К истории Таганрогского водопровода

Сергей Николаевич Емельянов
Сколько существует Таганрог, столько лет существует проблема водоснабжения города. Кто только не писал об истории городского водоснабжения. Взять, к примеру нашего городского историка 19 века П.П. Филевского. В своей известной «Истории города Таганрога» он пишет «В 1881 году монахи провели воду из монастырского колодца (имеется ввиду Греческий святой Троицы монастырь на ныне Банковской площади) на улицу питья для всеобщего пользования, что составляло действительно доброе дело, т.к. в летнюю жару проходящие и проезжающие рабочие имеют возможность утолить свою жажду свежею и чистою водою. Доброму примеру монастыря последовала добрая гражданка Г.П. Лобода устроила такой же колодец дождевой воды (цистерну) в ограде собора на старом базаре…» (1). А в другом месте, описывая современный ему Таганрог (а это самый конец 19 века), П.П. Филевский пишет «если пища в Таганроге сравнительно с другими торговыми городами может считаться сравнительно недорогою, удовлетворительною, а принимая во внимание многочисленные овощи, коренья и рыбу, еще и разнообразною, то нельзя того же сказать о воде, вопрос о городском водоснабжении – старый и больной в Таганроге».(2)
Известный русский журналист В.Я. Светлов в своем очерке «Город Таганрог», опубликованном в журнале «Нива» номере № 9 за 1902 год писал «…город лишен воды, почему пыль на улицах невообразимая, т.к. никогда они не поливаются, воду для домашних надобностей привозят в бочках с моря, а для приготовления пищи и питья добывают из цистерн и артезианских колодцев. Вода в этих помещениях или высыхает при продолжительном бездождии, на дне их заводятся головастики и всякая органическая нечисть…». А далее он пишет «Водопровод и канализация — большой и больной вопрос Таганрога. Разрешения его ждут 40 лет! Через десять лет горожане могут праздновать полувековой юбилей бесплодного «водопроводного вопроса» (3).
Можно назвать еще работу Л.Т. Тоценко «Культурная жизнь Таганрога», изданную в Ростове на Дону в 2007 году. Там есть такой раздел в главе третьей «Благоустройство города», который так и называется «Водоснабжение». И тоже о том же, что воды нет и нужен водопровод, а денег нет, и власти ни о чем не думают. За всеми перипетиями по вопросу городского водоснабжения внимательно следил А.П. Чехов. В письмах к городскому голове П.Ф. Иорданову он не раз касался этой темы: «Читаю обе наши газеты и никак не пойму, будут ли в Таганроге водопровод и канализация или нет» (письмо от 29 марта 1903 г.); «если бы в Таганроге была вода... то переехал бы на житье в Таганрог» (письмо от 11 мая 1902 г.) (4).
Но мне больше всего нравится, как просто, понятно и образно осветил наш великий земляк эту действительно больную и до сего дня проблему в своей повести «Моя жизнь». Антон Павлович прямо не называет Таганрог, но любому ясно, что это о нем. «Я любил свой родной город. Он казался мне таким красивым и теплым! Я любил эту зелень, тихие солнечные утра, звон наших колоколов; но люди, с которыми я жил в этом городе, были мне скучны, чужды и порой даже гадки. Я не любил и не понимал их.
Я не понимал, для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей. Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает — я не знал. Большая Дворянская и еще две улицы почище жили на готовые капиталы и на жалованье, получаемое чиновниками из казны; но чем жили остальные восемь улиц, которые тянулись параллельно версты на три и исчезали за холмом,— это для меня было всегда непостижимою загадкой. И как жили эти люди, стыдно сказать!...
Ели невкусно, пили нездоровую воду. В думе, у губернатора, у архиерея, всюду в домах много лет говорили о том, что у нас в городе нет хорошей и дешевой воды и что необходимо занять у казны двести тысяч на водопровод; очень богатые люди, которых у нас в городе можно было насчитать десятка три и которые, случалось, проигрывали в карты целые имения, тоже пили дурную воду и всю жизнь говорили с азартом о займе — и я не понимал этого; мне казалось, было бы проще взять и выложить эти двести тысяч из своего кармана». (5)
Первую воду для питья брали из родников, которые быстро пересохли, потом стали мастерить колодцы, но колодцы быстро истощались. Первый общественный колодец появился в городе на Александровской (ныне Красной) площади еще в 1808 году. Потом сооружались новые колодцы: на Елизаветинской улице, Екатерининской площади, у городского сада.
Однако главным источником воды для горожан был дождь. Дождевую воду собирали в специальные резервуары, но в них вода быстро «задыхалась» и становилась совершенно непригодной к употреблению. Вокруг города почти пресное море, а проблема питьевой воды оставалась веками одной из самых острых.
Вторая половина XIX века прошла под знаком устройства водопровода, было много энтузиастов и много впустую выброшенных денег, но водопровод так и не появился. Достаточно лишь перечислить только некоторых деятелей, которые хотели осчастливить таганрожцев водой. Артезианские колодцы стал в городе бурить П.В. Шабельский, потом его сменил сын Катон. Далее некто Ватман предлагал провести в город водопровод из колодца на даче Мазуренко. Пытался наладить водоснабжение города барон Франк из своего имения на Большой Черепахе, но попытка оказалась безрезультатной. Как грибы после дождя росли и быстро пропадали различные общества, предлагавшие жаждущим горожанам воду. Вот лишь некоторые имена: Абег, Гринберг, фон Дезен, Шитов, Коган и Мошетти, Палам, Абег и Аргиропуло, Маллисон, Петрококино, Летуновский и т.д. и т.п. И все впустую. Первым подал идею провести в город водопровод из Миуса инженер А.В. Белелюбский еще в 1875 году.
И только XX век, а точнее Советская власть, принесли таганрожцам долгожданную воду. В 1923 году была построена водовзводная (водонапорная) башня на окраине города за старым православным кладбищем. Башня высотой 38 метров имела наверху бак емкостью 50 тысяч ведер. Воду вначале брали в районе Лесков (район нынешнего Русского поля), где были сооружены шесть скважин, которые давали в сутки по 150 тысяч ведер воды. Качество воды было признано хорошим.
По уложенной в землю чугунной трубе вода нагнеталась насосами в башню, а из нее уже поступала в городскую сеть. Она была вначале спроектирована в виде двух замкнутых кольцевых магистралей. Одно кольцо обслуживало быстро растущий рабочий район - Красный городок (ныне треугольник улиц Свободы, Инструментальной и Красногвардейской – здесь в голой степи за два года к десятилетию Октября -1927г. был построен жилой городок авиастроителей), другое охватывало центральную часть города. Тысячи метров водопровода были проложены по оси улиц, устроены первые водоразборные будки. Время водовозов заканчивалось. Вода теперь отпускалась гражданам в среднем по полкопейки за ведро.
Но город строился и рос так стремительно, что уже в начале 30-х годов ХХ века стало ясно: старый водопровод не решает проблему. И были направлены все усилия на сооружение Миусского водопровода. Он был пущен 1 мая 1934 года. Большую роль сыграл в выполнении этой большой работы сыграл тогдашний первый секретарь горкома партии С.Х. Вардиниан. Именно тогда впервые вода пришла непосредственно в дома многих таганрожцев. Но вот качество миусской воды оставляло желать много лучшего. В то же время большинство жителей продолжали пользоваться водоразборными колонками, а в некоторых районах воды не было до начала 1960-х годов, когда, наконец, пустили первую очередь Донского водопровода.
Борьба за воду продолжается и сейчас, и каждый житель Таганрога знает это не понаслышке. И это уже другая история, которая ждет своего пытливого и честного исследователя. Но была эта проблема в 20 веке, мы ее взяли и новый 21 век, и все-таки нужно признать - водопровод в наш город пришел в XX веке.

Примечания:
1. – П.П. Филевский «История города Таганрога» Москва 1898, стр. 277
2.- П.П. Филевский «История города Таганрога» Москва 1898, стр. 354-357
3. - В.Я. Светлов «Город Таганрог» С.Петербург 1902, стр. 4-5.
4. - Л.Т. Тоценко «Культурная жизнь Таганрога», Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2007, стр. 299-302.
5. А.П. Чехов «Моя жизнь» (рассказ провинциала). Москва «Правда» 1984. Сочинения 4-х томах. Том.3. стр. 112-113.