Светлая память

Константин Кучер
       _______________________________________Ерашке, Климу, Родьке, Пластику...
       _______________________________________Всем, кто узнает себя здесь и
       _______________________________________поймёт, что это всё – о них…

       Да!
       Дорогой Читатель, не стоит искать среди героев этого рассказа знакомые рожи с родинками на привычных местах. Всё то, что плавает в его густом и настоявшемся со временем бульоне, как-то – автоматы, ручные пулемёты, 14-ые армии, бригады ПВО, Чукотки и даже приснопамятные 90-е, есть не что иное, как плод воспалённой инфекцией писательского вируса фантазии автора.
       И Конституцию родной Страны автор читал. Ну, как минимум те статьи, по знанию которых его настоятельно требуют расписаться…

* * *

       Ладно, Саид. Давай… За Сашку. Светлая ему память...
       А кто ждал?! Я то, грешным делом думал, - он меня с моими то болячками хоронить будет. Вышло – совсем по-другому! Сам видишь, как…
       Он ещё перед тем, как ему тридцать восемь стукнуть должно было, мандражировать начал. У них же в семье и отец в этом возрасте погиб, и старшего, Игоря, лет десять тому гипертонический криз здесь, в Нижнем Чове, где он главным терапевтом районки работал, подкосил. Вот Саня и вбил себе, что всё… Им, всем мужикам в роду, видно именно столько Судьбой отмеряно.
       Ты его в то время не видел, а я рядом был, знаю, какой его мандраж бил. Он даже пить бросил. Конкретно. В полной завязке был, а сам, прям как в белой горячке, трясся…
Но ничего, как-то перевалили, и он, и мы все, вместе с ним, этот рубеж, ну, Сашка и стал отходить потихоньку… А вот… Всё равно, он первый из нас ушёл… Ну, если Дрюлика не считать. Но Дрюль то и не чисто наш, он же из «Г»...
       Сашка вообще, лёгкий на подъём был...
       Годя два тому, я в травме лежал. Нога в гипсе по самое колено, тоска – смертная. И тут Сашка заваливает:
       - Погнали в Нижний, там «Пёрпл» концерт даёт! Один-единственный!
       - Ты чё, Саш! Кто меня отсюда отпустит? Режи-им… Чтоб его…
       - Какой такой режим-бежим?! Мы что, у кого-то разрешение спрашивать будем? Кто тут тебя, болящего такого, в субботу-воскресенье по отделению искать будет? А в понедельник, к обходу, уже как штык на своём месте лежать будешь, будто и не кантовали тебя…
Ну, а дежурной купим коньяка да плитку шоколаду по габаритам внушительную! Так как? Едешь?! Я уже отзвонился в Нижний. Два билета будут!
       Вот так и рванули…
       Нога в гипсе, Сашка за рулём… И туда, и обратно. Только на обратном пути остановился.
       - Всё,- говорит,- не могу больше… Мож ты сядешь?
       - Легко!
       Он косяка на мою загипсованную ногу даванул…
       – Ладно, останавливаемся… Час-другой кемарнём – и дальше…
       Лёгкий он на подъём был… И из жизни легко ушёл… Раз – и всё...

  * * *

       Ну, ты что? Начислять-то думаешь? Между первой и второй... Сам знаешь, не маленький! Не, давай-давай сам, разливающего, как и коней на переправе, не меняют! За встречу?
       Да-аа… Вишь как, - ушёл Сашка, а нас то, смотри, всё-таки собрал за одним столом… Сколько мы с тобой не виделись? Двадцать восемь? Двадцать девятый пошёл?! А будто вчера декан к себе вызывал и приказом на отчисление перед мордой размахивал…
       Со второго курса меня отчислили. Даже на то, что я по национальности коми не посмотрели. Не нужны мол, нам такие национальные кадры! Ну, вам не нужны, Советской Армии кадры нужны всегда, много и самые разные...
       Вот так я в войсках ПВО и оказался.
       Учебка на Дальнем Востоке была, под Благовещенском. А там и климат! То ли период муссонных дождей был, то ли у них завсегда влажность такая, аж дышать тяжело. По коже – сплошные язвы.
       Ну, я молодой, глупый был…
       Хорошо всё-таки молодым и глупым быть... Думаешь, нет ничего невозможного, всё от тебя зависит и всё ты сможешь. Ну, я по молодой то глупости и пишу рапорт – так мол, и так, не климат тут мне, молодому бойцу доблестных войск ПВО! И чтоб войска те не утратили своей боеспособности, надо бы меня, ценного такого противно-воздушного кадра, перевести в какой более здоровый климат... Ну, например, в центр Европейской части России…
       И что ты думаешь?! Меня на первый же борт и – вперёд!
       Приземляемся, выходим...
       Мамочка моя родненькая... До боли знакомый ландшафт – тундра-тундра, снега-снега и одинокие приземистые бараки у взлётно-посадочной. Воркута? Дом родной? Вот они, мамины пирожки горяченькие – почти рядышком, только руку протяни...
       Какое там! Отдельная Чукотская бригада войск ПВО. А так – Воркута Воркутой.
       Зимой, как заметёт на точке… И может мести неделю, другую...
       Не, со жратвой, более-менее. НЗ естественно, в первые же дни дежурства прикончишь – не пропадать же добру. А так мне мать из Воркуты в месяц, в два месяца раз, посылку присылала и в посылке той обязательно палка сырокопчёной колбасы была. Ну, так как заметёт, достанешь сковородочку, на электрический обогреватель её.. Разогреется, порежешь колбаску ту и – на раскаленный чугуний натуральный без какого там антипригара... Запаши-и-ина-а...
       Не, поверишь, я и сейчас, как вспомню, так как у той собаки Павлова – самопроизвольное обильное слюноотделение…
       Не, со жрачкой всё в порядке было. У меня же – метр девяносто шесть, а при росте выше ста девяносто доппитание полагается. Как Дедушкой СА стал – шесть кусков масла на раздаче получал! Ну, один кусок - в кашу, один - на хлеб, остальное всё, - как и положено, - молодым.
       А вот с куревом…
       Особенно когда на точке, да заметёт…
       Вот раз сидим, а оно и метёт, и метёт! Ну, и выкурился весь. Не подрасчитал… Звоню на соседнюю точку:
       – Вить, как?
       Вот тоже кадр, по-своему знаменитый был, откуда-то с-под Новосибирска. Как-то без смены 235, представляешь, 235 дней на точке просидел! Так-то, конечно, и жрачку, и курево ему носили, но - 235! Год почти!
       Так вот, звоню ему:
       - Куревом не богатый?
       - Да есть манёхо...
       - Отсыпешь?
       - Без базару!
       Ну, я дверь открываю, - а дверь на точку всегда во внутрь открывается, сколько бы не намело, открыть и выбраться завсегда можно, - открываю, показываю молодому направление:
       - Двести метров туда, столько же обратно. Сигареты взял и – назад! Понял?! Давай!
       Он и пошёл. А я на точке. То-сё, час проходит, второй... Его нет. Я соседу:
       - Вить, как?!
       - Да, был. Чаю попили, курево взял, вот – с полчаса, как ушёл.
       Жду…
       В общем, на шестом часу я уж стал глазами искать - за чтобы мне поясной ремень на потолке зацепить, да как его половчее на шею накинуть…
       Слава Богу, не успел… В начале седьмого часа из гаража звонят:
       - Тут твой дух! Нам что, его обратно посылать или тут пусть обслуживанием техники займётся?
       Довольные, что чужого духа на халяву заловили…

* * *

       Какая говоришь картофелечистка? Польская? Да я за всё время службы картофельного клубня и в глаза не видел!
       Сушёо-оная. Сушёная картошка…
       Но с нарядом по кухне полегче было, чем у тебя. Вся бригада – человек сорок. Чуть больше. А с учётом того, что часть личного состава на боевом дежурстве, по точкам, так непосредственно в бригаде, от силы - двадцать.
       Вот только воду всегда экономить приходилось. Вода то привозная, хоть снег иногда растапливай, чтоб морду сполоснуть…

* * *

       На нижней, самой нижней, полке посмотри. Там, за кастрюлькой зелёненькой, банка поллитровая должна быть. Эт Татьяна моя по осени аджики накрутила. Натуральный томат. С часнычком! Горлодёр знатный! Не, я не буду, а ты, если любитель, попробуй. Как раз, к мяску лишним не будет…
       Да, вся бригада – чуть больше сорока человек.
И знаешь, что интересно – все ребята разных национальностей! Сорок бойцов сорока национальностей! И украинец один, и эстонец, и шорец, и гагауз – есть такая национальность на юге Молдавии…
       И чечен один был…
       Тут мне ребята с Чечни пару цинок для Вепря* привезли… Щас же везде 5,45**, а мне для него 7,62** надо. Чёрта с два достанешь… Вот, выручили.
       Ты что про такого полевого командира - Лачи Бовсаева слышал? Парни рассказывают – зверюга настоящая… Головы нашим отрезает… Так вот, я с этим Лачи на Чукотке служил вместе… Он уже и тогда порядочным говном был. У него и Коли–гагауза любимое развлечение было – оденут варежки меховые и к какому молодому:
       -Засекай, дух, три минуты, щас боксировать будем!
       И бьют ему морду до крови…

* * *
 
       Народу вроде и немного, а ведь именно мы засекли, провели и Камчатской бригаде ПВО тот южно-корейский Боинг передали. Помнишь? Первого сентября 83-го? А уже камчатские его над Сахалином сбили.
       Не-ее… Какие ордена-медали?! Но всю дежурную смену на следующий же день в партию приняли. Ты представляешь, мне на дембель уходить, а я член партии. Плюс направление от штаба округа для поступления в МГИМО! Да-да, Московский институт международных отношений… Круть!
       На Чукотке, на золотых приисках предлагали остаться. Я же по воинской специальности – дизелист, а в то время там всё на них было. На дизелях. Как, не дай Бог, полетел родимый – засада полная… Всё останавливается. Электричества то нет! Дизелист – эт же Царь и Бог Чукотки!
       С прииска звонят комбригу:
       - За бакшиш специалиста не подбросишь?!
       Ну, меня в ГТСку*** и дня на три туда. За день сделаешь всё, а потом только спишь да ешь от пуза… Лафа! И заработки, конечно, у них тогда были… Прямо скажем, приличные!
Но посмотрел я на их порядки… Хорошо, что не были, Саид, мы с тобой на зоне, тьфу-тьфу, от тюрьмы да от сумы, как говорится… Но, как я понял, что зона, что прииск, одна и та же малина, только вид сбоку. Один взгляд «не такой», слово какое неосторожное - и всё… Твоя жизнь и гроша ломанного стоить не будет. Хорошо, когда ты посторонним, да ещё и солдатиком приехал-уехал. А попасть внутрь системы… Не-ее, не надо!

* * *

       В общем, приказа дождался, штык – в землю и – домо-о-ой!
       Мысли соответствующие… «Вот, отпуск отгуляю и – в Москву… Поступать... Да не в какой там институтишко занюханный! В МГИМО!!
       Нет, ты послушай:
       - МГИ-ИМО-ОО...
       Это ж песня…
       А дома мать:
       - Какое такое МГИМО-разМГИМО?! Открой глаза, сынок! Сынка… Я. Две тётки. Бабуля… Да ты ж ОДИН мужик на четырёх баб остался...
       В общем, собрал я в охапку все свои паперы**** и в родной Универ, к тому самому декану, что при отчислении, два года тому, мне ручкой так, не ласково, помахал…
       Он, естественно на дыбы:
       - Да не для того я на тебя Приказ подписывал!
       Ну, я ему свой партбилет на стол. А ЭТО ты видел?! Смотрю, призадумался… Ну, я ему и направление Штаба Округа. В МГИМО. Рядом с партбилетом. Тоже на стол…
       Зуб, конечно, он на меня затаил… Во-о-от такой! Но мне уже легче было. Как ни как, на одних партсобраниях с ним вместе сидели.

* * *

       Вот, посмотри – интересный снимок. Эт первый секретарь ЦК ДКСМ Болгарии*****. У нас же в своё время болгары много леса валили. Целые болгарские посёлки были. Вот он и прилетел с какой-то там проверкой. Наш первый, в свою очередь, меня вызывает и ставит задачу…
Бедная-бедная моя печень… Не, мы и в Корткерос съездили, и даже что-то там подписывали. Но, всё то время, пока болгарин у нас был, он из одного, ровного, но невменяемого состояния не выходил. И в самолёт я его такого же, невменяемого, посадил…
       Правда, не потому я твоё внимание на снимок обратил…
       У нас, оглянись, бывшие и комсомольские, и партийные руководители нынче достаточно хорошо устроены… Или во власти, или в бизнесе. А вот он, знакомые рассказывали, после того, как марксистско-ленинскую литературу с полок в высоких кабинетах поубирали, таксистом в Софии бомбил…

* * *
 
       Ну, а я то благодаря комсомолу в бизнес попал…
       Помнишь, в конце 80-х, именно при райкомах или горкомах большая часть кооперативов и создавалась. Ребята были молодые, бесшабашные. Парма то не тайга, так - мелколесье… Кто-то на беду, счастье ли моё и вспомнил, что у меня бабуля в Евпатории.
       Вот мы с приятелями-коллегами и загрузили борт горбылём. На Крым с ним летели, обратно – с персиками. Хорошо тот рейс помню. Он для нас золотым оказался.
       Дальше уже не то. То в минус, то в плюс, как на качелях. Крутиться приходилось, как белке в том знаменитом колесе… И шить, и жать, и на дуде играть!
       Сижу как-то в Тирасполе, всё проплочено, колбаса уже на складе, жду фуру…
       А мне и звонят, что фура, под Тернполем мол… Там водилу скрутило. До черешни дешевенькой дорвался. Вот живот, с непривычки, и не выдержал… Второй день там под придорожными кустами сидит, до баранки никак добраться не может…
       Нет, сменный водитель прилетит, но сюда, в Тирасполь! А фура то… В Тернополе! Ну, я - жопу в горсть и туда.
       Сажусь за руль… Какая категория «С»? У меня тогда прав вообще не было. Но зато я понял, что такое МАЗ-504… «Я водителем на МАЗе – жопа в мыле морда в грязи!» Ну да… «Весь в мазуте и в тавоте, но зато – в торговом флоте» - эт из той же серии. И, как правило, в каждой шутке ведь только доля шутки. Остальное всё – чистая правда.
       Когда в Тирасполь пришёл, у меня ж задница не то что в мыле, в кровавых мозолях была! Мож, конечно, у машины седло какое неисправное было, но… Чуть притормозишь, прицепом сзади ка-аак даст! Ка-а-ак даст! Естественно, ты по водительскому сиденью – туда-сюда… И так всю неблизкую дорогу…

* * *

       Как тебе наша «Печёрская»?
       Да, хороша водочка… Только это последние полгода, уже при Сущинском, вот такой качественный продукт пошёл.
       А пока братья Мамоновы на ликёрке разруливали… У них только одна линия на легальном спирте работала, а две остальные осетинский левак разливали. Покупаешь бутылку и смотришь на пробке, на какой линии она рОзлита. Можно ли брать?! Потом они вообще оборзели, всё на левак кинули…
       Вот Сущинский - молодец! Как пришёл, спирт качественный появился, морошку закупать стал, корешки там какие-то.
       Перед отъездом надо будет тебе нашего бальзаму купить, он ведь на натуральных травах! Говорят, эти спиртовые вытяжки очень полезные… В разумных, естественно, дозах! Не-ее, ты даже не брыкайся, ваш бальзам нашему – не чета!
       А Тирасполь тот ещё аукнулся мне… Ох, как аукнулся!
       Мы ж всё больше и больше на украинскую колбасу ориентироваться стали. Зимой то ладно, а летом? Как тыщи километров да по жаре её?! Никаких завязок с Санэпидемстанцией не хватит!
       В Союзе тогда только один завод по производству рефрижираторов был. Одесский. Одесский автомобильный завод. ОдАЗ.
       Вот я и рванул на Тирасполь. Только-только прилетел, а там бац, и заваруха между Молдовой и Приднестровьем началась…
       Я, как кур в ощип, и попал под Приднестровскую всеобщую мобилизацию! Целый год с «веслом» бегал… «Весло» то? Эт АКМ с деревянным прикладом. Как тревога или что – «весло» в зубы и на огневую по боевому расчёту.
       Ребята там разные были. Были и такие, что за идею повоевать специально приехали. Как в Приднестровье стало затихать, так многие в Югославию рванули. Сербы, в случае победы, обещали каждому свой домик на Адриатике. Кто-то из наших и вправду, получил домик. Но многих, очень многих, уже там снайпера постреляли… Идея то идеей, а воинская премудрость…
       Я то всегда с башней дружил.
       С тебя, если честно, удивляюсь… Как ты в этой мясорубке 90-х выжил?.. У тебя ж в школе вечно башню клинило. То, помнишь, как на спор, не отрываясь, трёхлитровую банку с водой для полива цветов в кабинете математики, у Пиннекера, выпил?!
       Ха! Уж я то помню! Кто тебе тогда за этот спор венгерские форинты проиграл? У меня как раз мать только с турпоездки вернулась...
       Или когда, опять же на спор, постригся наголо? Мы ж тогда битловали, несмотря на замечания в дневник и вызовы к директору, с патлами ходили… Я думал, точно проспоришь… Нет, на следующее утро смотрю, ну, что там, у Саида под шапкой?! ЛЫСЫЙ… Ты ведь именно после этого своё погонялово получил.
       У меня с башней всегда контакт был!
       Потому, как только малейшая возможность появилась, я мо-мен-таль-но из Приднестровья ноги сделал. Полевую форму, конечно, на память оставил. Вон, в шкафу до сих пор висит, да только какой с неё толк?

* * *

       Пока я в Приднестровье чалился, всё ж на месте не стояло. Кто-то уже ушёл из бизнеса. Кто-то ого-го куда ускакал! А мне что делать?
       Вот тут как раз братва местная ко мне и подьехала…
       Тут, говорят, нам один Кент много плохого сделал. Сделал и слинял… Нельзя этого так оставлять. Не потому, есть у него бабло или нету, а потому что нельзя так. Чтоб народ знал, что есть понятия и без них ну, никак в этой жизни!
       Послушал я их, прикинул перец к носу, погрузил стволы свои в машину, сам понимаешь, в Приднестровье этого добра просто навалом было, 14-ая Армия, как ни как, да и рванул на эти Валуйки.


* * *

       Валуйки, Валуйки! Что? Родной брат деда? Железнодорожником воинский состав сопровождал? И как раз под Валуйками их разбомбили? Там же, прям у железнодорожного вокзала, и похоронен?
       Давай, за наших родных… И тех, кто ещё с нами, и тех, кого уже нет. Ведь именно они вложили в нас тот стержень, благодаря которому нам и удалось всё то, что у нас на пути стояло и мешало, перемолоть. А самим в живых остаться…
       В общем, приезжаю я в эти Валуйки, а там в то время братья Жуки, уроды уродами, поляну держали. Круть подзаборная. Но у меня то с собой, помнишь, было. А они свои стволы доставать обосрались…
       Короче, погрузил я этого кента в багажник, да так через всю Россию-матушку и провёз.
За то мне денег дали. Много денег. Я их в недвижимость и вложил.
       Днём мы с тобой у меня на базе были. Офисные помещения, склады, гаражи… Вот-вот, именно эту базу я и купил. И только купил, как черти из табакерки, р-р-раз и пара краснодарцев выскакивает…
       – Наш товар, транспорт. Твои помещения, склады, завязки местные.
       И стал я с ними работать…
       Долго мы в теме были и непоняток каких не возникало даже.
       Только как-то раз загремел я в кардиологию. Надо-оолго загремел. А как выписался, смотрю, - на складах пусто... Аж мыши все складские передохли...
       Дурачьё!! Они думали, что меня кинули…
       Да я за то время, что мы товар их силами с Краснодара таскали, деньги, вложенные в базу, много-много раз отбил, да ещё и навар жирный поимел. Связями оброс, как тот дурень махоркою. Свой, самостоятельный, бизнес появился. А сказать о том партнёрам, вроде и не с руки. Мало ли, обидятся парни. Бог не фраер, он правду видит, всё само собой и решилось!

* * *

       Так как? За добавкой? Или?
       Ну, и правильно, я тоже думаю, - незачем.
       Завтра на кладбище… А до того, мне б мелкашку ещё отстрелять. Так что встанем пораньше, я тебя на вокзал закину, а сам – в тир. Билеты обратные купишь, там и я должОн подскочить. Задержусь, так сам всё найдёшь. От вокзала до кладбища – всего ничего. Минут семь-десять неспешным шагом. Направо до светофора, там налево и на первом же перекрёстке – опять направо. Ну, а там метров триста и увидишь.
       Иди, ложись, я тут сам остатки по холодильнику распихаю…

       (продолжение см. рассказ "За здоровье")

       *Вепрь – гражданский охотничий карабин на базе ручного пулемёта Калашникова (РПК).
       ** 7,62; 5,45 – калибры различных модификаций автомата и пулемётов Калашникова.
       ***ГТС – Гусеничный Транспортёр Средний. В отличие от ГТТ – Тяжелого…
       **** пАперы (разг.) – бумаги, в данном случае – документы.
       ***** ЦК ДКСМ Болгарии – Центральный Комитет Димитровского Коммунистического Союза Молодёжи Болгарии – молодёжная коммунистическая организация, носящая имя Георги ДимИтрова - известного болгарского политика, коммуниста. Болгарского «Ленина», арестованного нацистами по обвинению в причастности к поджогу Рейхстага 27 февраля 1933, однако оправданного на Лейпцигском процессе в сентябре-декабре 1933 г. После смерти Димитрова, в эпоху социализма в Болгарии, ему был построен мавзолей в Софии наподобие Ленинского и его именовали «вождем» болгарского народа.



01.05.2008
01.06.2008