Картинки из детства. Зента

Сергей Спехов
       ЗЕНТА.

       Зента была удивительная собака. Я взял ее маленьким щенком, когда сам учился в четвертом классе, ничему особенному не учил, но подрастая вместе со мной и участвуя во всех мальчишечьих делах и забавах, Зента как - то сама собой выучилась многим премудростям необходимым породистым собакам, хотя была простой дворняжкой. Она прекрасно понимала все команды, умела стеречь мои вещи, она могла по обычной лестнице залезть на крышу дома, просто так, на потеху мне и моим друзьям. Многие ее способности вообще не поддавались логическому объяснению. Например, она отличала по звуку мотор моего мотоцикла от всех прочих мотоциклов! Даже если это были мотоциклы той же самой марки. Тут надо заметить, что я тоже легко отличал на слух мотоциклы всех своих друзей. Но этому есть объяснение: у меня был музыкальный слух. Я играл на гитаре и на баяне. А как объяснить такое у собаки? Она не просто отличала звук моего мотоцикла, она слышала его за десять километров от дома. Я каждое утро уезжал на занятия в город. До города было около десяти километров. Занятия оканчивались после обеда каждый раз в разное время. Но стоило мне выехать из города, как Зента навостряла уши и начинала молотить хвостом по земле. Мама уже знала, что через несколько минут я приеду домой.
       А вот еще. Мой старший брат, Володя, в то время, когда у меня появилась собака, служил в армии. Служил он три года и за это время Зента его никогда не видела. Вернувшись, брат безбоязненно вошел в родной двор, а Зента, увидев незнакомого человека, с лаем бросилась на него. Володя остановился, приготовившись к отражению атаки, но Зента вдруг перестала лаять и тоже остановилась. Вытянув морду и удивленно принюхиваясь, она обошла вокруг Володи несколько раз и смущенно завиляла хвостом. Каким-то своим собачьим чутьем Зента поняла, что это не чужой человек.
       Очень удивляла меня дружба Зенты с нашими козами. Придут козы вечером с пастбища – она играет с ними, козлят облизывает, и, удивительное дело, козы ее совсем не боялись.
       А однажды случилось вот что. Вижу как-то вечером, что с Зентой творится неладное. Лает собака, хрипит и рвется с цепи. Не успел я понять в чем дело, как цепь лопнула, Зента перемахнула через забор и помчалась к речке, где у нас козы паслись. Я бегу за ней и вижу, что она с разбега бросается на пацанов, игравших на лужайке возле реки. У меня, прямо, волосы дыбом встали! Ну, думаю, взбесилась моя любимица.
       Пацаны орут благим матом, собака лает, козы ревут – вся деревня всполошилась.
       Только схватил Зенту за ошейник, подбегает деревенский наш мужик, отец одного из пацанов, тоже со здоровенной черной собакой. Науськивает ее на Зенту и отпускает. А его глупая псина не поняла, что к чему, да и набросилась на нашу лучшую козу Белку. Сбила ее с ног и давай кусать. Делать нечего, я снова отпускаю свою собаку. Бросилась Зента на черную псину и завязалась у них смертельная драка. Ну, просто рвут друг друга на части. Ужас! Мы с мужиком и подступиться то к ним боимся. Наконец, вижу, Зента сверху и держит черную собаку за горло. Подергалась, та, подергалась и затихла насовсем.
       Мужик очухался, выломал кол из огорода и бросился на мою собаку. А я уж в училище учился, мог и сдачи дать. Подскочил к мужику и схватил его за руки.
       - Не дам собаку убивать,- кричу ему в самое лицо, - вызывай милицию, пусть по закону судят.
       Ну, мужик, ясное дело, стал меня всячески ругать, да и стукнуть был не прочь.
       Тут народ уж сбежался. Разняли нас. Все на стороне мужика. Я отошел с Зентой подальше.
       Женщины стали осматривать пацанов. У них одежда вся изодрана, а укусов-то нет. От одежды остались одни лохмотья, а крови нет ни у кого! А вот козы были все в крови. И не только Белка, но и козлята все изранены и встать не могут.
       Народ ничего не понимает. Все плечами пожимают, да судачат на все лады. Пацаны молчат, как партизаны. А мужик баламутит народ. Кричит, что Зенту надо застрелить. Я не знаю, что и делать.
       Тут из соседнего домишки бабуся вышла, да и рассказала, как дело-то было.
       Оказывается, пацаны играли не то в индейцев, не то в охотников, сделали себе пики и стали бегать за козлятами. Охотиться, значит. Да так увлеклись, что многих козлят поранили очень сильно.
       Все стало понятно. Зента услышала, что козлят обижают и примчалась к ним на выручку.
       Ну, тут народ встал на нашу сторону. Все стали удивляться, что у нас такая умная собака. Пацаны разревелись. Женщины их ругают, а мужики хохочут над изодранными штанами. Так все и разошлись – и без милиции все ясно.
       Только мне было не смешно. Я сходил за тележкой и за два рейса перевез всю свою животину домой. Ни козы, ни собака идти не могли. К счастью все они вскоре выздоровели. А Зента с тех пор прославилась на всю деревню.