Красота человеческого тела

Демиденко Галина
Есть ли в природе красота? Или она получается только путем создания ее художниками и эстетами, как идеалистическую выдумку? Нужен ли для понятия красоты специально развитый соответственно моде или принятым на сегодняшний день понятиям вкус? Какие критерии существуют для определения красоты? Должен ли образ женщины, чистой и светлой, быть лишен подчеркнутых особенностей ее пола? Должна ли современная женщина быть худой и бесформенной? Может быть понятие красоты в наше время навеяно новомодными идеями?

Красота существует помимо нас в объективной реальности, а не создается в мыслях и чувствах человека. Говоря общедоступным языком, КРАСОТА - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, всякой вещи, всяком организме. Восприятие красоты - инстинктивно, т.е. закрепившееся в подсознательной памяти человека, благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений с опытом осознанным. Каждая красивая линия, форма или сочетание - это целесообразное решение, выработанное естественным отбором или найденное человеком а поисках прекрасного, т.е. наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть - выравнивающая хаос - общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, и прекрасная.
Красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видим мы и видели древние. Греки назвали эту середину - аристон - наилучшим, считая синонимом этого слова чувство меры. Это чувство меры найти, соблюсти, осуществить очень трудно.

Главное, существует объективная реальность, воспринимаемая нами как безусловная красота, воспринимаемая каждым, независимо от пола, возраста и профессии, образовательного ценза и прочих условных делений людей.

Есть и другая красота - личные вкусы людей, развитие соответственно условностей, выдаваемая за подлинную красоту, которая и должна быть целью развития правильного вкуса. Тот, кто владеет ею, становится гением, классиком, близким и понятным всем и каждому. Он действительно является собирателем красоты, исполняя самую великую задачу человечества. Эта красота объяснима с точки зрения существования человека, как вида, анатомии, физиологии, биологии, естественного отбора и т.д.

Тайна красоты лежит в самой глубине нашего существа и поэтому для разгадкии ее нужна психофизиология, изучающая сложнейшие механизмы человеческого существа, управляемые законами физики, химии, механики. Психофизиология и парапсихофизиология изучают миллионы тончайших связей, пронизывающих все клетки организма "нитями", протянутыми во внешний мир, отзывающимися на различные излучения, световые, тепловые, звуковые, молекулярные, магнитные потоки, несущиеся и вибрирующие вокруг нас. Переданная нам генетически информация, несет в себе огромную память прошлых поколений, отраженных в инстинктах и подсознательной работе мозга, который управляет нами во всех изменениях окружающей обстановки без участия сознательной мысли, охраняет от болезней, непрерывно регулирует все процессы организма через сигналы как нервной системы, так и системы энергетической. Человек - та же Вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая.

У человека область подсознательного очень велика. Объем инстинктивной памяти, в ней заключенной, трудно себе представить. В дикой жизни подсознательные психические процессы играют первостепенную роль в сохранении вида. Мозг - это природа и вселенная, но вселенная не одного лишь текущего момента, а всей ее миллионолетней истории существования человеческого вида, и опыт мозга отражает не только необъятную ширину, но и изменчивость природных процесов. Отсюда и диалектическая логика - выражение сущности этого мозга, а психика, отражающая внешний мир - это такой же процесс и движение, как и все окружающее.
Здесь говорится о красоте анатомической, не касаясь того, что называется в разных случаях привлекательностью, очарованием, "шармом", обаятельностью чего сколько угодно у некрасивых. Это открытая душа, добрая и отзывчивая психика, умные глаза, просвечивающие сквозь некрасивое лицо.

Основы нашего понимания прекрасного, эстетики и морали восходят из глубин подсознания и, контактируя с сознанием в процессе мышления, переходят в осмысленные образы и чувства. Все наше чувство прекрасного, эстетическое удовольствие и хороший вкус - все это освоенный подсознанием опыт жизни миллиардов поколений, направленный к выбору наиболее совершенно устроенного, универсального, выгодного для борьбы за существование и продолжение рода. В этом сущность красоты прежде всего человеческой.
Наряду с наследственной информацией в нас существуют социальные инстинкты, закрепленные отбором : забота о потомстве заложила в нашей психике мощные основы самопожертвования, нежности, альтруизма, парализующие темные глубины звериного себялюбия. Человек всегда подвергался естественному отбору на социальность: выживали те сообщества, члены которых крепче стояли друг за друга, были способны к взаимопомощи.

Чем же можно объяснить красоту, гармонию и целесообразность человека, как высшего творения природы?

Человек из всего мира высших животных отличается наиболее развитым чувством формы, соизмерять и ощущать которую помогают мышцы глаз. Например, чтобы сравнить длину двух линий, мы поворачиваем наши глаза, пробегая ими сначала по одной линии, потом по другой. Более длинная линия потребует более продолжительного поворота глаз. В мышцах, движущих глаз, накопится больше молочной кислоты, даже если ее больше в одном случае на несколько молекул, - токсина усталости, а это на основании опыта нашего мозга и нервной системы даст впечатление относительно большей длины. Это чувство использовано природой для взаимного привлечения разных полов.

У пресмыкающихся и родственных им птиц основным чувством было острота зрения, т.к. пестрота и причудливость раскраски иных форм жизни и особей своего вида составляют сигналы распознавания, отличия и приманки.

У млекопитающих, к которым принадлежим и мы, главным чувством стало обоняние, менее главным - зрение. Запах - главное средство привлечения и очарования у разных зверей. Человек, с его более слабым обонянием, возместил недостаток этого чувства предметным, бинокулярным зрением, остро воспринимающим глубину и форму. Сходным зрением обладают многие хищники и обезьяны. Высокая психическая мощь мозга человека еще больше обострила предметность зрения. Чувство формы стало очень важным ощущением. Остро чувствуя форму, кроме цветов, звуков и запахов, человек получил всю гамму ощущений, из которых складывается восприятие красоты.

Использовав чувство формы для влечения полов, природа должна была обеспечить автоматическую правильность выбора, закодировав в форме, красках, звуках и запахах восприятие наиболее совершенного. Тогда предок человека, стоя еще на очень низкой, звериной ступени развития, стал правильно выбирать лучших партнеров - мужей и жен. Половой отбор стал действовать не только интенсивнее, но и в верном направлении совершенствования человеческого организма.
Каковы же критерии для заключения, что человек красив?

Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные и чистые глаза, яркие губы - это прямые показатели общего здоровья, хорошего обмена веществ, отличной жизнедеятельности организма в целом.

Красивая прямая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы - это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном действии или тренировке тела - алертности. Поэтому так важно специальное обучение ходить, стоять или сидеть в алертной (подтянутой) позе. Обратите внимание, когда животные наиболее красивы - в моменты высшей алертности, когда они высоко приподнимаются на передних ногах, настораживают уши, напрягают мускулы - потому что именно в такие моменты наиболее резко выступают признаки активной жизни тела.

Энергия, сконцентрированная нелегкими условиями, в живом теле человека воспринимается как красота, привлекает и тем самым выполняет поставленную природой задачу соединения наиболее пригодных для борьбы за существование особей, обеспечивая правильный выбор.

Идеально здоровый человек не испытывает потребности сморкаться или плевать и обладает лишь слабым собственным запахом. Излишне объяснять, что большое значение имела такая химическая балансировка организма в дикой жизни, когда человека выслеживали хищники или он сам подкрадывался к добыче.
Что безусловно красиво у человека вне всяких наслоений индивидуальных вкусов, культуры или исключительных расовых отклонений?

Большие глаза широко расставленные, не слишком выпуклые и не черезчур впалые. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Положение глаз в глазных впадинах говорит о состоянии окружающих тканей и точности гормональной регулировки организма : очевидно, что среднее положение глаз во впадинах - наилучшее.

Красивы ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, - такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании твердой растительной пищи или сырого мяса.
Красивы длинные ресницы - они лучше защищают глаз от пыли, солнца, воды, мороза, жары и т.д. Нам кажутся они изящнее, если изогнуты кверху - ощущение верно, т.к. отогнутые кверху кончики ресниц не дают им слипаться или смерзаться.
Анатомическое чутье, заложенное в нас, очень тонко. Подсознательно мы отличаем и воспринимаем как красоту, черты, противоположные для разных полов, но никогда не ошибаемся, какому из полов что нужно.

Выпуклые, сильно выступаюшие под кожей мышцы красивы для мужчин, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому что нормально сложенная женщина всегда имеет более развитый жировой слой, чем мужчина. Это не более как резервный месячный запас пищи на случай внезапного голода, когда женщина вынашивает или кормит ребенка. Попутно стоит заметить, где на теле женщины располагаются эти подкожные пищевые запасы - в нижней части живота и области вокруг таза. Следовательно, этот резерв одновременно служит тепловой и противоударной изоляцией для носимого в чреве ребенка. И в то же время этот подкожный слой создает мягкие линии женского тела - самого прекрасного создания природы.

Стройная длинная шея немало прибавляет к красоте женщины, но у мужчины она воспринимается, как болезненность. Шея мужчины должна быть некоей средней длины, относительно его роста, и достаточно толстой для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжестей. Женщина по своей древней природе - страж, а ее длинная шея дает большую гибкость, быстроту движений головы.
Резко выраженная рахитичность женщин, описанная в матриархатном обществе Крита, протоиндийской, дравидийской цивилизации, древней и средневековой Индии, средневечной Европе: вытянуто-высокие, узкобедрые, малогрудые, с отвислыми животами и выпуклыми лбами. И не мудрено. Философам и эстетам, художникам и скульпторам того времени служили моделями запертые в замках феодальных городов, женщины почти не видевшие солнца, лишенные достаточного количество витаминов в пище, выросших и живущих без физических нагрузок, потомки близкородственных браков.

Поредение волос, частое облысение, отодвигание границы волос на лбу даже вызвало моду, продержавшуюся более двух столетий. Стараясь походить на рахитичную аристократию городов, женщины выбривали себе волосы надо лбом.
Широкие бедра безобразны у мужчины и составляют одну из наиболее красивых черт женского тела. Как восклицали древние эллины, обращаясь к женщинам: "Красуйтесь бедрами!".

Процесс рождения ребенка у человека более труден, чем у животных, и ведет к более резкому различию полов. Вертикальная походка человека требует максимального сближения головок бедренных костей - этим облегчается бег, равновесие и обеспечивается выносливая ходьба. Но человек рождается с огромной округлой головой, и процесс рождения требует широкого таза с раздвинутыми бедренными суставами. В истории развития человека увеличение мозга требовало расширение таза матери, а вертикальная походка - сужение таза - это серьезное противоречие природного устройства организма человека.

Разрешением этого противоречия частично явились "роднички" - не заросшие области на темени ребенка. В момент прохождения через нижнее отверстие таза, кости свода черепа ребенка заходят одна на другую, череп сдавливается и голова приобретает характерную удлиненную форму, впоследствии исправляющуюся самостоятельно или при специальном массаже во время купания ребенка. Полноценной защитой малышу является интеллигентность, самоотверженность и нежность матери.

Человек рождается абсолютно беспомощным и требует продолжительного кормления материнским молоком - для чего и нужны хорошо развитые молочные железы, способные выработать столько молока, чтобы ребенок не погиб от голода.
Для того, чтобы нанести наименьшие повреждения мозгу ребенка, чтобы выносить его в наилучшем состоянии, мать должна быть широкобедрой. В то же время спутница жизни дикого человека, много бегающая, подолгу носящая добычу, да и детей за собой, в процессе отбора становится узкобедрой, часто гибнет при родах, рожает ребенка менее жизнеспособного.
Тонкая и гибкая талия - это анатомическая компенсация широких бедер для подвижности и гибкости всего тела.

Так, в инстинктивном понимании красоты запечатлелось это требование продолжения рода, слившееся с эротическим восприятием женщины, которая сильна и не будет искалечена первыми же родами, которая даст потомство победителей царства зверей, в изобилии окружавших наших предков. И что бы там ни говорили законодатели мод - "для меня идеальная женщина - это палка, на которую можно намотать ткань так, как хочется, не соблюдая форм и пропорций" - или выдумщики различных оригинальностей, образ женщины-обольстительницы, покорительницы мужчин, будет крутобедрая, высокогрудая с осиной талией, женщина.

Для мужчин тонкая талия противопоказана, если они хотят быть действительно мужчинами, могучими и выносливыми. Тело человека не имеет скелетной компенсации позвоночнику спереди. Поэтому, чтобы поднимать и носить тяжести (вспомните об особенностях мужского дыхания), на передней поверхности тела, между ребрами и тазом, должна быть толстая и крепкая мышечная стенка (около 5 см толщиной). Не меньшей мощности мышечные пластины нужны и на боковых сторонах - косые брюшные мышцы. Тут уж не до гибкой талии. В этом месте мужчина становится шире, чем в бедрах, зато приобретает великую мощь.

А у женщины важнее внутренние мышцы, способные в прочной чаше удерживать внутренности при огромной дополнительной нагрузке - ребенке. Поэтому широкий и крепкий лист поперечной брюшной мышцы стягивает талию глубже косых мышц, до самого лобка, низко поддерживая мышечную чашу живота с помощью еще и пирамидельной мышцы, которая, будучи сильно развита, дает тот плоский живот, о котором мечтают красавицы.

У хорошо танцующих женщин наиболее хорошо развиты средняя и маленькая ягодичные мышцы, а в самой глубине - грушевидная и подвздошно-поясничная. Все они заполняют впадину над вертлугом и дают выпуклую, "амфорную", линию крутых бедер. Можно прибавить развитие самого верхнего конца портняжной мыщцы и мышцы, натягивающей широкую фасцию. Если проанализировать мускулатуру танцовщиц, гимнасток, то увидим несколько иное, чем у мужчин, усиление самых верхних частей аддукторов бедренных мышц.

Помните, что все это не для города и даже не для деревни. Создавалось все это в дикой жизни, полной огромного напряжения, в борьбе за выживание вида и продолжение рода человеческого на земле. Для того, чтобы мы родились и жили сегодня, а наши правнуки - еще многие поколения. Но это не значит, что понятие первоначальной красоты изменилось.
Изначальная красота целесообразна и эстетична, что бы ни говорили вершители мод в разные века.


(Материалом и вдохновением для написания статьи стал роман Ивана Ефремова "Лезвие бритвы")

2002 год