Бог муравьев

Виктор Один
Митя сидел на корточках у нагретой солнцем стены бревенчатого дома – дома его бабушки – и с интересом разглядывал маленьких черных муравьев, копошащихся у фундамента. Муравьи маленькими колоннами спешили по своим делам. Несколько муравьев несли мелко нарезанные сухие листья, несколько – маленькие палочки и тростиночки, несколько муравьев тащили в трещину фундамента маленького засушенного черного жучка.
«Как умные!.. - размышлял Митя. – Несут ведь! знают - что несут, куда несут… Запасы делают. Вероятно, и думают они, и разговаривают они! Вот - встают на задние лапки и усиками шевелят, когда друг с другом встречаются…».
Внимание Мити привлек один черный муравей, который сполз с бетонной плиты фундамента и устремился - по черной земле - к ближней клумбе.
В земле этой клумбы, Митя знал, жили другие муравьи – красные, маленькие и очень опасные. Этих муравьев старшие мальчишки называли «стекляхами». Как-то один красный муравей очень больно укусил Митю за ногу, и нога Мити долго и жгуче болела, как будто ногу жег маленький осколочек стекла. Митя с опаской теперь играл в палисаднике и время от времени посматривал на свои ноги.
Черный муравей тем временем залез на клумбу. Навстречу ему выполз красный муравей.
«Интересно, - подумал Митя, - они знают друг друга? Черные и красные муравьи? Если черные – разговаривают между собою, то, может быть, они и с красными разговаривают?»
Митя с интересом наблюдал за муравьями.
Черный и красный муравьи подползли друг к другу. Встали на задние лапки и зашевелили усиками. Неожиданно они сцепились, и Мите показалось, что муравьи – танцуют, махая друг в друга лапками. Но муравьи не танцевали. Черный муравей вдруг оторвался от красного и, хромая, неуклюже волоча свое тельце, пополз обратно к фундаменту.
«Укусил его красный!» - сообразил Митя.
Красный муравей заполз в свою клубу, и скоро из маленькой земляной норки появилось много красных муравьев. Они быстро построились в ряд и поползли к фундаменту дома - следом за черным муравьем. Тот уже успел заползти на бетонную плиту, и его окружили сородичи. Они вставали на задние лапки и так же шевелили усиками. А затем взяли его и понесли к трещине в фундаменте. Несколько шустрых черных муравьев обогнали их, и скрылись в трещине. Вскоре из трещины вышел отряд черных муравьев.
Отряд красных муравьев уже взбирался на плиту…
«Они что? Драться собираются? - изумился Митя. Он совсем не ожидал такого от муравьев! И, затаив дыхание, смотрел за разворачивающимся событиями.
Черные и красные муравьи столкнулись между собою. Черный сцепился с красным, красный – с черным. Несколько черных муравьев напали на одного красного. Несколько красных - на одного черного. Тот сразу свалился на бочок и задергал лапками… Больше он не вставал… Потом красные муравьи напали еще на одного черного… Потом еще на одного… Потом еще…
Красные побеждали!
«Да, чего я смотрю! - сообразил Митя, – надо помогать черным! Черные-то мне ничего плохого не сделали, а красные сделали! Вот они, как больно кусаются!..»
Митя осмотрелся и увидел лежащую на земле короткую и тоненькую сухую веточку. Взял ее в руку, и начал помогать черным. Он прижимал этой веточкой к бетонной плите всякого красного муравья… Митя представлял, как красные муравьи видят опускающийся на них с неба огромный деревянный столб, от которого невозможно убежать… Невозможно спрятаться… Деревянный столб их давил…
Скоро все красные муравьи были повержены.
Черные были в явном замешательстве. Они быстро и хаотически бегали по полю боя, подбегали к раненым и убитым, отбегали от них, бежали к следующим… Натыкались на убитых красных… Затем все черные муравьи остановились. Поднялись на задние лапы и замахали усиками.
«Победу празднуют! « - весело подумал Митя и оторопел: все муравьи стояли одинаково! - развернувшись к нему, к Мите! и смотрели на него, шевеля усиками!
«Они что, молятся?» - подумал Митя. И вдруг понял! - кем он был несколько минут назад для этих маленьких созданий!
Множество мыслей закрутилось в Митиной голове.
«А что, если и для людей есть такой Бог? – подумал Митя, и ему стало страшно. - Что же Бог сделает с теми, кто Ему сделал больно?.. Нельзя! Нельзя делать Богу больно! Только Кто Он? Где Он?..»
Митя посмотрел на небо. Небо было ясное, голубое. Ярко сияло Солнце…