Сказ о том, как мы всё-таки въехали в Вифлеем

Фауст-Эль
Итак, наша небольшая группка паломников путешествовала по Святым землям в Израйле. Там в те времена в отдельных местах продолжались перестрелки, но где-то в стороне, нас это как-то совсем не касалось. Сердце обмирало, когда мы ехали по Галилее, дышали воздухом моря Галилейского. Мерещился Христос, который ходил здесь по водам, а также странствующий по берегам Христос в белых одеждах (не потому ли потом медики-спасители надели белое?), окруженный своими учениками …На берегу этого легендарного моря (которое является одним из самых низко лежащих на Земле — 213 метров ниже уровня моря), мы ели ту самую рыбу, которую здесь отведал апостол Пётр. Поистине Священная земля. Мы посетили Капернаум, в котором жил и проповедовал Иисус, а также прошли обряд крещения в реке Иордан, которая вытекает из этого озера Кинерет, как сейчас называют Море Галилейское. Много чего увидели, узнали, пережили…
Однако к вечеру выяснилось, что нас не повезли в Кану Галилейскую. Наш гид Витя объяснил, что там стреляли как раз сегодня, поэтому поехать просто невозможно. На следующий день мы должны были ехать в Вифлеем, и нам снова сказали, что туда не пускают, ведь там территория Палестинской автономии и при въезде «вражий» пост. Но мы бурно протестовали, т.к. не могли представить себе, что мы приехали посетить места, связанные с Иисусом Христом, и вдруг не увидим место его рождения! Это было нестерпимо. Мы настояли на том, что всё равно поедем и посмотрим, что там будет, – а вдруг удастся прорваться? Гид долго молчал, но потом сказал, что, ладно, попробуем.
С утречка мы выехали из Иерусалима в сторону Вифлеема. Ехать вообще-то недалеко. Но становилось томительно жарко, при приближении к городу проезд всё более затруднялся, поскольку вся проезжая часть была закидана камнями. Ближе к городу уже работали машины, сгребавшие камни и складывавшие их у обочины (орудия борьбы!).
Вся дорога так прекрасна – какие-то холмы, заросшие садами, для нас всё наполнялось библейскими сюжетами, вспоминалось, как Мария брела по этим дорогам к Вифлеему…
       Когда мы приблизились к Бейт-Лехему (так сегодня по-арабски называется Вифлеем), издалека увидели настоящий пост, около которого стояли дюжие арабы, каждый из них был увешан автоматами. Поколебались наши представления о том, что с евреями сражаются невооружённые палестинские подростки, которые оснащены исключительно «подножным оружием» – камнями, которых в этих краях явный избыток.
Эх, въехать бы на осляти… Мы, между прочим, у Гефсиманского Сада видели чудного белого ослика.
       Вдруг наш гид Витя (кажется, он родом из Пскова) велел всем нам высадиться и устроиться под хилой сухой оливой, а сам с автобусиком (поменьше нашей газели) с горячим ветерком скрылся. Помнится, было 34; жары, ветер прожаривал, пить хотелось… Если бы мы знали, что ждать нам придётся около часа, то, наверное, было бы легче. Однако наконец-то подкатил к нам почти такой же маленький автобус, но за рулём сидел не наш одессит Миша, а здоровый араб. Мы все быстренько поместились в замкнутое пространство арабского транспортного средства и лихо проехали через блок-пост. Радости нашей не было предела. Мы ликовали!

Едем, уже с волнением всматриваемся в городские улочки и решаем, что надо собрать деньги арабу за такую потрясающую услугу. Но вот на эту нашу идею Витя вдруг говорит:
– Нет, собирать ничего нужно.
Была долгая пауза. С нашей стороны – удивление и недоумение, а вот со стороны гида – сюрприз нам всем!
– Собирать не надо (пауза), – он сейчас везёт нас в свой магазин. Каждый из вас должен что-либо купить у него.
Туристов в городе нет, торговля совсем заглохла, полное разорение. Надо как-то выживать бедным жертвам этого сурового противостояния.
Мы притихли. Особо обеспеченных среди нас не было. Прибыли. В магазинчике всё блестело: множество изделий из перламутра, какие-то золочёные сосуды, масса сувениров. Не успели мы сориентироваться, как из боковой двери вывезли столик на колёсиках, на котором стоял поднос с крошечными чашечками кофе. Хозяин сказал, что мы у него дорогие гости, и потому он нас угощает кофе по-арабски. Стоит признаться, что кофеёк был потрясающий: два очень горьких, обжигающих глотка чёрного кофе взбодрили нас. И ещё больше связали и обязали. Надо сказать, что цены тоже взбадривали. Да и вообще мы совсем не были настроены на покупки, мы ехали на место рождения Христа и томились ожиданием приобщения к Храму Рождества, к святым яслям.
Однако нам пришлось разбрестись по залу – ходим, изучаем, так сказать, ассортимент. И тут выходит из-за занавески хозяин, что-то тихонько говорит нашему гиду. Витя улыбнулся и громко объявил:
– Хозяин говорит, что мы у него дорогие гости, поэтому нам будет скидка на все товары 10%. Мы вздохнули с некоторым облегчением. Тут же одна старушка понесла к кассе белую крестильную рубаху, заплатила… и возмутилась: с неё взяли полную сумму. Она побежала к Вите, тот пошёл за занавеску выяснять, в чём дело. Долго он отсутствовал, потом как-то медленно вышел и объяснил:
– Ценники уже со скидками.
Ладно, закупили кое-что по мелочи, и, наконец, устремились к Храму Рождества Христова, к пещере с яслями, к молочной пещере...
Следует сказать, что этот араб возил нас весь день, показал нам всё, что было доступно в этом чудесном древнем городке.
Вечером из программ телевидения мы узнали, что в городе были перестрелки, но честный и добрый араб (кстати, мы узнали, что он христианин) уберёг нас от опасности.