающейся в экстазе тела и разума! На небе появилась луна, она ярко светит в летние ночи, какие-то высшие силы проявляют к нам благосклонность, освещая наш праздник, а ты даже не хочешь понять этого чудного предзнаменования! Ищешь умного мужчину, тебе надо думать о рождении детей, а не о поисках несуществующей истины.
- Убирайся отсюда! Уезжай на родину своего мужа! Почему у вас нет детей, это ненормально! - раздавались выкрики из толпы.
- Я на своей родине, у меня здесь свои дела, и пока я их не выполню, я никуда не уеду! - твёрдо сказала Людмила.
- Он что, сын Русланы? - высказал предположение кто-то в толпе.
- Нет, - ответила молодая женщина, - он внук Русланы, Руслана давно умерла, умер и отец Андрея, моего мужа. Его мать зовут Тамара, сестру Анна, а мужа сестры - Эдуард. Он сын волшебницы Эсты.
- Пусть внуки Русланы остаются здесь, пока нужно, раздались голоса из толпы, - но этот чёрный человек - сын волшебницы Эсты пусть уезжает!
- Он такой же человек, как мы все. Мы считаем себя потомками славян, забыв о том, что славяне на Земле жили необособленно, что в славянскую кровь подмешивалась кровь других народов, мы сохранили лишь основы славянской культуры, будучи на самом деле результатом смешения разных народов и рас. Под действием нашего солнца - звезды Шелиак наши гены начали вспоминать, что было в основе каждого из нас. И, возможно, мы уже настолько изменились под влиянием ставшего нам родным солнца, что уже не можем иметь общих потомков с землянами. Под жгучим степным солнцем кожа Эдуарда потемнела, но ведь и у вас становится непривычной для жителей Земли кожа. Ни у кого на планете Земля нет оранжевого цвета кожи. Розовая кожа как у меня редко у кого сохранилась. Возможно, с точки зрения моего свояка, вы тоже выглядите странно. Я приказываю вам, расходитесь по домам, утро вечера мудренее. Мы вам не мешаем и вы нам не мешайте!
Люди неожиданно послушались молодую женщину и разошлись, оживлённо обсуждая услышанное. Хозяева же домика поели из своих припасов, умылись и легли спать.

Прошло несколько месяцев, близилась зима, и соплеменники Людмилы стали испытывать некоторое беспокойство по поводу наступающей зимы. Луна убывала, а, значит, убывало и тепло. Прошедшая зима потрясла людей, хотя прошла без таких катаклизмов, как в степных районах - обошлось без жертв. И тут люди стали прислушиваться к советам приехавших, они сейчас готовы были со всем примириться и со всем согласиться, лишь бы не испытывать тех ужасов, которых они натерпелись в прошедшую зиму.
К тёмной коже Эдуарда все привыкли - у него даже появились приятели. Все примирились с тем, что приехавшие не участвуют в общих работах, а заняты своими проблемами. Люди решили, что не их ума дело интересоваться тем, что ищут эти чужаки, для них и Людмила стала чужой. Только Борис время от времени начинал возмущаться действиями Людмилы и её мужа, но его никто не слушал, его друзья понимали, что в нём говорит отвергнутый женщиной мужчина, которая даже не захотела разделить с ним ночь любви.
Людмила же и её спутники были заняты поисками ангара, где находятся быстролёты, тем более близилась зима. Но никто ничего не знал, в библиотеке учильни нашлись подробные описания быстролета и способа управления им, но не было никаких указаний на то, где их искать. И вот в последний день осени за складами с продуктами и одеждой под грудой обломанных веток и сухой травы были найдены ангары с быстролётами. Все машины были в ужасном состоянии, кроме одной, и Людмила со спутниками занялась подготовкой к полёту.
Встал вопрос: кто же полетит к далёкой Земле на выручку? Всем хотелось проститься со своими матерями, Анне и Эдуарду хотелось увидеть маленького Никиту, Анну же разрывали противоречия - с одной стороны ей не хотелось расставаться с сыном, она понимала, что бабушка не отдаст ей ребёнка, не даст подвергнуть его какой-либо опасности, с другой стороны она не хотела расставаться с мужем. Оставалось одно - вернуться назад, повидаться с маленьким Никитой, а потом расстаться с ним на долгие годы. Но порой Анне казалась та жизнь, которую она провела в родном краю нереальной, а настоящая жизнь происходит именно здесь. Она мучилась невыносимой тоской по сыну и чувствовала, что никакая сила ей не поможет оказаться в родных краях. Она винила себя за то, что не взяла маленького Никиту с собой, хотя прекрасно понимала, что дорога для малыша была бы тяжела и опасна.
Людмила же испытывала тоску по матери, долгие годы, до приезда в края, где растёт ковыль, мать оставалась ей единственным другом. Надо разобраться с устройством космического корабля, съездить к матери, набрать экипаж, ведь и невозможно лететь только вчетвером долгие годы. Это всё равно, что лететь одному, тем более они стали одной семьёй, а семья не должна замыкаться сама в себе, а контактировать с окружающим миром, пусть даже весь этот мир является всего-навсего экипажем корабля.

Наступила зима, более тяжёлая, более суровая, чем предыдущая. Хорошо, что люди узнали у Людмилы и её спутников, как надо подготовиться к зиме, иначе многие её не пережили бы. Анна же и Эдуард очень беспокоились о том, как переживут эту зиму их Никита и две пожилые женщины, которым некому было помочь, да и неизвестно, выжил ли кто поблизости от них. Возможно, они одиноки в бескрайних просторах.
Неизвестно, где находилась мать Эдуарда - Эста. Давно она ушла в странствие по степи, и много лет никто ничего не слышал о ней. Эдуард свыкся с разлукой с матерью, он верил, что она когда-нибудь вернётся, но теперь чувство беспокойства не оставляло его. В своих мыслях он видел свою мать лежащей посреди огромного поля, мёртвую и обглоданную зверями. Он был вне себя от бессилия перед обстоятельствами, был зол на тех первопоселенок, которые в угоду теории гармонии с природой не позаботились о техническом прогрессе, сделав передвижение по планете медленным.
Как хотелось Эдуарду как на Земле почти мгновенно оказаться в любой точке планеты, связаться с человеком на больших расстояниях и узнать, что с ним! А, может быть, всё это сказки, красивые сказки о Земле, и ничего там такого нет, и поездка на планете Земля на далёкие расстояния равносильна вечной разлуке с теми, кого ты знаешь, и нет никакой мгновенной связи? Нет, неправда, всё это есть, иначе не были бы построены быстролёты. люди не полетели бы меж звёзд, не открыли бы иные миры. Но порой Эдуарду казалось странным стремление человечества расселиться по Галактике, он, наверное, был бы более счастлив на Земле, и ему не пришлось бы встретиться с существами из Ада - с шаманидами. Им двигала потребность найти благословенные края, та потребность, которая двигает многими путешественниками. Он не знал того, что им движет извечное заблуждение: «Хорошо там, где нас нет».