Магический круг. Глава 1. Кони

Григорий Иосифович Тер-Азарян
МАГИЧЕСКИЙ КРУГ ИЛИ ТА, КОТОРАЯ СВЕТИТ

ПОСВЯЩАЕТСЯ МОЕМУ МЛАДШЕМУ СЫНУ АЛЕКСАНДРУ, ЕГО ЖЕНЕ ИРИНЕ И МОЕЙ ВНУЧЕНЬКЕ ВЕРОНИКЕ.

Глава первая

Кони

На дворе стояло начало лета, и ночи были очень короткими. Только на два-три часа небо становилось чёрным, и на нём особенно ярко сверкали звёзды и луна. Казалось, что они стремятся успеть поскорее излить свой свет и донести его до земли.
 
Как только первые лучи пробежали по кронам деревьев, Фог уже поднялся. Хотя ему недавно исполнилось двенадцать лет, он, будучи старшим из трёх братьев, стремился всячески помогать родителям. В деревне всегда много дел: надо и дров наколоть, и скотину вовремя напоить, и забор подправить, чтобы лиса не смогла пробраться во двор и утащить цыплёнка, да и сена, к зиме, необходимо побольше накосить. Разве все перечислишь?..
 
А летом работы – совсем невпроворот, и день пролетает незаметно. Кажется, что вот только был рассвет, а уже закат разгорается и красит небо в цвета пурпура.

- Ты даже не играешь со своими сверстниками, - обратившись к сыну, тихо вздохнула Лисс. – С раннего утра до вечера пасёшь скот. Посмотри, твою сумку я уже давно собрала, кажется, ничего не позабыла, однако ты и не ешь тот хлеб, что я в неё кладу. Даже не пойму, чем ты питаешься.

- В лесу сейчас полно спелых ягод, - ласково обнял мать Фог. – Так что не беспокойся за меня, голодным никогда не останусь. Но надо спешить, солнце всё выше поднимается.

- Может, взял бы с собой Лерка и Груса? – входя на кухню, вмешался в разговор Макс. – Пусть учатся помогать, да и тебе не будет скучно целый день одному в лесу.

- А кто сказал, что я там один? – удивился Фог. – Разве Марко постоянно не со мной? Он, разве что, только говорить не умеет, а все понимает. Вон, посмотрите, как уши навострил и внимательно слушает нас.

Небольшой, рыжий пёсик стоял на пороге и вертел головой. Казалось, что он хочет сказать: «Что это вы тут про меня говорите? Хватит в пустых разговорах время проводить. Пора делами заняться!»
 
Потом он подбежал к Фогу и стал тянуть его за штанину.

- Это он мне говорит, что время – выводить стадо на пастбище, - рассмеялся Фог. – Ему не терпится поскорей достигнуть луга, чтобы носиться за стрекозами и бабочками. И как он не устаёт постоянно подпрыгивать?.. А братья пусть поспят еще. Придет и их время... Некуда и незачем торопиться.

- Ну, как знаешь, - поцеловала на прощание сына Лисс. – Только ты не задерживайся дотемна. Постарайся сегодня прийти пораньше. Я испеку большой, вкусный пирог.

- Ладно, - на ходу бросил мальчик и выбежал из дома. – Сегодня не задержусь.

Со двора раздались весёлый лай, блеяние овец и нестройное мычание коров. Однако вскоре звуки начали стихать, и только кудахтанье кур нарушало тишину.

***
- Ну что, Марко, опять на поляну пойдём? Скажи, что она хороша, – шагая по тропинке, время от времени поглаживал собаку Фог. – Как видно, она и тебе очень пришлась по душе. Там столько бабочек, жуков и стрекоз летает, и все они такие огромные, яркие! Нигде в округе больше не встретишь подобных красавиц. Правильно говорю?

Пёс завилял хвостом, показывая, что он полностью согласен с хозяином.

- Вот и отлично, - громко рассмеялся мальчик. – Там и коровам с овцами еды вдоволь, заодно неподалёку и небольшой ручей течёт, да и кустов малины с ежевикой вокруг полно. Ну что, мой друг, пошли быстрей?

Марко сразу же понял, что от него требовалось. Он стал звонко лаять и носиться среди стада, подгоняя его. Коровы постоянно косили на него глаза, качали головами и громко мычали, однако пёс не боялся их. Он был таким ловким, что всегда успевал увернуться, если его хотели боднуть.

Вскоре показалась знакомая поляна.

- Кажется, дошли, - огляделся по сторонам Фог. – И солнце ещё не так высоко... Теперь можно присесть и немного отдохнуть. Как же здесь хорошо!

Коровы, медленно пощипывая зелень, разбрелись по поляне. Овцы прилегли, и их совсем не было видно – так высоко и густо росла трава. А Марко, громко лая и высоко подпрыгивая, пытался поймать огромную, жёлтую бабочку.

Фог, наблюдая за своим другом, не мог сдержать смеха. Пёс осторожно подкрадывался к цветку. В тот, самый, последний момент, когда казалось, что он непременно поймает бабочку, та плавно взлетала и начинала безмятежно кружиться в воздухе. Так продолжалось без конца.

Неожиданно пастушок почувствовал, будто кто-то внимательно смотрит ему в спину. Он резко обернулся и увидел прекрасного, вороного коня. Тот, с удивлением продолжал смотреть на мальчика, словно нервничая, и стал непрерывно бить копытом о землю. Потом раздалось тихое ржание. Оно было очень странным. Фог, живя в деревне, почти каждый день слышал звуки, издаваемые лошадьми, но то, что он услышал сейчас, было скорее похоже на волшебное пение. Конь поднял голову и вновь тихо заржал. Казалось, что он кого-то ждёт и призывно зовёт.
 
Пёс сразу же перестал лаять и, принюхиваясь, подбежал к Фогу. Было видно, что и собаку взволновало появление этого необычного гостя. Она тихо скулила и тёрлась о ноги хозяина.

- Ну, что скажешь на это, Марко? – наклонившись, гладил друга Фог. – Такого красивого коня я в жизни не видел.

- А это не конь, - ясно услышал он в ответ. – Сам подумай: откуда он здесь появился?

- Это ты говоришь, Марко? – подскочил от удивления мальчик. – Или мне показалось?
- Конечно, я, хозяин. Однако сам не разберу, как ты понял меня, - лизнул руку Фога пёс. – Сколько раз я пытался поговорить с тобой, и никогда не получалось, а тут... Бывают же чудеса...

- Именно, что чудеса, - оглядываясь по сторонам, заволновался мальчик. – Что-то не нравится мне всё это.

Меж тем конь перестал ржать и вновь внимательно посмотрел на Фога. На какое-то мгновение тому показалось, что это красивое животное понимает, о чём идёт разговор и улыбается.

Видимо, и Марко это заметил, так как Фог ясно услышал: «Конь не может улыбаться, такого не бывает. Ты прав, хозяин, тут что-то не то. Может, пока не поздно, нам лучше поскорее уйти отсюда. А завтра снова придём, или найдем новую поляну. Вон, их сколько, в лесу».

- Ты боишься? – тихо прошептал Фог и присел на корточки рядом с собакой. – Но я пока не вижу, чтобы нам что-то угрожало. И, хоть непонятно, откуда этот конь здесь появился, и он немного странно себя ведет, но его не стоит бояться. Посмотри, какой он стройный, рослый и красивый. Я уверен, что скоро сюда придёт его хозяин и уведёт с собой.

- Ты хоть сам веришь тому, что говоришь? – стараясь лизнуть в лицо Фога, встал на задние лапы Марко. – Подумай, хозяин... Неизвестно, откуда появился этот конь, словно с неба упал. Я даже не почувствовал его запаха, а он уже тут стоял. А нюх у меня отличный, можешь не сомневаться. На расстоянии любую живность чую.

- Ты хочешь сказать, что конь появился из ниоткуда? – уже перестав удивляться, деловито разговаривал с собакой Фог. А почему не думаешь, что он мог выйти вон, из-за тех деревьев, и мы его просто не заметили.

- А запах? Ты опять забываешь, что я говорил, - вилял хвостом пёс. – И посмотри на коров и овец. Они, будто и не замечают, что появился этот конь.

- Смотри. Смотри, Марко. Невероятно... Глазам своим не верю... А этот откуда взялся?

Рядом с первым конем появился второй. Тоже вороной, и, если бы не белая отметина на лбу, можно было подумать, что он – близнец первого коня. И опять Фогу показалось, что кони, свидевшись, улыбаются и радостно приветствуют друг друга ржанием.

Пока мальчик и пёс рассматривали нового гостя, оба коня направились к ним.

- Интересно, что им от нас надо? – не отрывая взгляда от гостей, встал на ноги Фог.

Марко прижался к его ноге. Чувствовалось, что от напряжения он весь подрагивает.
 
- Ты слышишь, что они говорят? – потянула хозяина за штанину собака. – Их совсем не надо бояться. С их появлением ты меня стал понимать. Они знали, что застанут тебя здесь.

- Кони сейчас разговаривают с тобой? – чуть не подскочил от удивления мальчик. – И ты понимаешь их язык? Но почему они не могут всё это мне самому сказать?

Марко на мгновение замер, потом тихо заскулил. Ему в ответ раздалось тихое ржание.
 
- Кони говорят, что пока не могут напрямую общаться с людьми, и что им необходим кто-то третий, через кого удаётся переговариваться с тобой, – сообщил хозяину пёс. И ещё они говорят, что скоро здесь будут ещё кони, много, очень много коней. И ты тогда сможешь им помочь...

- Спроси, а откуда они тут появились? – совсем успокоившись, погладил собаку Фог. – И ещё скажи, что, если мы им мешаем, то можем немедленно уйти.

- Я уже их спросил об этом, - ответил Марко. – Они сказали, что им наоборот приятно, что мы находимся рядом с ними. Но сейчас кони не могут всего рассказать, так как неизвестно, кто может подслушать наш разговор.

- Подслушать разговор? – и Фог от удивления стал тереть лоб. – Но здесь нет никого, кроме коров, овец и насекомых, - оглядывался по сторонам мальчик. Неужели они опасаются, что коровы поймут, о чем мы разговариваем? А, если и так, что те могут сделать? Кругом одни загадки...

Но пока пастушок говорил, рядом с первыми двумя конями появлялись все новые и новые. Казалось, что они возникают прямо из воздуха. И, сколько ни приглядывался Фог, никак не мог понять: то ли кони поднимаются из-под земли, то ли спускаются с неба.

- Может, ты мне объяснишь, откуда они берутся, - прошептал собаке Фог. – Сколько ни смотрю, не могу ничего разобрать. Возможно, ты правду говоришь, что они падают с неба.

- Хозяин, боюсь, что я в таком же положении, как и ты, - вильнул хвостом пёс. – Ничего толком не разберу... Впрочем, разве это так важно понять? Что это меняет? Главное, теперь я могу с тобой постоянно разговаривать. Вот это – настоящее чудо! Мне столько всего хочется тебе рассказать! Вот вернемся вечером домой, там и поговорим.

- Боюсь, ничего не удастся, Марко, – вздохнул Фог. – Сам подумай. Сижу я и весь вечер разговариваю с тобой. Кто же поверит, что я понимаю тебя, а ты – меня?
Даже, если попробую рассказать и объяснить, что мы сейчас с тобой видим, люди только посмеются надо мной и скажут, что всё мне приснилось, или солнце сильно напекло голову.

- Кажется, ты прав, хозяин, - завилял хвостом пёс. - Но ничего. Зато мы можем здесь поболтать. Уж тут нам некого сторониться, и никто не помешает.

Меж тем кони, собравшись вместе, продолжали бить копытами и тихо ржать. Казалось, они что-то обсуждают и никак не могут найти верного решения.

- Ты понимаешь, о чем они говорят? - тихо спросил собаку Фог. – Что их так волнует?

- Этого языка мне не понять, хозяин, - грустно вздохнул Марко. – Эх, жаль, что я не домовой. Вот он понимает: и людей и любое животное: знает, о чём мычит корова, блеет баран и даже разбирает кудахтанье кур.

- Ты видел домового? – поразился Фог. – Чего же медлишь? Давай, скорей рассказывай, какой он из себя?

- Обычный домовой. Ничего особенного, - продолжил Марко. – Даже не знаю, с чего начать.

Но тут кони начали скакать по поляне и громко ржать.

- Что это с ними? – заволновался Фог. – Так они ненароком могут и овец подавить. Носятся, как безумные, ничего не замечая.

- Да, что-то с ними случилось, - забеспокоился Марко. – Посмотри на их морды: они больше не улыбаются...

Он стал непрерывно лаять и носиться по поляне. Тут и коровы стали громко мычать.
Фог подбежал к ним и старался успокоить. Но животные не обращали на него внимания и даже попытались пару раз боднуть.

- Иди сюда! – прикрикнул на собаку хозяин. – Постарайся узнать у этих скакунов, что случилось. А то, того и гляди, коровы в лес понесутся. Тогда точно беды не оберёмся.
 
Пес подбежал к вороному и залаял пуще прежнего. Конь остановился и тихо заржал.

- Он говорит, что чувствует опасность, большую опасность, – сообщил хозяину пёс.

– Но, кажется, нам ничего не угрожает, и, если что-то и случится, то только с ними.

- Если коровы понесутся в лес, мы их не сможем отыскать, - чуть не плакал Фог. - А впереди ещё есть огромный обрыв. Упади скотина в него - непременно все ноги перешибёт.

Неожиданно чёрный жеребец подбежал к коровам и громко заржал. Те мгновенно перестали мычать и, как ни в чем не бывало, начали мирно щипать траву.

- Вот так чудо! Невероятно... Расскажи кто-нибудь, никогда бы не поверил, – хлопнул себя по коленям Фог. – Впервые вижу, чтобы коровы понимали ржанье лучше моих слов. Сегодня – сплошные чудеса и сюрпризы. То эти кони, то Марко со мной заговорил, а теперь вот это. Интересно, что же еще произойдет?

Жеребцы тоже понемногу успокоились и вновь сошлись в единый табун. На этот раз они молчали, и только иногда раздавалось ржание коня, который первым появился на поляне. Но это уже были не прежние звуки, похожее на пение. В них чувствовались совсем иные нотки. Вороной, будто бы строго отдавал приказания, а порой и сердился.
 
- Мне кажется, Марко, что наш новый знакомый не на шутку разошёлся, - гладил собаку Фог. – И всё же интересно, что это за кони, откуда появились здесь. Хотя я зря их так называю. Неизвестно, кто они на самом деле.

Тут на поляну со всех сторон начали слетаться бабочки. Они порхали от цветка к цветку и постепенно увеличивались в размерах. Кони, заметили их и напряжённо всматривались. Было видно, что они внимательно наблюдают за каждым взмахом крыльев красавиц-летуний.

А бабочки, взяв табун в кольцо, все быстрее сужали его. Казалось, что коней взяла в плен огромная, переливающаяся всеми цветами лента, и, всё сильнее сжимаясь, скоро коснётся их. Жеребцы махали мордами, хрипели, однако не пытались вырваться из окружения.

- Хозяин, тот чёрный конь, который первым появился здесь, просит срочно помочь ему, - залаял Марко. – Он еле прошептал мне, что только ты можешь их спасти от верной гибели. Как только крылья бабочек коснутся коней, те погибнут.

- Ах, вот, какие это красавицы, - рассердился Фог. – Не подумал бы, что они могут убивать.

Он схватил свою сумку и, крутя её над головой, с криком бросился на помощь табуну.
 
Первая же бабочка, которая коснулась сумки, вспыхнула ярким пламенем и, упав на землю, исчезла. За ней последовала вторая, третья…

- Бегите! – прокричал скакунам Фог. – Бегите, пока не поздно! – Я с ними расправлюсь.

Он всё быстрее размахивал сумкой, а в воздухе, то и дело, вспыхивали разноцветные языки пламени. Марко бегал рядом с хозяином, громко лаял и подпрыгивал. Одна из бабочек коснулась хвоста собаки, и в воздухе запахло палёным. Пёс жалобно заскулил и заметался. Было видно, что ему больно.

- Ну, я вам сейчас покажу, как обижать моего друга, - совсем рассердился Фог.

Он ещё быстрее завертел сумкой и старался попасть в большее число бабочек. Те, видя, что им не справиться с мальчиком, быстро разлетелись в стороны и уселись на цветы. Казалось, они чего-то выжидают.

- Чего же вы не бежите? – прокричал коням Фог. – Я не могу постоянно крутить сумку. Может, они не понимают меня, Марко. Постарайся ты всё им объяснить.

Собака подбежала к коням и стала громко лаять. То там, то тут, в ответ раздавалось тихое ржание.

- Что жеребцы тебе говорят? – окликнул собаку мальчик. – Кто они такие на самом деле, и что это за бабочки, которые вспыхивают ярким огнём? Зачем только я пришёл на эту поляну?.. Надо было остаться дома...

- Сейчас – не время задавать вопросы, хозяин, - раздался ответ Марко. – Бабочки только на время затаились. Они попытаются взять вновь табун в кольцо.

Как бы в подтверждение этого, на поляну вылетела большая стая новых, ярких бабочек. Они были просто огромны, и глаза их светились злым огнём.

- Кажется, ты прав, - потянулся за сумкой Фог. – Сейчас мы им покажем... Ты только держись, мой друг. Постарайся быть внимательным и осторожным.

Но одна из бабочек опередила его и села на нее. Сумка тут же превратилась в пепел.

- Кажется, наши дела не очень хороши, Марко, - попятился к деревьям Фог.
Он схватил большую ветку и размахивал ею. Но стоило дереву коснуться бабочки, как оно загорелось.

Остальные бабочки, будто, этого и ждали. Они тут же взлетели и стали кружить вокруг Фога, оттесняя его к коням.

Вскоре новая, яркая лента, но на этот раз – не кольцом, а спиралью, закружилась вокруг табуна. Кони изо всех сил пытались раздвинуться, чтобы Фог мог пробраться между ними и оказаться в самом центре. Они как бы решили закрыть собой мальчика.
Марко, громко лая и рыча, бегал вокруг, стремясь прорваться к хозяину, но постоянно обжигался и, тихо скуля и повизгивая, отбегал в сторону.

И, когда казалось, что гибель лошадей и Фога неминуема, на небе появилось огромное облако. Раздались раскаты грома, сверкнула молния, и полил ливень.
Крылья бабочек тут же намокли, и они, одна за другой, стали падать на землю и вспыхивать разноцветными огнями. Кони радостно заржали и пустились вскачь. Они устремились в ту сторону, где был глубокий обрыв.

- Куда вы несётесь? Остановитесь! – пытался преградить им путь Фог. – Вы же неминуемо разобьёетесь.

Однако табун мчался все быстрее.

Вот, первый из жеребцов достиг обрыва и бросился вниз. Но тут же, превратился в облако и, поднявшись вверх, растаял. Кони, один за другим, исчезали в воздухе.
Не прошло и нескольких мгновений, как небо сделалось ярко-голубым, и опять засияло жаркое летнее солнце.

Казалось, всё, недавно происходившее тут, было плохим видением, которое привиделось Фогу или дурным сном. Если бы не Марко, на шерсти которого, то там – то тут были видны большие подпалины…

- Иди ко мне, - позвал друга Фог. – Дай посмотреть, не очень ли тебя пожгли эти злющие бабочки. Никогда бы не подумал, что такие красавицы могут быть опасны.

Пёс тут же подбежал и стал тереться о ноги хозяина. Было видно, что он очень напуган и весь дрожит.

- Что же ты молчишь, Марко? Тебе очень больно? – гладил друга мальчик. - Говори же, я жду.

Но собака только виляла хвостом и лизала ему руки.

- Неужели мне и вправду только казалось, что ты разговаривал со мной? Если ты понимаешь, о чём я говорю, то дай мне как-нибудь знать, – продолжал Фог.

Марко подбежал к обгорелой ветке, взял её в пасть и принёс Фогу. Внимательно посмотрел в глаза хозяину, стараясь прочесть в них, понял ли тот, что он ему хочет сказать.

- Я и без этого верю, Марко, что происшедшее – не сон, - оглядывался по сторонам Фог. – Но кем на самом деле были кони, и что от них хотели эти отвратительные бабочки? Сможем ли мы опять с тобой беседовать, как друзья? Ты же обещал мне рассказать про домового.

Марко только тихо скулил и вилял хвостом.

Фог подошёл к тому месту, где стоял табун коней. Но на земле не было видно следов. Казалось, что по траве никто и не ступал. И только на одном из листьев репейника застрял волос из конского хвоста.

Стоило пастушку взять его в руки, как тут же, перед его глазами, словно сверкнула молния, и он ясно услышал голос Марко: «Что с тобой, хозяин? Почему ты так дрожишь?»

Рисунок Юрия Станишевского