Чудный Остров

Елена Николаевна Егорова
 В ясную погоду с возвышенных мест юго-востока Подмосковья и из окон многоэтажек отчетливо видна за Москвой-рекой шатровая белокаменная церковь Преображения Господня, построенная в конце XVI века. Церковь расположена в старинном селении Остров, история которого тесно переплетается с историей Николо-Угрешского монастыря, стоящего на противоположном берегу. “Нельзя не подивиться странному сближению судеб села Остров и нашей обители, - замечает архимандрит Пимен [1], настоятель Николо-Угрешского монастыря в 1853-1880 годах, в своих “Воспоминаниях”, изданных в 1877 году, - С самых давних времен, когда Великие князья московские приезжали в Остров, они заезжали и в Угрешский монастырь. Бывали ли они у нас, посещали тогда и Остров, существовавший уже при Иване Калите, деде Великого князя Дмитрия Ивановича Донского, основавшего Угрешскую обитель. Может быть, даже этому соседству и обязана отчасти обитель наша своим существованием... Великий князь Дмитрий Иванович, весьма вероятно, оттого и расположился тут станом, что близко было его потешное село. Когда нападали на Остров, страдала и обитель Угрешская, когда царь Алексей Михайлович потешался охотою в Острове, он прихаживал молиться на Угрешу. Когда он угощал в Острове патриархов, они посетили и нашу обитель [2]. Впоследствии, когда, оставив Москву, государи перестали бывать в нашей обители, в одно время пришли в упадок и Остров, и Угреша”.

В начале XVIII века Петр I пожаловал свое потешное село Александру Даниловичу Меньшикову. Достоверно неизвестно, бывал ли там светлейший князь, перестраивал ли деревянные резные царские хоромы. После его ссылки село вновь отошло в казну и было пожаловано императрицей Екатериной II графу Алексею Григорьевичу Орлову за победу в Чесменском сражении (1770 г.). Граф выстроил в Острове просторный резной деревянный усадебный дом, где однажды утроил пышный прием Павлу I. Украшение имения стал великолепный конный двор, где была выведена прославленная порода орловских рысаков.

По наследству село перешло к его дочери Анне Алексеевне, умершей в глубокой старости и не оставившей наследников, поэтому спустя столетие село вновь стало принадлежать казне. Усадебный дом, продававшийся на слом, был куплен архимандритом Пименом, перевезен на Угрешу и заново отстроен к 1870 г. как архиерейский дом для размещения гостей из высшего духовенства, часто посещавших в то время монастырь. В конце 1871 г. в Острове стараниями архимандрита Пимена была открыта богадельня на 120 семей для бедных вдов, сирот, немощных и престарелых из белого духовенства, находившаяся на попечении Николо-Угрешского монастыря. Так вновь пересеклись судьбы Острова и Угреши.

Шли годы, сменялись владельцы селения, понемногу отдалялась от него Москва-река, разрушались царские хоромы и крестьянские избы, но белокаменная церковь, окруженная садом, по-прежнему стояла на холме и привлекала взоры свой возвышенной красотою. В начале 1990-х годов она вновь открылась для верующих и всем своим видом напоминает им о Преображении Христа, когда во время молитвы на горе “вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею” [3], и пробудившиеся вдруг апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели славу Его...

В детстве церковь казалась мне далеким сказочным замком. Стоя у окна, я часто любовалась ею и мечтала побывать в чудном Острове. Эта мечта сбылась нескоро, и впервые я посетила древнее село в 1996 году. Спустя 2 года полученные там впечатления вылились в лирическое стихотворение.

Чудный Остров

Дела заброшу скучные
Воскресным летним днем,
Оставлю стены душные
В квартале городском.
Густых берез вуалями
Укроюсь от жары
И полюбуюсь далями
С Голюбовской горы.

Лучей златые линии
Пронзают облака.
Атласной лентой синею
Течет Москва-река.
Когда-то воды вешние,
Покинув берега,
Затапливали здешние
Бескрайние луга.
Средь зеркала безбрежного
Виднелась вдалеке
Церквушка белоснежная
Села на островке.
Венцы блестели острые
Резных хором царя...
Назвали люди Островом
Селение не зря.

Царь приезжал с охотою
Туда, в родной удел,
Потешиться охотою
И отдохнуть от дел.
Давал он в ночи летние
Богатые пиры...
Минули три столетия
С далекой той поры.

Давным-давно в сражениях
Сгорели терема,
Лишь храм Преображения
С высокого холма
Нетронутой святынею
Доселе свой шатер
Возносит в небо синее.
Кокошников узор
Причудливой каемкою
Охватывает стан,
Ажурною тесемкою
Украшен барабан.
Исходит Свет Божественный
От множества крестов,
Разносится торжественный
Трезвон колоколов.

Над мирными уделами
Старинного села
Храм с белыми приделами
Возносит купола.
Он в наше время черствое
Средь моря суеты
Остался чудным островом
Любви и красоты.

Примечания:

1. Преподобный Пимен Угрешский (Мясников, 1810-1880) был канонизирован РПЦ в 2000 г. в лике местночтимых святых, в 2004 г. - в лике общерусских святых. Его мощ находятся в раке в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря.
2. В 1668 г. побывали в монастыре три Вселенских патриарха: Московский - Иоасаф, Антиохийский - Макарий, Александрийский – Паисий.
3. Евангелие от Луки, гл. 8, стих 29.