Нина Чавчавадзе

Сибирячка Татьяна Муратова
"Вдова отныне
Нина Чавчавадзе.
А княгине Нине
всего шестнадцать.
Девочке, что ведомо
про его судьбу?
Тело Грибоедова
спрятано в гробу.
Не зовут подруги
в хоровод невест.
Бронзовые руки
обхватили крест.
И слова простые,
яснее дня:
Ум твой для России,
горе - для меня..."

Неизвестный мне автор (вторая половина 20 века)

Глаза грузинки полны слез.
Устам не сдержать рыданий...
Прочувствовать горе всерьез,
Принять глубину страданий...
Грузинская девочка Нина
Смогла пережить все сполна.
Женской душой ранимой
Горечь испить до дна.
И доказать всему свету
Через суды поколений
Верность, любовь к поэту,
Русскому от рожденья.
ГРУЗИЯ И РОССИЯ.
Миром правит любовь:
Образ пленительный светит,
Соединяя народы вновь.

04.09.2008

Ольга Коршунова прислала мне приблизительный (по её словам) текст стихотворения о Нине Чавчавадзе, цитату из которого я привела выше:

Надежда Михайловна Полякова
 ***
 Ум и дела твои бессмертны
 В памяти русской,
 Но для чего пережила тебя
 Любовь моя?
 Нина Чавчавадзе на могиле мужа


 Вдова отныне

 Нина Чавчавадзе.

 А княгине Нине
 Всего шестнадцать.
 А княгине Нине
 Сны не снятся.
 Молодой не спится
 В духоте Тавриза.
 Бессонница птицей
 Ходит по карнизу.
 И стучит бессонница
 То крылом, то клювиком:
 "Что беспокоиться -
 Любит, не любит ли"
 Любит, конечно,
 Вернётся назад.
 Темноты кромешной
 Темней глаза.

 Тонкие ладони
 Прижала к вискам.
 Будто скачут кони
 Среди скал.
 А наутро ахнула,
 Рухнула на месте.
 Что там ночь со страхом
 Перед этой вестью!
 Суждено княгине
 Вдовой остаться,
 А княгине Нине
 Всего шестнадцать.
 Никого не видит,
 Не поднимет глаз
 На горе Давида
 Не напоказ.

 Гроб в скале, как в раме,
 Сумеречный свет.
 Чёрный-чёрный мрамор
 Жарким лбом согрет.

 Девочке что ведомо
 Про его судьбу?
 Тело Грибоедова
 Спрятано в гробу.
 Не зовут подруги
 В хоровод невест
 Бронзовые руки
 Обхватили крест.
 И слова простые
 Яснее дня:
 "Ум твой - для России,
 Горе - для меня".
 У княгини молодость
 Прошла - прошла.
 Как скала на холоде,
 Голова бела.
 Будто бы живому
 До конца верна.
 Как ей по-иному,
 Если жизнь одна.

 Утверждать боюсь я,
 Была ль права.
 На тебя молюсь я,
 Вечная вдова.