Скучный детектив

Владимир Либман
Мироновское экспериментальное предприятие осталось без руководителя.
Прошел месяц, и ко мне в кабинет зашел угрюмого вида человек.
- Меня, вот, из Мироновки направили. К Вам.
- С какой целью?
- На директора...
Мне показалось, что он говорит смущенно.
- Ах, на директора! Садитесь, пожалуйста. Рассказывайте.
- Ну, я закончил Сельхоз Академию…
- Да, Б-г с ней, с Академией! Это кадровики пусть изучают! А мне интересно, что Вы делать собираетесь. Идеи, какие?
Дальше был разговор о перспективах, об оборудовании… Это был очень интересный разговор, но не для читателя…
Время катило к обеду.
Соискатель наклонился к стоявшему на полу портфелю, и вытащил из него бутылку водки…
О! – подумал я, - переходим к водным процедурам и к проверке деловых качеств…
Выпивать мне не хотелось, но не упускать же халяву!
- Знаете, с этим Вам лучше подойти к парторгу Объединения: он принимает активное и главное участие в подборе руководящих кадров…
- А вдруг он не захочет? – с тревогой спросил претендент.
- Как же может он не захотеть? Он ответственный коммунист, и это его работа! Пригласить?
- Да, да! Пригласите, пожалуйста.
Через пять минут Василий Иванович браво зашел ко мне в кабинет, увидев на столе бутылку, одобрительно спросил:
- Что празднуете?
- Вот, Василий Иванович, хочу представить Вам Валерия Булыгу. Он претендует на должность директора в Мироновке.
- Директора? А закуска, где? – как бы в шутку спросил парторг.
- Так я мигом, - встрепенулся Булыга
- Что ж ты сам побежишь, что ли? Будущий директор!- партия начала выковывать нового руководящего кадра, - не твое это дело - за пузырем бегать!
И Василий Иванович нажал кнопку на моем селекторе:
- Светлана, зайди-ка к нам.
Светочка – девушка молодая, свежая, атлетически сложенная, с вставными пластмассовыми передними зубами, отливающими голубизной.
Она недавно стала секретарем директора по протекции Василия Ивановича, и тут же, как утверждали отдельные злые языки, стала его же возлюбленной. Но знали об этом немногие, практически, никто – вахтерши, бухгалтерия, отдел снабжения и группа механиков…
- Светочка! Сгоняй в овощной. Туда «Плиску» вчера завезли.
И обращаясь к кандидату:
- Денег-то дай.
Валера полез в бездонный портфель, вытащил и раскрыл большой бумажник.
Сосредоточенно нашел отделение с деньгами, и выдал Светочке десятку.
- Ха! – радостно воскликнул парторг. От его зоркого глаза отставного полковника Госбезопасности не ускользнуло, - вот же еще четвертак!
Василий Иванович с партийной принципиальностью и открытостью залез в бумажник двумя пальцами, и вытащил притаившуюся купюру…
Я понял, что дело обеспечения Объединения новыми кадрами находится в надежных руках, и ушел, оставив Валерия, парторга и Светочку наедине…
Вечером мне позвонила вахтерша – тётя Маша, и настойчиво попросила меня приехать…
Оказалось, что у Валеры нашлась еще не одна денежка, и в связи с этим он здорово получил по морде…
Он полулежал в моем кабинете совершенно невменяемый, мычал, и выглядел, как жертва разбоя… Василий Иванович знал толк в «дать кому-нибудь по морде»…
Были еще и кое-какие нарушения в интерьере кабинета. Беспомощно болталась у пола телефонная трубка…
Тётя Маша рассказала мне, что Валера принял за чистую монету слова Василия Ивановича о том, что «мы все, как одна семья». И после четвертой бутылки «Плиски» полез Светочке под юбку… Там было совсем недалеко…
Мы с Машей уложили бедолагу на шесть стульев, поставили на стол свежую водичку в графине на случай ночного сушняка, и оставили незадачливого провинциала отдыхать.
Утром, когда я пришел на работу, Валеры уже не было, а в моем кабинете работали два механика и телефонист. Возглавлял работу Василий Иванович.
- Понимаешь, Михалыч, он сам виноват: попёр на Светку буром, ну мне и пришлось его… это… Но он удары держит хорошо. Молодец. Да. Долго я его…
- Говорят, ты вчера хорошо проэкзаменовал Мироновского директора? – строго спросил директор.
- Да, - смущенно согласился я, - не оправдал он. Пить не умеет.
В тот же день директор подписал Приказ о назначении…
Пить - не умеет, ухажер – так себе…
Но инженером Валера оказался блестящим!
Уже через год прославился он своим проектом строительной каптерки.
Это была не просто каптерка, это был замечательный жилой домик, который можно было установить в любом месте. Доставлялся он на площадку готовым. «Заводская сборка». Красивый, удобный, универсальный.
Он был хорош для строителей и для дачников.
И вдруг! Как удар грома!
Хищение.
Ревизия на Мироновском предприятии показала недостачу 6201 руб. 64 коп.
По результатам проверки проведено следствие, и директор признался в том, что деньги растратил он…
- Вот, я Вам говорил, Сергей Иванович! Не умеет он пить!
- Ты не умничай, а поезжай и разберись!
Следователь работу окончил. Впереди только суд, и, очевидно, немалый срок для Валерия.
Следователь материалы следствия не скрывал, и позволил мне посмотреть все документы от начала до конца.
Я схватился за уши, и окунулся в таинственный мир накладных, счетов, справок, платежек.
М-да. Нехорошо. Сидеть тебе, Валерочка. Хотя ты и сын высокого районного начальника… Сумма большая.
Грустно я поехал в дом для приезжих: гостиница такому поселку была не положена.
Не спится.
Я побывал накануне у Валеры дома: он сидел под подпиской до суда.
Ну, хоть убей – не производит он впечатление вора! Скорее, одержимый трудоголик! И живет не как сын Председателя поселкового Совета. Скромно живет. Тихо. Ото всюду торчат смешные рожицы его многочисленных детей. Жена напуганная, бледная, страдалица…
- Валера! Ты, действительно украл?
- Нет.
- А ты ж признался…
- Следователь сказал, что так меньше дадут… Но деваться мне некуда. Недостача налицо… Может, как-то… Может, кто-то…
Да, не густо с опровержениями.
Что ж не спится.
Мысленно перебираю бумажки… Домики, оснастки, комплекты термосов для доставки горячего питания строителям…
Цифры, цифры, цифры… Медленно плывут.
Домик. 3020 руб. 20 коп. Ещё один домик. 3181 руб. 44 коп.
…И еще раз такие же суммы… 3020 руб. 20 коп., 3181 руб. 44 коп.
По два раза видел я эти суммы.
Стоп! Это же сумма недостачи!
Ну-ка, в столбик!
Точно!
3020 руб. 20 коп.
+
3181 руб. 44 коп.
-----------------
6201 руб. 64 коп.
Мистика – как мне пришло в голову складывать эти числа? Просто, наверно, Б-г есть! Иначе – не объяснимо!
Значит, счета выписаны дважды, но ведь оплата произведена один раз.
Стало быть, хищения нет! Есть обычная ошибка бухгалтерии, как-то незамеченная ревизорами, и пропущенная следователем!
Вскакиваю, и бегу среди ночи к Валере.
Он сначала решает, что за ним пришли, но потом быстро соображает, что произошло…
По темному поселку идем-бежим к Валериному папе, и уже «на троих» – к следователю.
Давненько подозреваемый не приходил к следователю домой в три часа ночи.
Утром следствие прекращено в связи с отсутствием события преступления.
Не знаю, кто был счастливее в то утро…
Знаю только, что я был счастлив!