Рой

Наталия Макарова
Это было в 1994 году. Тяжёлый год…
Я лишилась работы и находилась в неопределённом состоянии, когда человек совсем потерялся и не знает, что ему делать дальше. Дочь окончила школу и находилась примерно в таком же состоянии. Жили мы на пенсию мамы. Она одна из нас троих по-прежнему знала, что делать и не потерялась.
Я лихорадочно искала работу. Дочь делала то же самое. Хотя ей было всего 17.
Однажды дочь пришла с улицы и позвала меня выйти с ней в коридор. У входной двери стоял огромный пёс, овчарка. Оля сказала: “Можно он будет у нас жить?” Она поймала его на улице, он был ничей, ошейника на нём не было. Я посмотрела на собаку, собака посмотрела на меня. Она будто понимала, что сейчас решается её судьба. У неё было столько отчаянной (последней!) надежды в глазах, что отказать было невозможно. Я согласилась.
Кличка придумалась с ходу – Рой. Он понял кличку сразу, будто с самого рождения и был Роем.
Рой стал жить с нами.
***
Тут надо рассказать о том, что Оля прирождённая дрессировщица. У нас жил кот Тим, и она его дрессировала. Откуда у неё такие наклонности и способности – ума не приложу! Тим её слушался, выполнял почти все её команды. Умный тоже был котище! Однажды ко мне пришла в гости приятельница. Мы сидели в комнате, пили чай. А потом приятельница пошла зачем-то на кухню, и ей надо было пройти мимо другой комнаты, где в это время находился Тим. И он выпрыгнул на неё, как разъярённый лев, вцепился ей в ногу и сильно укусил. И как он мог чувствовать, что женщина эта – плохой человек? И ведь он правильно чувствовал!..

Оля начала дрессировать Роя. Сначала было очень непросто, Рой плохо поддавался дрессировке, наверное, потому что он был уже далеко не щенок, а взрослый пёс. Однажды Оля приучала его отдать ей по команде мосол. Я чуть с ума не сошла от страха, что он её разорвёт на части. Рой забился под стол с мослом и яростно рычал на Олю. Но она настаивала, чтобы он отдал мосол. Не в силах больше наблюдать эту сцену, я вышла в коридор и нажала кнопку звонка. Рой забыл про кость и с лаем выскочил в прихожую. Ситуация разрядилась.
Постепенно Рой начал слушаться команд Оли.

Тим сразу же принял Роя, как своего. Никаких конфликтов не возникло, оба относились друг к другу вполне дружелюбно. А вот Оля начала ревновать ко мне Роя, потому что он очень сильно любил меня. Это проявлялось во всём. Однажды Оля уехала в летний лагерь, чтобы там поработать. Она взяла с собой Роя. Когда они возвращались, я их встречала на автобусной остановке. Не могу описать словами, как Рой бросился ко мне. С визгом радости! Это был неописуемый собачий восторг! Иногда Оля даже пресекала его излияния радости от встречи со мной.
***
Вскоре Оля устроилась на работу в ВО (вневедомственная охрана). Взяли её туда благодаря Рою. Он был уже совсем обученной собакой и в этой работе очень пригодился. Так началась Олина карьера милиционера-кинолога.
Но перед этим было ещё одно событие. Отношения наши с дочерью складывались очень сложно. И вот Оля ушла на квартиру, взяв с собой и Тима, и Роя. Жила она у одной бабушки. Несколько дней я ревмя ревела, а потом не выдержала и поехала к ним. Приезжаю, звоню. Слышу лай Роя. Оля, конечно, сначала вывела его на балкон, потому что не знала, кто звонит. Потом открыла мне дверь, я вошла. Она выпустила Роя с балкона. Как он бросился ко мне!..
Разделась я (дело было поздней осенью, меня разбил радикулит, видимо ещё от сильного расстройства). Зашли на кухню, сели за стол. Тим сразу запрыгнул ко мне на колени и стал принюхиваться к пакету в моих руках. Хозяйка квартиры тоже вышла на кухню, стала что-то давать Тиму, чтобы он не лез к моему пакету, но это было бесполезно.
Ну, сели мы, стали разговаривать. Тим у меня на коленях, Рой напротив, рядом с Олей сидит, смотрит на меня с таким вниманием, будто не желает пропустить ни одного моего слова. Я говорю: “Рой, пойдём домой!” Как он рванулся да взвизгнул! Будто и вправду понял мою фразу. Оля его осадила резко.
Поговорили… Разговор, понятно, не из лёгких был.
Начала я собираться домой. Вышла в прихожую, обулась, еле разогнула свою спину больную и прислонилась к стеночке. И вдруг Тим прямо с полу запрыгивает на меня, прямо на грудь. Я просто обалдела. Обняла его руками. Это он, значит, хотел сказать: “Уходишь, да? А как же я? Меня не берёшь с собой?”
Через некоторое время после моего визита Оля с компанией вернулись домой.
***
Прошло более двух лет. Оля работала, я тоже нашла работёнку – продавала газеты на рынке. Сейчас никак не могу вспомнить, по какой причине Оля решила отдать Роя своему сослуживцу, тоже работавшему в охране. То ли она хотела взять другую собаку, то ли иная была причина. И вот новый хозяин пришёл за Роем. Не буду описывать сцену прощания… Было до боли жалко… Новый хозяин и Оля стояли в прихожей и о чём-то тихо говорили, я стояла рядом и смотрела на Роя. Рой ещё ничего не знал, он мог только чувствовать, что сейчас навсегда покинет нашу квартиру. Они ушли…
***
Прошло ещё полгода. Оле исполнилось 20 лет. Я дала ей по этому случаю денег, чтобы она приобрела себе подарок. Мы поехали с ней в Торговый центр за подарком. В одном отделе Оля покупала фотоаппарат. А рядом с этим отделом был отдел ювелирных изделий, который охранялся. И охранял его как раз новый хозяин Роя. И Рой был с ним. Вдруг мой взгляд случайно направился вглубь отдела – и я увидела Роя! Конечно, сразу позвала. Он поднял голову, взглянул на меня и сразу же узнал. Подбежал к прилавку, но обняться нам мешал прилавок. Пришлось хозяину вывести его в общий зал. Мы обнялись, я ласково трепала его по шее. И вдруг Рой резко развернулся и с яростным рычанием бросился в сторону прилавка, рядом с которым стояла Оля. Хорошо, что в руках у хозяина был поводок, и он смог удержать Роя. Потом я спросила Олю, чем объяснить ярость Роя. Она ответила: “Наверное, он считает меня предателем”.
***
Следующим летом, ровно через год я проходила по территории Торгового центра и вспомнила Роя. Решила зайти в пункт милиции, где и работал его новый хозяин. Мне повезло: хозяин вместе с Роем оказались на месте. Мне позволили пройти вглубь помещения, где находился Рой. Я подошла к Рою и была очень удивлена, что он не бросился мне навстречу, как обычно. Я сказала: “Рой, ты меня не узнаёшь?” Его реакцию очень трудно передать словами. Это надо было видеть! Он демонстративно отвернулся от меня, в его глазах стоял немой укор… “Я тебя так любил, а ты тоже меня предала”, – так можно было истолковать его поведение. Никогда не смогу забыть этот собачий взгляд! Из моих глаз потекли слёзы…

3.09.08 г.
г. Саратов