Круглая дура Рассказ

Аделя Иманова
       Всей любовью твоей, да продлится она! –
       Этой помощью, всем да не снится она! –
       (Низами)
Любовь ; вечная, но неисчерпаемая тема. О любви писали, пишут и всегда будут писать. Множество историй о любви вызывает постоянный интерес читателей. Это понятно ; на любви держится мир. Любовь к Родине, любовь к своему народу, любовь к родителям, любовь к детям. Любовь ; двигатель всего. Она заставляет нас работать, творить, созидать, заботиться, опекать. Обратите внимание, что все эти слова, как говорят филологи ; глаголы движения. А это означает, что любящий человек никогда не будет сидеть, сложа руки.
Часто многие задаются вопросом: кто из любящих сторон готов делать ради своей любви больше: мужчина или женщина? Однако этот вопрос тут же становится предметом большого спора, потому что каждый из мужчин скажет: «Я столько для неё сделал!», но и женщины не промолчат: «Да я всю свою жизнь посвятила ему!» ; услышим мы от них. Даже, если эти фразы не каждый произносит вслух, и об этом противоположная сторона может услышать, скорее всего, в процессе спора или скандала, тем не менее, к большому сожалению, нередко эти слова озвучиваются, так как имеют основания. Я не призываю ни мужчин, ни женщин произносить подобное. Боже упаси! Наоборот, я предлагаю всем задуматься над тем, что я еще могу сделать для своей жены, для своего мужа.
Данная история, может показаться вам обычной, и все-таки, я хочу её рассказать, хотя бы для того, чтобы мы еще раз посмотрели на себя со стороны.
Владимир Орлов был известным капитаном на Каспии. Он был потомственным моряком: его прадед, дед, отец и дядя ; все были капитанами, причем, хорошими.
Какими его близкие родственники были в семье, я не знаю, но про Владимира Орлова могу сказать, он был прекрасным мужем и отцом. Он очень любил свою жену Полю. Она была журналистом и работала в издательстве, часто печаталась в прессе, и тогда Владимир приносил на работу газету или журнал с её статьей, всем её показывал и гордо говорил:
« Это моя Полинка написала. Видите, здесь написано: Полина Орлова, моя жена значит. Ласточка моя», ; с любовью называл он свою жену.
Они прожили с Полиной более двадцати пяти лет душа в душу. Никто из соседей или сослуживцев никогда не слышал, чтобы они не то, что ссорились, а даже голос повышали друг на друга. У них было двое детей. Дочь Катя вышла замуж. Сначала жила здесь, а затем переехала жить на Украину. Сын Евгений женился на еврейке и уехал в Израиль. У обоих по двое детей, так что Орлов был дедушкой четырех внуков. Они с Полиной несколько раз ездили к Кате и остались довольны жизнью дочери, так как она попала в очень дружную семью. В Израиль съездить как-то не удавалось, но сын часто звонил, они переписывались и переговаривались по Интернету.
После отъезда детей в доме Орловых, конечно, стало пусто и скучновато, но супруги работали и были востребованы по профессии. Весь день находились на работе, встречались вечером дома, обмениваясь новостями. Иногда Полина, а чаще Владимир по необходимости задерживался на работе. Орлов периодически бывал в плавании, а Полина с нетерпением
дожидалась мужа, скучая по нему.
Им обоим было около шестидесяти, чувствовали они себя, в общем, неплохо, но вот у Владимира последнее время появились проблемы со здоровьем: высокое давление, ревматизм, сердечная недостаточность. У него часто отекали ноги. Полина с мужем ходила по врачам, внимательно следила за тем, чтобы он вовремя принимал лекарства. Если он был на работе, она звонила и напоминала ему о таблетках или каплях. Она заботилась о нём не по привычке и не по обязанности, просто Полина очень любила своего мужа. Владимир, как многие мужчины, не любил лечиться. Как только ему становилось лучше, он тут же переставал пить лекарства (собственно говоря, и мы, женщины, также поступаем). Напрасно Полина убеждала Владимира, что нужно обязательно пройти курс лечения до конца, что, может - быть, это временное улучшение, но все бестолку! Орлов её не слушал и просил жену не утомлять его своим беспокойством. Недавно он очень резко оборвал жену:
– Поля! Да уймись ты, наконец! Надоела прямо! Сколько можно долдонить одно и тоже! Я здоров, как бык!
Полину обидели слова мужа, но она не подала виду:
– Вова! Я переживаю за тебя. Ведь тебе уже скоро шестьдесят лет исполнится. Не молодой уже! Ты же помнишь, врач предупредил тебя, что если не будешь аккуратно лечиться, у тебя, не дай Бог, могут отняться ноги! Что мы тогда будем делать?
– Ой, да не говори глупостей, Поля! Ничего со мной не случится! И потом, чего это ты на меня наговариваешь, я не такой уж и старый!
– Да уж во всяком случае, не молодой!
– Да я любому молодому фору дам!
– Ой, смотри, Володя!
– Смотрю, смотрю. Ты, лучше, займись своим делом и не приставай ко мне!
Полина удивилась тому, что муж стал грубым.
– Чего это тебя так задело моё замечание о твоём возрасте, как - будто ты жениться собрался. Подумай о своём здоровье!
– А что? Я не могу жениться что ли? – рассмеялся Владимир. Мужчина в любом возрасте жених, не то, что вы, бабы! Если я, к примеру, захочу, то запросто могу жениться на любой, даже на очень молоденькой женщине!
– Хватит, ради Бога! Мы сейчас договоримся до того, что пойдём подавать заявление на развод, – сказала Полина и пошла на кухню готовить ужин.
Она жарила котлеты и вспоминала перепалку с мужем. Его слова, сказанные в шутку, заставили её задуматься. «Мужчина в любом возрасте жених», – повторила она слова мужа. Странно. За прожитые годы Владимир никогда не давал жене поводов для ревности. Во всяком случае, Полина никогда это не чувствовала.
– Оснований не было, – решила она и вдруг поняла, что начинает нервничать.
Они были ровесниками, но почему-то или Полина постарела раньше или же Владимир не старел так быстро, как она. Во всяком случае, ни хорошая, со вкусом подобранная одежда, ни дорогая косметика, ни ежедневный уход за собой не делали Полину моложе. Она была приятной полной женщиной, и на лице у неё было написано, что ей шестьдесят лет. А вот Владимир… Да-а-а-а! – промычала себе под нос Поля. Несмотря на появившиеся в последнее время различные заболевания, Владимир выглядел просто прекрасно. Высокий, широкоплечий, подтянутый, с только-только начинающей седеть головой он привлекал всеобщее внимание. А когда он в форме шёл по улице, не то что женщины, но даже мужчины смотрели на него с восхищением. Кстати, Владимиру с натяжкой можно было дать пятьдесят лет.
– Почему я никогда не задумывалась над тем, что мой муж может понравиться другой женщине?! – начала паниковать Полина. – Господи! Что же я буду делать, если он вдруг от меня уйдет?! Наверняка, он неспроста завёл разговор о женихах и женитьбе! Боже мой!
У Полины испортилось настроение. Они молча поужинали, а Владимир даже не обратил внимание на то, что они за едой не проронили ни слова. Муж ел и смотрел телевизор. Немного погодя пришел сосед с первого этажа, и Владимир ушел с ним пить пиво.
Полина вымыла посуду и взялась за статью, но мысли разбегались, она никак не могла сосредоточиться. Беспокойство давало о себе знать. Она решила позвонить своей подруге Севиль, которая была начальником отдела кадров управления, где работал её муж. Они дружили с Севиль ещё со школы, что удивительно, десять лет сидели за одной партой и понимали друг-друга с полуслова. После обычного приветствия и расспросов о житье-бытье Поля поинтересовалась, что нового в управлении.
– Ничего особенного, а что тебя, собственно говоря, интересует? – спросила Севиль.
– Да, так, просто я хотела узнать, что говорят о моём муже.
– Ты же знаешь, что капитан Орлов лучший работник на…
– Да чихать мне на то, какой он работник! – перебила Поля подругу. – Меня интересует, какой он мужик! – закричала Поля и вдруг заплакала.
– Сволочи! Всё-таки какой-то подлец тебе сказал об этом, – с сожалением проговорила Севиль.– Поверь, Поля, я делала всё, чтобы ты об этом не узнала. Думала, с кем не бывает! Мужик перебесится и успокоится! Все-таки между ними большая разница в возрасте. У них не могут быть долговременные отношения, – говорила Севиль, не понимая, что именно она первая сообщила подруге эту неприятную весть.
Полина выла в трубку.
– Поля, успокойся! Я тебя очень прошу! Ну, Поля! Возьми себя в руки! Все мужики гады!
– Сева, за что?! Что я не так делала? Я же всю жизнь заботилась о нём, как о ребёнке! Ну, за что мне это!? – причитала Поля.
– За что, за что? Да ни за что! Что, я тебя не знаю, столько лет дружим! Молодая поманила, вот он и не удержался! Он дома?
– Нет пошёл с Октаем пить пиво, – отрешенно сказала Поля.
– Слышишь, Поль? Я понимаю, как тебе плохо, но всё-таки соберись! Слышишь? Иди умойся, приведи себя в порядок! Почему он должен тебя видеть в таком состоянии?
– Да-да, ты права, – шептала Полина, – хорошо, я пойду…, – и она повесила трубку.
Полина сидела на кухне, слёзы катились из её глаз. Она хотела встать и пойти умыться, но тут, открыв своим ключом дверь, пришёл Владимир. Он проследовал на кухню, увидел заплаканную жену и равнодушно сказал:
– А, значит, ты уже всё знаешь! Тем лучше! А тоя не знал, как тебе об этом сказать, мучился столько времени!
– Прости, что я доставила тебе такие неудобства! – спокойно произнесла Поля.
– Нечего острить! – воскликнул Владимир. – Очень хорошо, что всё так быстро прояснилось. В таком случае, я ухожу прямо сейчас. Собери мне мои вещи! ; обратился он к жене.
– А шнурки тебе не погладить на прощанье?! – язвительно спросила Полина. – Господи! Это надо же! Уходит к другой женщине и просит меня собрать ему вещи! До чего же ты потерял стыд! Может мне ещё такси вызвать и довезти тебя до её дома? – не совладев с собой, закричала Полина.
– Да, пошла ты…! – донесся из спальни голос Орлова, открывающего скрипящие дверцы шифоньера.
Через полчаса Владимир вышел в прихожую с небольшой спортивной сумкой и парадным костюмом в руках. Он бросил связку ключей на пол, в направлении кухни, где сидела Поля, и крикнул:
– Прощай!
Поля ещё несколько секунд посидела на стуле, а затем медленно встала, пошла закрыла дверь и вышла на балкон, последний раз провожая мужа, который уже стоял перед блоком и курил. Через несколько минут во двор заехала маленькая красная иномарка. Владимир побежал ей навстречу, уселся рядом с водителем. Машина медленно тронулась с места.
Вот так ненароком вы, мужчины, останавливаете стремительно бегущую женщину! Понятно, что вы не делаете это специально, но всё-таки это случается. Это жизнь! И Полинина семейная жизнь вот так вот сразу, вдруг подошла к концу. Она никак не могла прийти в себя. Как же она не заметила перемену в муже?! Она даже не знала, сколько времени продолжался его роман, кто его избранница, где живет, где работает. Ей было известно только то, что она молодая. Это, конечно, весомый фактор. Двадцать пять лет он изо дня в день видел одну и ту же женщину, которая, естественно, постарела. Наверное, это ему надоело. Но он ей не надоел!!! Она любила и любит его!!! Что же делать?
Поплакав еще немного, Полина осмотрелась. Над статьей работать ей не хотелось. Чем же ей заняться? Обед есть, посуда вымыта, квартира чиста и убрана. Получается, что если Владимир ушел, то ей и делать ничего не надо? Когда муж находился в плавании, Полина лишь изредка готовила себе, старалась обойтись, как говорится, «подножным» кормом: сыр, колбаса, а вот к приезду мужа устраивала праздничный обед с разными вкусностями. А теперь? С ума сойти! Она не ожидала, что обычный день закончится для нее таким кошмаром. Она ощущала вокруг себя огромную пустоту. Зазвонил телефон – это была Севиль:
– Как дела?
– Да, хреново! Он ушел.
– Как? Так быстро?
– Быстро ли? Сколько времени ты от меня это скрывала? Разве можно так делать, Сева? – Да я думала, что это обычная интрижка, мелкое увлечение – пройдет, поэтому не хотела тебя расстраивать.
– А так лучше что ли? Ты, думаешь, что так я не расстроилась? Все знали, что он мне изменяет, а я даже не в курсе! Ты же выставила меня полной дурой!?
– А как бы ты поступила на моем месте? – спросила Севиль.
–Я? – с вызовом переспросила Поля. – Я бы…, – она на несколько секунд замолчала, – я бы, я бы … тебе ничего не рассказала! – закончила она свое предложение.
– То-то же! А то наезжаешь на меня!
Севиль рассказала Поле, что она сначала даже не понимала, что ее муж ходит в управление к кому-то! Она считала, что, как обычно, ходит по делу, а когда она узнала, что Орлов увлечен счетоводом Викой, то была крайне удивлена, потому что они дружили с Орловыми семьями, и она была твердо уверена, что с ними ничего подобного произойти не может! Ни в чем никогда нельзя быть твердо уверенным!
– Ну вот! Теперь я одинокая разведенная женщина, – сказала Поля.
– Так уж и разведенная! Смотри, может - быть через два-три месяца он к тебе вернется и на коленях будет тебя умолять простить его!
– Ну, нет! Даже если он через час вернется, я его уже не пущу! Хотя это уже из области научной фантастики! – добавила Полина.
Полина рассказала Севе, что муж уехал на какой-то красной машине.
– «Тико»! – сказала Севиль. – Это ее собственная машина.
– Да, видно нынче счетоводы хорошо зарабатывают, – проговорила Поля и попросила подругу поподробней рассказать о Вике. – Только, честно! Не надо меня жалеть!
Через каких-нибудь пять-десять минут Поля имела исчерпывающую информацию о сопернице: тридцать пять лет, высокая, красивая, окончила какие-то бухгалтерские курсы, разведена, детей нет, живет с матерью. Любит красивую жизнь, и имеет иномарку, которую ей оставил бывший муж.
– Я завтра приду на нее посмотрю! – предупредила Поля Севиль.
– Не сможешь! Она позавчера уволилась из управления.
– С чего это?
– А она переезжает в Россию, не будет же она его с собой тащить! Она и квартиру продала, так что твой Володька скоро к тебе вернется!
– Ты его плохо знаешь! Он упертый. Теперь он никогда не вернется, даже если ему будет очень плохо. Раз он решил уйти, то для него обратной дороги нет. Только я тогда не пойму: почему он ушел к этой Вике, если она переезжает? – Полина задумалась. – Я все-таки думаю, что он уедет с ней! Я уже слишком старая ласточка, ему нужна молодая.
– Да никуда он не поедет! – сказала Севиль, но Поля мотала головой.
Напрасно Севиль пыталась переубедить подругу, приводя множество причин – Полина была твердо уверена в своем предположении.
Так оно и случилось. Через несколько дней Владимир позвонил и сообщил жене, что он подал заявление на развод, выписался из квартиры, и что он уезжает.
– Ты хорошо подумал, связывая свою жизнь с молоденькой ветреной женщиной? – спросила его Поля.
– Во-первых, она не ветреная, во-вторых, я что, всю жизнь должен гнить рядом с тобой?
 – Если бы я почувствовала, что ты гниешь, я ушла бы сама, – сказала Поля.
– В этом-то и дело, что ты уже давно ничего не чувствуешь! Ну, да ладно! Все уже в прошлом.
О том, что Владимир уволился из пароходства, ей сообщила Севиль.
– А ты говорила «вернется», – сказала Полина.
Полина держала себя в руках. Она ходила на работу, делала репортажи, брала интервью, печатала статьи, но ей было очень трудно. Последние события перевернули ее жизнь. Ведь это со стороны кажется все очень просто. Пожили, не сошлись характерами, развелись. Ладно, если прожили недолго, а если тридцать лет? За такой короткий срок люди привязываются друг другу, узнают друг друга очень близко, понимают с полуслова, с полувзгляда. А забота? Несмотря на то, что Орлов предал и оставил Полину, она продолжала думать о своем Володе, который был уже не ее, а Викин.
– А вдруг он опять заболеет? Она же не будет ходить с ним к врачу, следить за его лечением! – думала Полина, что с ним будет?!
Все-таки некоторые из нас, женщин, круглые дуры! Он ее бросил, а она думает о его здоровье! Он ее избил, а она с синяками готовит ему супчик! Он пьяный издевался над ней, а она на следующий день стирает и наглаживает ему одежду! Пусть хоть один читатель скажет, что он никогда не слышал о таких женщинах!
И Полина была такой же! Интеллигентная, образованная, начитанная, прекрасный журналист Полина Орлова в быту была самой обыкновенной женщиной!
Вскоре после отъезда Орлова, к Полине неожиданно нагрянули дорогие гости с Украины: дочь с внуками. Катя была в курсе происшедшего. Она не обсуждала с матерью эту тему, а когда та попыталась что-то разъяснить дочери, Катя сказала матери:
– Мама! Хотел – ушел! Забудь его!
Но как Полина могла это сделать? Она ни на один день не забывала своего мужа, с которым они развелись спустя три месяца. К тому времени дочь вернулась на Украину, взяв с матери слово, что она подумает о переезде к ней.
После развода Полине было тяжело. Все в квартире напоминало о муже, о счастливой жизни с ним. Она даже не снимала со стены его портрет и не выбрасывала его фотографию из портмоне, где она хранилась рядом с фотографиями детей и внуков. Однако настало такое время, что теперь ее ничто не держало в этом городе. И Полина решилась переехать к дочери в Киев. Она быстро продала жилплощадь, попрощалась с сослуживцами и приятельницами, а с Севиль она прощалась со слезами. Шутка ли, их связывала почти полувековая дружба!
На Украине она купила однокомнатную квартиру прямо в центре, недалеко от дома
дочери, устроилась на работу в местное издательство и стала жить, привыкая к новой стране и к новым знакомым.
Так прошло несколько лет. На первых порах Владимир изредка посылал письма дочери по Интернету, а потом почему-то прекратил писать. Катя отправила отцу несколько эмайлов, но ответа не получила.
– Ему, наверное, очень хорошо, поэтому он не вспоминает ни о сыне, ни о дочери, – сказала она матери.
  Полине Владимир, естественно, не писал.
У Полины уже были приятельницы, сослуживцы, но друзей не было. Собственно говоря, в преклонном возрасте заводить друзей не так уж просто, потому что прожитые годы и накопленный опыт знают истинную цену слову «друг». По этой причине Полина, в основном, коротала вечера одна, часто звонила Севиль, подолгу разговаривала с ней, несмотря на то, что они переписывались по Интернету, и ее совсем не смущали большие счета за телефонные разговоры. В последний раз Севиль вскользь заметила, что одна из бывших Викиных подружек, приходившая в управление, сообщила о Викином новом замужестве.
– А с Вовой что? Что с ним-то? Он куда делся? – сразу накинулась Поля с вопросами. – Сева, у меня какое-то нехорошее предчувствие. Я уже несколько дней подряд вижу Владимира во сне. Он одет в парадную форму, с кортиком на поясе, проходит мимо и отдает мне честь. Представляешь?
– Нет, не представляю! Поля! Не морочь себе голову! Твой Орлов свою честь отдал Вике, прошло столько лет, а ты о нем все время думаешь. Ей Богу! Ты или ненормальная или дура!
– Ладно, я дура и ненормальная, только ты ответь на мой вопрос: что стало с Вовой? Вика опять выходит замуж. Черт с ней! А Владимир?
– Я не знаю! – завопила Сева.
– Тогда узнай! Мне почему-то кажется, что ему очень плохо!
– Да откуда я узнаю? Эта девка была Викиной подружкой, у нас не работала и зашла к нам совершенно случайно!
– Сева! – закричала Поля. – Ты обязана мне срочно узнать все про Владимира. Слышишь?
– Слышу!
– У него, наверняка, остались друзья и знакомые. Не может быть, чтобы моряки ничего не слышали о нем. Я, ведь, даже не знаю, в какой город он переехал.
– В Саратов, по-моему.
Полина просила и умоляла подругу, чтобы она разыскала того, кто сообщит ей что-нибудь о Владимире или, что еще лучше, даст ей его адрес.
– Поля! Я не понимаю, после всего, что произошло между вами, ты хочешь его вернуть? – удивлялась Сева. – Да зачем он тебе нужен? Небось, теперь старый и больной!
– Не твое дело! Я должна знать о нем все! Завтра я тебе перезвоню, чтобы ты дала мне адрес или номер телефона.
Но Севиль не смогла даже попытаться найти что-нибудь для Поли, так как в тот же вечер с почечной коликой была доставлена в больницу, затем прооперирована. Так что о Владимире она даже не вспоминала.
Однако, расстроенная вконец Поля уже не могла бездействовать. Она взяла больничный лист и целых три дня потратила на междугородние разговоры с Азербайджаном, по одному добывая номера телефонов людей, которые могли хоть что-то знать об Орлове. Кто-то его не знал, кто-то не мог понять, с какой стати бывшая жена ищет бывшего мужа, кто-то был в плавании, а кто-то, наверное, просто не хотел помочь. Оставалась надежда на одного Алекпера, который раньше работал боцманом на судне Владимира, но он был на вахте, мобильным телефоном не пользовался. Но его жена, Мария, дала слово, что Алекпер ей обязательно перезвонит. Полина даже не надеялась на это и собиралась позвонить сама еще раз, дав человеку отдохнуть после дежурства. Но есть все-таки порядочные люди! И их больше других! В семь часов утра раздался звонок – это был Алекпер. Он позвонил сразу, как только пришел со смены. ( В Баку в это время было девять часов утра). Боцман рассказал то, что слышал от других. Сначала Владимир и Вика жили хорошо, но потом Орлов стал болеть, несколько раз лежал в больнице.
– Полина баджи;! Вы только не расстраивайтесь сильно. Говорят, он и сейчас находится в больнице, его никто не забирает, потому что у него отнялись ноги. Мы с ребятами собираемся в конце месяца поехать к нему. Когда мы вернемся, я вам позвоню и расскажу, все что узнаю.
– Спасибо, Алекпер! Ты очень хороший человек. Скажи, а ты случайно не можешь найти мне номер телефона Вики?
– Диктую – записывайте! Только мы ей звонили, а она с нами даже говорить не стала. Вот мы поедем…
– Ничего, со мной она будет говорить, – перебила Алекпера Полина. Вам пока никуда ехать не надо, я думаю, что на этой неделе я сама поеду в Саратов, а потом тебе позвоню и скажу что и как там. Хорошо?
– Хорошо, Полина баджи.
– Чох саэол;; – поблагодарила Полина Алекпера, вспомнив азербайджанский язык.
Она, естественно, тут же позвонила в Саратов и, к счастью, трубку подняла Вика. Поля объяснила ей, что она бывшая жена Владимира, и хочет узнать, действительно ли он находится в больнице и в какой.
– А вы что, собираетесь его проведать? – рассмеялась Вика.
– Я собираюсь приехать и забрать его! – резко сказала Поля.
– Вы меня, конечно, простите, но надо быть круглой дурой, чтобы сделать это! – сказала Вика. – Да он почти умирает! У него, по-моему, даже паралич, – безразлично добавила молодая женщина.
– Ничего! Ты, будучи очень умной ни заботилась о нем и довела мужика до такой степени, но пусть я, круглая дура, но я хочу, чтобы мой муж умер в квартире, а не в больнице, – еле сдерживая себя, чтобы не расплакаться, ответила Полина.
– Да, пожалуйста, берите его, он мне не нужен! – и Вика назвала Поле номер больницы. – Торопитесь, может, вы не застанете его в живых!
– Он тебе никогда не был нужен! Ты поиграла с ним, как с игрушкой, и когда он тебе надоел, выбросила его!
– Заметьте: как котёнка! – зло сказала Вика и дала отбой.
– Сволочь, скотина, стерва! Что она с моим мужем сделала? – заплакала всё-таки Полина.
Она собралась и поехала на работу, а там рассказала главному редактору вкратце, куда и с какой целью она едет, и попросила отпуск за свой счёт. Редактор не только дал отпуск, но и позвонил коллегам в Саратов, чтобы они встретили Полю на вокзале и оказали ей всяческую помощь.
Полина была очень благодарна саратовским журналистам: они сняли для неё квартиру и поместили её там. Через два часа за Полей заехала молодая девушка – корреспондент местной газеты, и они отправились в больницу, где находился Владимир. Они быстро нашли его лечащего врача, и Поля представилась ему супругой Орлова, так как не сочла нужным рассказывать постороннему человеку об их взаимоотношениях. Но напрасно! В больнице, оказывается, всем была известна история Орлова, которого бросила молодая жена и не разу не пришла его проведать. По этой причине врачи в ординаторской были удивлены, увидев Полину, не подходившую под определение «молодая».
– А вы, действительно, его жена? – переспросил врач.
– Да, – ответила Поля.
– И у вас есть документ, подтверждающий это?
– Я не знала, что в больницу нужно приносить свидетельство о браке, чтобы проведать мужа,– ответила Поля, начинающая нервничать.
Врач понимал, что эта взрослая женщина совсем не та, которая бросила его пациента, а скорей всего та, от которой ушел он, однако он никак не мог поверить, что к Орлову приехала именно бывшая супруга. Понимая причину замешательства врача, Полина тихо сказала:
– Я бывшая, но все равно жена, и я приехала ему помочь.
Все с удивлением смотрели на Полю.
– Ваша помощь, если он её примет, очень нужна. Больной отказывается есть и нам не удаётся его накормить. У него глубокая депрессия. Он говорит, что хочет умереть.
– Я не дам ему это сделать! Можно я к нему пройду?
– Конечно, – сказал врач и довёл Полину до палаты, войдя в которую она чуть не вскрикнула от ужаса. На больничной койке лежал седой старый мужчина. Он был такой худой, что из-под обтянутого кожей тела проступали кости. Морщинистое, небритое лицо, с глубокими впадинами, вероятно, из-за отсутствия зубов выдавало его за глубокого старика, хотя на самом деле ему было шестьдесят семь лет. Он отрешенно смотрел в потолок и даже не пошевельнулся посмотреть, кто зашел в палату. У Полины сжалось сердце, и слёзы закапали из глаз. Она бросилась к мужу, начала его целовать, приговаривая «Володя, мой Володя». Старенькая санитарка и вошедшая со шприцем медсестра плакали, глядя на Полину. Уже всех облетела весть, что к Орлову приехала бывшая жена. Медсестра и санитарка вышли из палаты. Полина сидела на краешке кровати, смотрела на Владимира заплаканными глазами и гладила его руку.
– Я приехала, теперь всё будет хорошо, – сказала она.
Из глаз Владимира выкатилась одна-единственная слезинка.
– Ласточка моя прилетела, – хриплым голосом сказал он.
Вся больница с восхищением и с чувством глубокого уважения наблюдала за Полиной, которая самоотверженно ухаживала за мужем. Она буквально дневала и ночевала здесь. Хороший уход, внимание, забота и, главное, бесконечная любовь совместно с традиционным лечением сделали своё дело: Владимир пошёл на поправку. Он стал пить лекарства, принимать пищу и заметно прибавил в весе. Полина отказалась от помощи нянечки и санитарки и сама обслуживала мужа. Примечательно, что Владимир почти ни чего не говорил, только: «да», «нет», «хорошо», «спасибо». Поля тоже молчала, не вспоминала их расставание, ни в чём его не упрекала.– Не хотела, да и ни к чему было это. Она думала только о том, чтобы поставить мужа на ноги.
Прошло около трёх месяцев. Орлов уже стал ходить, опираясь на костыли. Врач сказал, что при его запущенной болезни это очень хороший показатель и что при Полином прекрасном уходе, возможно, он сможет обходиться без костылей.
– Я могу его уже выписать. Просто я не знаю, куда он пойдёт. Мне известно, что он
несколько месяцев жил на вокзале и с бомжами, – сказал врач.
– Как куда? – удивилась Полина. – У него есть квартира в Киеве, мы поедем туда. Если можно – выписывайте!
Придя в палату, она застала Владимира, курящим у окна.
– Вова! Тебя выписывают! – радостно сообщила Поля мужу.
Однако по лицу Владимира было заметно, что эта новость его очень огорчила.
– Ты уже уезжаешь? – спросил Владимир и вдруг … заплакал.
– Володечка! Да ты что?! – бросилась Поля мужу на шею. – Не я уезжаю, а мы уезжаем! Мы едем домой.
– Я не могу, я не имею права, – глухо проговорил Владимир, дрожащими руками прикуривая новую сигарету.
– Ты мой муж, мой единственный муж и должен жить со мной! Слышишь?
В назначенный день она зашла в ординаторскую, чтобы попрощаться с врачами и получить назначения для мужа. Врач, почти Полин ровесник, сказал, обращаясь ко всем, кто был в помещении:
– Если бы у меня была такая возможность, то я поставил бы Полине памятник, как символу женской верности.
Все одобрительно кивали головой в знак согласия.
Володя и Полина вернулись в Киев. Я знаю, что они живут хорошо. И пусть так будет всегда.
        Я обращаюсь к вам, мужчины! Хорошенько подумайте, прежде чем, оставив жену, уходить к другой! Ведь не все способны прощать так, как Полина.
       
АДЕЛЯ ИМАНОВА