Михаил Романович Куваев

Владимир Нургалиев
Михаил Романович Куваев

Михаил Романович Куваев, пареньком попал на фронт, в сорок первом, в прифронтовую Москву. Прибыл отстаивать столицу в составе свежих сибирских дивизий. На лыжах, в маскхалате, с группой автоматчиков отправился на задание, возвращаясь с которого подорвался на мине. Сколько лежал без сознания, одному Богу известно, но очнулся и пополз к своим. Спасла его фляжка спирта. Обычно когда  выдают спирт, солдаты сразу же его "приговаривают" (выпивают). А Михаил был молод, к спиртному равнодушен. Фляжка со спиртом оказалась при нём, к тому же полной. Отопьёт немного и ползёт по снегу, устанет, опять приложится. Так и дополз до своих. Затем госпиталь, ампутация обеих ног, до самого паха.
Война для молодого Михаила на том закончилась. В госпитале, Михаил начал готовиться к поступлению в университет, тяжело  доходил на протезах до читального зала библиотеки и занимался целый день. В школе нравилась математика, поэтому стал  поступать на математический факультет и, поступил.
Нам он преподавал матанализ уже в качестве доцента, кандидата наук. Добрее человека, чем Михаил Куваев в жизни так и не  встретил. Был он не молодой тогда, лет шестьдесят на вид, но глаза были молоды, всегда излучали доброту, юмор. Это подкупало студентов, на лекциях часто звучал раскатистый смех аудитории слушателей. Учились мы по учебнику  Фихтенгольца, его фраза: "Отсылаю вас к Фихтенгольцу" запомнилась всем его студентам.
Михаил Куваев был женат, имел сына богатырского телосложения.
Однажды на коллоквиуме, пытался по-неопытности доказать лемму, на что он заметил, что лемма формулируется без доказательства. Экзамен у всей группы он принимал основательно, серьёзно. Ходил на протезах медленно, помогая себе костыльком, поэтому, чтобы никуда не отлучаться лишний раз, приносил термос с чаем, бутерброды.
Оглядываясь назад, с теплом вспоминая этого замечательного человека, понял, что должен, хоть небольшим повествованием, оставить память о Михаиле Романовиче Куваеве...

14 сентября 2008