Святыни России. Капова пещера

Петр Золин
Слава богу, что сюда трудно попасть массовому туристу. Не «засрут»… Хотя. Как соблазнительно многим оставить даже на год-два поверх искусства очень древних пращуров свое неизбывное: «И здесь был Вася» ! Но не здесь.

Интернет дает все больше сведений об этом ярком памятнике отечественного палеолита. По поисковым системам можно найти немало добротных картинок.
И заранее извиняюсь, что-то из общеизвестного повторю. Рисунки по сайту http://delo.teolog.ru/images/kapova.jpg можно увеличить.

Из живописной горы и внушительных размеров входа в пещеру высотой в 14 метров, т. е. почти с пятиэтажный дом, вытекает совершенно ледяная речка. Но при входе в пещеру воздух теплеет. Путь по довольно острым и скользким от грязи камням. Это тоже одна из защит – такой путь на протяжении всей длины пещеры.
Это вероятный центр инициаций (средней школы, а то и высшего палеолитического образования) до 15 тысяч лет назад. Возможно, здесь происходило и посвящение в жрецы.
Палеолитический дурман, факелы и ритмичные песнопения, шаманские бубны… Люди шли в подземный мир, где были и души всех важных для земной жизни животных. По этнографии ранних народов мира можно узнать немало деталей таких обрядов.
Понятно, что сделать памятный снимок на фоне рисунков отечественных художников рубежа палеолит – мезолит неплохой шанс для современных туристов (см.)

Салават Галлямов в работе «Великий Хау Бен. Исторические корни башкордско-английского языка и мифологии» (1997 год http://newchron.narod.ru/Hau-ben/) нашел немало соответствий между тюрскими и индоевропейскими языками почти 10 – 15 тыс. лет назад. Но это соответствия ностратические, ныне общеизвестные.
По мнению исследователя, если башкордский, кордский и английский языки происходят от единого праязыка, то, следовательно, в этих трех языках должны быть единые символы мифологии, выражаемые одними и теми же словами. И действительно, человек, знающий эти три языка: башкордский, кордский, английский без труда укажет на некоторые из этих символов. Во-первых, это скандинавский бог — защитник людей Тор, имя которого есть производное от башкордского бога, защитника людей Торна — Хаубена, тогда как у кордов Top означает ``ограда''. Во-вторых, самое главное — это то, что башкорды и англичане, средневековые англы — канглы, сохранили, несмотря на прошедшие тысячелетия, даже фонетику своего некогда единого языка. Например, earth — ``земля'', [~о~с] — ``поверхность''. Башкордское имя для земли — Ер, мужского рода, стало корнем слова Erda — ``земля'', женского рода в кордском, норвежском, исландском и немецком языках...
Но это следы ностратического единства, где корни подавляющего большинства россиян,
включая и пращуров башкир.

Как древние охотники пользовались знаками для своих нужд, можно узнать на примере современных таежных охотников (да и промысловиков в глухих лесах). Об охотниках-эвенках писал известный советский этнограф А. Ф. Анисимов: ``... весь уклад жизни таежного охотника, его умение жить в суровых условиях тайги — все свидетельствует о разносторонних практических знаниях и накопленном в веках опыте. Охотник, например, эвенк, по характеру лосиного следа узнает, местный это зверь или пришлый и т. д. По веткам, которые обглодал лось, охотник безошибочно заключает, голоден был зверь или сыт, по его следам — как вел себя зверь на жировке: долго ли дневал здесь, ушел сам или его кто-то спугнул и т. д. Учтя все это, охотник и решает, где искать притаившегося зверя...'' Столь же подробно описал А. Ф. Анисимов удивительную приспособленность одежды эвенков, их лыж, берестяных лодок, переносных жилищ (чумов) и т. д. к таежным условиям.Но так жили в ледниковый период физические (генетические) предки финно-угров и индоевропейцев, северных семитов и иных этносов.


Капова пещера и Франко-кантабрийские пещеры обнаруживают немало знаковых сходств, говорящих о вероятности близкой палеолитической письменности в разных регионах планеты. Ведь писали и рисовали в Каповой пещере и на границах Франции и Испании наследники – если верить генетикам – потомки одних африканских Праматери и Праотца.
Правда, относимые к мужским или женским символам «колы-единицы», «острия-треугольники», «шалаши-дома» и могут означать нечто обыденное, житейское (см.: знаки). Да и вспомним слова первооткрывателя Сунгири:
«Обнаруженная на Урале палеолитическая живопись служит новым веским доказательством известного положения о том, что в соответствии с законами развития человеческого общества, на одной и той же ступени исторического процесса, в сходных природных и экономических условиях везде, где жил человек, у него возникали одни и те же формы общественного строя и сходные явления социальной жизни.'' (О. Н. Бадер. 1965 г.)

Сталагмитовый зал пещеры экстрасенсы объявили сердцем Капова святилища, точкой, где смыкаются небесная и земная ауры, сплетаются потоки неведомых космических энергий. Творцы новых миров поместили здесь новый зал «Хозяина» – разума и совести народа Бурзян. Именно здесь, в Сталагмитовом зале, еще два с половиной века назад Петр Рычков в колеблющемся свете факелов увидел языческое капище, тут родилось русское название «славнейшей пещеры Башкирии» – Капова.
Правда, настоящая пещера отсюда только начинается. Начинается с глубокого поклона, который совершает каждый входящий, если он старше 10 лет и выше привычного этому возрасту роста (иначе просто не пройти нависающую арку горла Купольного зала). А распрямившись, вдыхает холодный воздух вечности. За горлом – страна рисунков. Порой это неясные охристые пятна, порой – геометрические знаки, порой – яркие, динамично-живые фигуры зверей. Залы сменяются залами. В каждом свой мир, дизайн, своя архитектура, лепнина. Зал знаков: барокко – каменные волны стен, люстры и бра, плавные натеки в форме лент и флагов. Зал Хаоса: угловатые стены, нагромождение глыб – палеолитический кубизм. Ход Ткачева: юго-восточная Азия – пагоды, башни. Зал Отшельника: величественная готика.
Для немалого числа россиян здесь, и вправду тут, на Южном Урале, — родина ариев. Что отсюда понесли они по миру культуру, определившую на многие века судьбу человечества, культуру — вдохновленную циклопическим и изощренным творением Природы. Это свидетельства очевидцев.
Излучина р. Белой у пещеры. The scenery of the river Belaya at the cave. Фото Д. Крашенинникова http://bashcave.iip.net/fotogal/kapova/k-01.htm
Сунгирь и Капова пещера близки по времени принципиальных открытий. Ведь лишь в 1959 году сотрудник заповедника зоолог А.В. Рюмин обнаружил в пещере доказанную палеолитическую живопись. Позднее она исследовалась археологами О.Н. Бадером (он немало исследовал и Сунгирь) и В.Е. Щелинским, который вскрыл в зале Знаков культурный слой верхнего палеолита. Таким образом, результаты исследования этого памятника доказывают существование и на Урале развитого очага палеолитической цивилизации.

Ныне работы исследователей направлены на сохранение пещеры и ее уникальной палеолитической живописи, организации на базе пещеры современного музея-заповедника и проведения регламентированного обустройства привходового участка спелеосистемы, необходимого для охраны внутренних районов пещеры с древними рисунками. Для отслеживания изменений состояния пещеры и живописи, а также — разработки мероприятий по сохранению рисунков проводится мониторинг динамических параметров спелеосистемы. Исследуется комплекс факторов: геологические, геоморфологические, гидрологические, гидрохимические, микроклиматические, микробиологические и геоэкологические параметры. Комплекс проводившихся наблюдений значительно расширен за счет новых видов и методов исследования. Например, фиксируется содержание радона и ионизация воздуха. Большое значение имели гидрологические работы. Учеными выявлены поноры в каньоне Шульгана, через которые вода попадает в залы с рисунками и разрушает их. Разработаны проекты тампонажа поноров для отвода воды и спасения рисунков.
Микроклиматические исследования позволяют выявлять особенности конденсатообразования и воздухообмена, которые также влияют на сохранность живописи и позволяют разработать рекомендации для корректировки микроклиматического режима.

Большое внимание уделяется наблюдениям за состоянием палеолитической живописи и ее фиксации. Открыто большое количество новых рисунков и выявлена скрытая структура старых. На втором этаже пещеры живопись сосредоточена в зале Рисунков, находящемся приблизительно в 300 м от входа. Там расположены две основные композиции, выполненные в реалистическом стиле красной охрой.
Это определенно мадленская живопись третьего типа по Леруа Гурану, хотя и выполненная в особой манере, специфичной для Каповой пещеры. Композиция восточной стены зала Рисунков включает двенадцать изображений. Это центральная большая лошадь, семь мамонтов, шерстистый носорог, геометрический знак (трапеция) и антропоморфная фигура. Кроме того, в нижней части композиции выступающий участок скалы с кальцитовыми натеками моделирован в виде лошади. В этой композиции всего несколько лет назад впервые выделена антропоморфная фигура, находящаяся перед небольшим правым верхним мамонтом.
В нижней части композиции выявлен т.н. «Бледный мамонт», который, как позднее выяснилось, наблюдался в шестидесятых годах некоторыми исследователями, но позднее был «потерян», видимо, из-за ухудшения состояния. Барельеф в нижней центральной части композиции был открыт еще А.В. Рюминым, но не получил признания археологов. Съемки, проведенные исследователями при моделировании «живого света» факела показали, что кальцитовый натек специально обработан и весьма напоминает голову лошади. В центре композиции под лошадью, убедительно дешифрировано маленькое изображение мамонта, ранее не имевшее однозначного толкования.
Композиция западной стены зала Рисунков состоит из трех рисунков мамонтов и расположенного несколько в стороне рисунка быка. Правый верхний рисунок мамонта выполнен в силуэтной манере, остальные рисунки – в контурной. В этой композиции однозначно подтверждено наличие антропоморфной фигуры над задней частью центрального мамонта, существование которой ранее было объектом дискуссий.

На первом этаже пещеры живопись выявлена в трех залах: Купольном, Знаков и Хаоса. В целом, там преобладают разнообразные геометрические абстрактные знаки, иногда достаточно сложные по морфологии, что отличает их от западных аналогов. Многие из них являются производными от трапеции, широко распространенной в пещере. Эти трапеции расширяются кверху, имеют различное количеством внутренних субвертикальных ребер и «ушки» на верхних углах. Подобные трапеции встречаются только в Каповой пещере и не известны в Пиренейско-Кантабрийском регионе. Интерпретация этого знака стала объектом дискуссий. Видимо, он является производной «женского треугольника», но несет какую-то информационную нагрузку (различное количество ребер), скорее всего по количеству детей у женщины – главы рода. «Ушки» по бокам трапеции (левое длинное, правое – короткое) очень напоминают завязки пояса, а сама трапеция может быть изображением ритуального передника матери – главы рода.

Общее состояние живописи первого этажа намного хуже, чем рисунков второго из-за негативного воздействия воды, поступающей сверху из каньона Шульгана через поноры, а также из-за микроклиматического воздействия в виду близости зала Купольного к микроклиматическому барьеру. Многие рисунки уже превратились в размытые красные пятна, и их интерпретация возможна только при компьютерной цифровой обработке фотоматериала. Кроме реалистических рисунков мамонтов, бизонов, носорогов, на первом этаже нами выявлены рисунки, выполненные в своеобразной условной символической стилистике близкой к петроглифам Карелии и Казахстана. Есть аналоги и в Новгородской области.

В зале Купольном большое количество рисунков сосредоточено в нише западной стены. На восточной стене находится очень своеобразный рисунок — «Решетка», представляющий собой наложение перекрещивающихся линий на более ранний рисунок. Изображение создано, возможно, с магическими целями.
В зале Знаков на западной стене находится рисунок бизона и двух небольших трапеций. Под бизоном находится одно из самых ярких пятен. При компьютерной обработке выявляется его внутренняя структура, свидетельствующая о том, что первоначально это тоже была трапеция, но позднее она была затушевана. Правее бизона находится крупное яркое пятно трудно интерпретируемое визуально. При обработке выявляется, что знак неоднороден и дорисовывался позднее.
В зале Хаоса живопись сосредоточена в трех пунктах: на выступе южной стены (композиция «Лошадки»), в щелевидном наклонном аппендиксе под восточной стеной (многочисленные знаки), зооморфное и антропоморфное изображения над аппендиксом, а также черный «Трезубец» и мамонт в северо-восточной части зала.

Наиболее интересна и известна композиция «Лошадки». Она была вскрыта московскими реставраторами под руководством О.Н. Бадера из-под четырехсантиметрового слоя сталагмитовых натечных кальцитовых кор в семидесятых годах. Была выявлена прекрасная многоцветная композиция с темной, почти черной обводкой, состоящая из двух стилизованных лошадок, двух Трапеций и знаков, близких к лесенкам. Вскрытая часть составляет около половины общей площади предполагаемой композиции. За прошедшее время она подверглась интенсивному негативному воздействию влаги, поступающей в зал из каньона Шульгана с поверхности. Часть расчищенной площади теперь перекрыта тонким новообразованным слоем белого кальцита, отлагающегося в межень. В паводковые периоды красочный слой корродируется. Наблюдается образование гидроокислов на границе скального основания и натеков с красочным слоем, что может привести к отслоению натеков и гибели всей композиции.

В итоге, живопись Каповой пещеры представлена не пятидесятью рисунками, как это считалось ранее, а несколькими сотнями разнообразных реалистичных, стилизованных и сложных абстрактных изображений. Сложность, системность и разнообразие этих знаков позволяют предположить, что они несут информационную нагрузку, то есть практически являются иероглифами. Напрашивается издание добротного альбома.
На основании этого, а также наличия большого количества сложных абстрактных знаков может быть высказано предположение о разновременности создания живописи, начиная с позднего палеолита и, возможно, до неолита.
В последние годы фотофиксация осуществлялась А.К. Солодейниковым и Ю.С. Ляхницким, а также А.А. Юшко и Е.А. Далецкой с применением эталона цвета и размера, указывающего также положение объекта относительно горизонтали. Была разработана оригинальная методика цифровой обработки фотодокументации, позволяющая выявить слаборазличимые (практически не видимые глазом) рисунки, что привело к открытию десятков новых рисунков и около сотни неясных пятен – реликтов рисунков, уничтоженных природными факторами. Обнаружено несколько случаев, видимо ритуального, нанесения новых абстрактных рисунков на старые, с целью изменения или уничтожения первичных.

Накопленный материал позволяет опубликовать Каталог рисунков и знаков, который будет содержать около двухсот изображений пяти типов. К первому, наиболее распространенному, относятся изображения нарисованные красной охрой. Это практически все рисунки второго этажа в зале Рисунков. Почти все они контурные. Второй тип – полихромные рисунки, обычно от красного до коричневого с темной, почти черной обводкой. К нему могут быть отнесены «Лошадки» зала Хаоса. Третий тип – черные, почти наверняка – угольные абстрактные знаки, например «Трезубец» в зале Хаоса. К четвертому немногочисленному типу относятся глиняные изображения, которые могут быть реликтами глиняных барельефов или своеобразной грунтовкой несостоявшихся рисунков. Он представлен «Лошадью Ильина» в зале Знаков. Этот тип дискуссионен. К пятому относятся скальные частично моделированные выступы-барельефы. Единственным пока сравнительно надежно диагностированным представителем этого типа является лошадь в нижней части восточной стены зала Рисунков.

Для создания рисунков использовался бурый железняк, найденный вблизи пещеры (гетит, гидрогетит и др. минералы). Он подвергался обжигу, добавлялись различные красители, например глинистые и карбонатные охры из кор выветривания, возможно «животный клей» из жира и крови. Учеными выполнены анализы бурых железняков и красителя рисунков, которые доказывают, что использовался местный железняк. Пока уверенных результатов по выявлению органической составляющей красителя не получено.
Найдены ранее неизвестные продолжения пещеры, которые представлены участками третьего этажа в 25-30 м над уровнем полостей второго. Исследования московских спелеоподводников показали, что фреатические полости пещеры глубинной циркуляции продолжаются до глубины 78 м от поверхности, намного глубже уровня реки Белой. Неисследованные подводные полости продолжаются под суходолом и каньоном Шульгана более 3 км до пещеры Ожигановской – понора поглощающего ручей Шульган – зоны питания карстовой системы.

В ходе спелеологических исследований случайно были сделаны интересные открытия. Среди глыб зала Хаоса была найдена древняя «палитра» — плоский камень со слоем приготовленной красной охры (снята археологами и находится в музее в Уфе). Обнаружено несколько камер между крупными глыбами, некоторые из которых почти наверняка доделывались – изолировались дополнительно. Они расположены по периметру зала Хаоса и могли использоваться при проведении обрядов.

Совместно с Государственным Эрмитажем (Е.П.Мельникова) разработана методика покрытия рисунков защитным гидрофобным составом, который прошел апробацию на моделях, но решение о его практическом использовании пока не принято.
О.Н. Бадер и В.Е. Щелинский, ученые-археологи проводили исследования палеолитической живописи Каповой пещеры в 60-х – 80- х годах двадцатого века, когда отсутствовали многие технические возможности, появившиеся теперь. Перед нынешними исследователями поставлена задача выявления и фотофиксации всех изображений (рисунков, знаков, слаборазличимых пятен) для их дальнейшей интерпретации и создания Каталога рисунков и знаков.

Ю.С. Ляхницкий и Е.А. Далецкая за работой. Фото Антона Юшко
http://www.rgo-speleo.ru/biblio/kapova.htm
Ю.С. Ляхницкий, А.К. Солодейников, А.А. Юшко, Е.А. Далецкая
Санкт-Петербург
Результаты исследования Каповой пещеры (Шульганташ) группой ВСЕГЕИ при поддержке РГО в 2001-2005 гг.
Доклад на заседании Комиссии спелеологии и карстоведения МЦ РГО 18.01.2006

Когда все эти новые открытия будут осмыслены, сказать трудно.
Но хотя бы авторы «Прозы.Ру» имеют возможность обратить на это внимание своих родных и знакомых, детей и внуков. 15 тысяч лет этим деяниям наших древнейших художников.

И все это - яркие творческие достижения пращуров-земляков россиян.
Сравнительно недалеко от тех мест,
где через десяток тысячелетий появятся города типа Аркаима.