Румынские истории

Наталия Глигач
Многие помнят те времена, когда впервые мы стали выезжать группами за рубеж. Это было глотком свежего воздуха в нашей обыденной жизни. Страна нищала на глазах. С полок магазинов сметалось все: меховые шапки, лавровый лист, черный перец горошек, газовые баллоны и, конечно же, электротовары. Не буду утомлять тем, что знаете и без меня, а расскажу то, что уверенна ни с кем из вас не происходило.
Собралась группа смелых и стойких друзей, решила посетить Румынию, а заодно и «товаром обменяться». Жуткое определение – спекуляция, ходило в народе сильно. Вот и мы, «догребли» последние товары на Родине, и двинулись в «европейское окно». Конечно же, туристическим автобусом. Простояв 36 часов на границе, попользовавшись туалетом, где мальчики шли налево, а девочки шли направо, вдоволь наевшись сухой колбасы – мы не сильно ощущали дискомфорт. Желание увидеть «заграницу», побывать тАм, и привезти оттУда что-то особое, подгоняло время ожидания.
Наш автобус медленно продвигался к заветной цели. Пять красных червонцев, были аккуратно засунуты в щетку для волос, которая лежала сверху вещей. Дрожали руки, в голове вертелось: «Валюта, валюта, Господи помоги…». И вот уже автобус мчится по живописной местности. Пять часов, и мы в гостинице, а там и горячий ужин.
Быстро приняв душ, одевшись в шикарные платья, применив косметику по полной программе, захватив пару бутылок водки, из той партии, которая шла на продажу – мы были страшно удивленны, когда в нас узнали русских туристов. По каким таким приметам?
Завтрак, мы заранее перенесли в плотный продолжительный ужин, достав маленькие кипятильники, приготовленные на продажу, попили чай с бывшим хлебом, превратившимся в сухари – мы выехали на торговлю. Как и где разворачивать стихийный рынок, нас обучали водители, уже имеющие некоторый опыт. Рядом стояли еще два автобуса с туристами, и рынок получился чудненький. Торговля шла бойко, а народ все прибывал, прибывал. Вдруг раздался крик одной из НАШИХ: «Держите вора, девчата, держите вора!» Кричит то, наша, вот тут, а не видно ни кого. Вдруг меня хватают за рукав, а я от испуга в сторону. И тут ко мне дошло. Да это же Валентина! Она продавала кроличьи шапки. Для рекламы одну одела, этикетка висит впереди. Вот воришка и сорвал ее вместе с париком. А своих волос у нее, можно сказать и не было. Вот и стоит она перед нами белая как смерть от испуга. Парик ее мы нашли через пару минут, только потом она купила себе косынку, и туго привязывала ее поверх шапки.
Приключения шли с нами в ногу. Одна из наших подруг купила на продажу форсунку. Ну, вы понимаете, свиней смолить. Только зачем она решила в городе ее продавать? Да еще за границей? А никто и не интересуется ею. Хоть бы для интереса спросили. А тут, как на грех, подходит один любопытный, и глазами спрашивает, в руках крутит. Ну как ты ему объяснишь, что это такое? Вот пантомимой она и рассказала, как свинью ножом режут , как она кричит, потом умирает, а потом нужно поджечь это, для верности она зажигает спичку, и подносит ее к тому месту, откуда будет пламя. Но тут же, решив объяснить меры предосторожности, она сымитировала взрыв. Мужик отпрянул, испуганно посмотрел на нас, а через пять минут вернулся с полицией. Хорошо все же, что русский язык – международный! Нашелся добрый человек, с точностью перевел все. А чтобы избавиться от этой адской машины, ее хозяйка подарила полицейскому.
Вот говорят, что реклама, это двигатель торговли. Умея прорекламировать, ты продашь все! Взяла наша подруга красные фонарики для освещения темного помещения во время проявления фото пленки. И на что она рассчитывала, взяв их на продажу? Ни тебе внешнего вида, ну ничего, чтобы могло привлечь покупателя. Вот она и придумала. Взяв в одну руку фонарик, во вторую провод с вилкой, загадочно улыбаясь, говорила: «Секс, секс… «, при этом томно подкатывала глазки. И что вы думаете? Через полчаса, она уже и забыла о них. А за ужином сказала: «Покупали одни мужчины! Как они трепетно относятся к интиму, вот приеду, и куплю домой такой фонарик. Буду своего «козла» обучать».
На вырученные деньги, мы делали покупки. Себе, и, конечно же - на продажу, чтобы окупить затраченное, и что-то заработать. Мой сын, слыша это разговоры о бизнесе, продавал привезенную жевательную резинку по рублю за штуку, чем и разгневал местного прокурора.
- На ком наживаешься, Наталья, на мне?
Откуда было восьмилетнему мальчишке знать, что отец его одноклассника – сын прокурора? Пришлось сделать подарочный набор с надписью «ПРИВЕТ ИЗ РУМЫНИИ». А сына – научить уму разуму. Спекуляция – был серьезный подрыв советской экономики. А куда было ее еще больше подрывать? Полки магазинов были по-прежнему пусты, а очереди на границах все увеличивались, и увеличивались. Туристы заполняли страну «свежим» товаром. Привозили новые истории, которые переходили в анекдоты. И ни кто уже не возит такой залежалый товар – он ни кому не нужен. Даже в Румынии.