Экзамен у князя Болконского

Виктор Свиридов
Этот эпизод точно относится к студенческим анекдотам, но, тем не менее, тут всё правда от слова до слова. Я давно забыл про эту историю, и вспомнил её совсем случайно.
Итак, МВТУ, конец 1961 года, закончен первый семестр и вот-вот начнётся первая экзаменационная сессия, которая официально длилась с 3-го по 25 января… А потом желанные каникулы до 7 февраля… Каникулы любят все, но особо они ценятся «иногородними» студентами, которые на каникулы уезжают в родные края к родителям и друзьям…

Мой друг, Юра Семёнов, был, как и я, иногородним. Правда я-то жил на Проспекте Мира (жилплощадь была забронирована отцом при отъезде на север) А Юрку поселили в общагу. Общага 1-го курса находилась в Ильинке по Казанской ж.д. Одним словом, весь первый курс Юрка жил со мной в коммуналке на Проспекте Мира… На завтрак яичница и чай, на ужин молоко с хлебом и сгущёнкой…

Юрка тогда и открыл мне способ, которым можно увеличить срок каникул. Всего лишь надо досрочно сдать последний экзамен… У нас экзамен по химии назначен на 25 января, и если сдать его досрочно (лучше ещё до нового года) можно уже 20-го уехать домой! Радужные перспективы затуманили голову… Мы пошли в деканат и получили направление на досрочную сдачу экзамена по химии… Очень демократичные были времена… Наш зам.декана Сапрыкин очень благоволил студентам и никогда не отказывал им в направлении для досрочной сдачи экзамена (или пересдачи после провала)
Химия! Ну какое отношение имеет она к системам автоматического управления летательными аппаратами? Химию тогда даже при вступительных экзаменах в МВТУ не сдавали…
Короче – химию я практически не знал, и лишь незамутнённое знаниями сознание первокурсника позволило пойти на эту авантюру. Более того, лишь в деканате мы узнали, что досрочный экзамен принимает только сам зав.кафедрой. (Так было в те времена…)
В МВТУ заведующим кафедрой химии был Василий Васильевич Фролов. Доктор наук, профессор… Буквально через месяц он станет «член.кором», о чём все узнают из поздравительного плаката… (Если кто помнит князя Болконского в исполнении артиста Кторова, то может представить, каким был наш зав.кафедрой химии.)

И вот, 30 декабря 1961 года, два студента предстали перед князем Болконским для досрочной сдачи экзамена… Выбрали по билету и сели готовиться за один стол. Князь восседал напротив в двух метрах…
Я прочёл билет.
1-й вопрос требовал от меня путём химических уравнений доказать закон сохранения энергии и веществ.
2-й вопрос касался изотопов…
На третье блюдо предлагалась задача, что-то про валентность… кошмар…

Тихонько показал свой билет Юрке и провёл ладонью по шее… Юрка всё понял и сочувственно потупил взор…

 «Ну-с, Господа, - сказал Князь, - раз Вы пришли сдаваться досрочно, то для подготовки Вам много времени не требуется… Начнём с теории (он указал на меня), а задачу Вы решите потом, пока теорию будет отвечать Ваш товарищ….»

Как доказать закон сохранения веществ?
Из неведомых глубин всплыло прочитанное в школе изречение Ломоносова:
«Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что ежели от какого-то тела отнимется, то столько же присовокупится к другому!»
Как во сне оттарабанил это изречение и был удостоен улыбкой князя. Мой ответ показал знание сути вопроса, а занятость князя не позволяла углубляться в сумерки моих знаний.
Следующий вопрос… изотопы…

Изотопы… Дейтерий, тритий… что-то вертится в памяти… Ага: Байкал!!! Читал что-то про тяжёлую воду в Байкале… про омуля, который почему-то живёт в тяжёлой воде…

Начинаю бодро рассказывать об этом явлении… особенно напираю на омуля… В глазах Князя появляется интерес: он поправляет меня… «Омуль не живёт в тяжёлой воде, но действительно выдерживает большую концентрацию дейтерия…»
«А Вы знаете – подхватываю я – у нас в северных реках Усе, Косью, Лемве большие концентрации радона, и хариусу это очень нравится…»
Далее диалог шёл по линии способов ловли омуля и хариуса, о рецептах их соления и копчения…. До решения химических задач дело не дошло…

Чуть позже, Юрка Семёнов, который наблюдал всё со стороны, обрисовал эту картину так:
«Когда я увидел твой и свой билет, то решил, что сейчас нас выставят с позором за дверь…
Когда ты оттарабанил цитату Ломоносова, - появилась надежда на тройку…
Когда зашёл разговор за Байкал – понял, что тебе светит четвёрка.
А когда стали обсуждать способы ловли и приготовления хариуса – уже был уверен, что пять баллов тебе, а значит и мне, обеспечены!»

И Юрка не ошибся! Мы не только получили по пять химических баллов, но и с лёгкой руки Князя Болконского сдали всю сессию на одни пятёрки и досрочно уехали на каникулы…


На фото Юра Семёнов.
1962 г. Проспект Мира