Караваджо

Юрий Басин
       Может быть, некоторые особо внимательные из вас обратили внимание на информацию, которая была в новостях в начале августа этого года. Из Одесского музея Западного и Восточного искусства украли картину, написанную на рубеже XVI и ХVII веков великим итальянским художником Микеланджело Меризи да Караваджо. Картину до сих пор так и не нашли. У меня есть своя версия по поводу этого события. Я не ручаюсь за её достоверность, но зато версия красивая. Вот она:
       На самом деле эту картину нарисовал не Микеланджело Караваджо, а малоизвестный за пределами Одессы художник-самородок Моня Мишурес с Малой Арнаутской. Моня ещё в детстве проявлял выдающиеся способности к рисованию. Особенно ему удавались советские сторублёвки. Правда, он их рисовал только с одной стороны. Его отец, старый Шмуэль Мишурес, уговаривал его нарисовать и вторую сторону купюры, даже лупцевал сына ремнём. Но Моня говорил, что рисовать с двух сторон ему скучно. Тогда старый Шмуэль предложил Моне рисовать маслом картины великих мастеров, их ведь надо рисовать только с одной стороны холста. Моня согласился, и нарисовал ужасный шторм на море и гибнущий корабль. Назвал картину "Девятый вал" и подписал её в правом нижнем углу понравившейся ему фамилией "Айвазовский". Старый Шмуэль выставил картину в окне своей лавки на Малой Арнаутской - для привлечения посетителей и на продажу. Но приехала милиция с экспертом по картинам, который заявил, что эта картина была украдена ещё в 20-х годах из музея в Феодосии. Старый Шмуэль еле отмазался от милиции, и велел Моне больше не рисовать картин отечественных художников. Тогда Моня написал картину "Взятие Христа под стражу", где в образе Христа нарисовал себя, в образе Иуды - старого Шмуэля в молодости, а римскому стражнику нарисовал нос начальника милиции. Картину приобрело за бесценок Одесское Художественное училище как учебное пособие по подделке шедевров живописи позднего Возрождения. Оттуда картина перекочевала в музей. Поскольку Моня из осторожности не стал её подписывать, его авторство было потихоньку всеми забыто, и под картиной появилась надпись "художник неизвестен". Но недавно картину повезли на реставрацию в Киев, где итальянские и английские эксперты определили, что это подлинник работы Караваджо. До этого подлинником считалась одноименная картина, находившаяся в частном собрании в Ирландии. Но эксперты пришли к выводу, что там копия. Поскольку подлинники просто неприлично не воровать, специалисты с Молдаванки тихо и чистенько это сделали. Они-то прекрасно помнили своего земляка Моню, и провели эту операцию под девизом "Сами нарисовали - сами и украли!"
       P.S. Будем считать, что это юмор