Helmut Muller

Станислав Зимин
       Свои туфли дедушка хранил в большом шкафу, в спальне. Это были необычные туфли. Это были туфли Helmut Muller. Чёрные кожаные штиблеты были большой ценностью моего деда. Он не смел носить их постоянно и надевал только по праздникам и памятным датам.
Несмотря на то, что им было уже много лет, они по-прежнему не теряли своего лоска.
В целом, это были довольно обычные мужские туфли, но для моего деда они значили много больше. Это был его маленький клад, который он бережно охранял от постороннего взгляда.
Однажды в детстве я оказался в его спальне один. От скуки я решил обследовать массивный шкаф в углу. Там я отыскал чёрную картонную коробку с туфлями. Естественно, я решил их примерить (что ещё может взбрести в голову мальчишке). За этим, казалось бы, безобидным занятием обнаружил меня дед. Нужно было видеть выражение его лица в тот момент. Выражение человека, которому сделали больно и который молит о пощаде.
Я был жестоко наказан за эту, казалось бы, безобидную шалость…
Я недоумевал, из-за чего я был вынужден терпеть эти побои. Неужели какие-то старые туфли могли быть дороже собственного внука?..
С тех пор я возненавидел эти туфли. Когда дед надевал их по праздникам, я нарочито морщил нос, глядя на них. Это был мой маленький протест.
Когда мне исполнилось 16, дедушка умер. Он умер тихо, во сне. Это было большой трагедией для нашего семейства. Особенно для меня.
Я не смог пойти на похороны и остался дома. Разглядывал старые фотокарточки, лежал на кровати деда, разглядывал его инструменты… У деда были золотые руки. По выходным он постоянно мастерил у себя в коморке – перегороженной шкафом комнатке. Там на стене были развешаны всевозможные столярные инструменты, названия которым я и по сей день не знаю. Помню, как я садился на стульчик возле дедушкиного стола и наблюдал за его работой. Он надевал очки и кропотливо вырезал что-то по дереву, строгал, чертил… В эти минуты у меня по коже бегали мурашки. Это было блаженное чувство умиротворения…
Туфли! Тут я вспомнил, что в шкафу остались лежать дедушкины любимые туфли! Неужели его похоронят не в них!..
Я ринулся к шкафу, к которому не подходил вот уже 4 года после того случая. Но теперь я позволил себе открыть шкаф и достать злосчастную чёрную коробку.
Туфли недвижно лежали в коробке. Они так и не устарели, не потеряли своего лоска, были бережно начищены и безмятежно ждали своего хозяина.
Но хозяин больше не откроет этот шкаф, не достанет коробку; не вынет туфли. На мгновение мне показалось, что они всё поняли и даже немного сморщились от горя. Мне стало их жаль…
Теперь было поздно бежать на похороны. Глупо будет на виду у всех родных и друзей менять деду туфли. Этого никто не поймёт, не поймёт никто, как много значили они для деда.
Но что это? По дедушкиным штиблетам покатилась слеза!.. Не стоит, милые, не стоит…Теперь я буду носить вас. Я буду заботиться о вас, буду начищать каждое воскресенье, хранить в своём шкафу. Может, вы и не заметите, что теперь у вас другой хозяин…

 1 марта 2008г.