Моя родословная в истории моей страны

Лилия Фрайзингер
« Моя родословная в истории моей страны»

Изучать свою родословную я начала с 11 лет, когда приняла участие в работе научно-практической конференции «Мой город», организованной музеем истории города Иркутска для школьников. (1) Я очень увлеклась изучением своей родословной и после конференции продолжила работу по расширению и углублению истории своего рода. Кроме того, я пишу об этом, чтобы всё это осталось навсегда в моей памяти и в моём сердце. Из продолжительных бесед со своим дедушкой Ильёй Григорьевичем и бабушкой Сарой Абрамовной Фрайзингер, а также с их родными я получила много дополнительной информации о своих предках по родословным Фрайзингеров, Шерманов, Белинских, Коганов. Об истории рода Рейнгольдов и Фризеров много я узнала от своего дедушки Рейнгольда Бориса Михайловича, который также работает над составлением истории своих предков, а все сведения о жизни Болотиных и Каплунов, проживающих на западе России, мне рассказала моя бабушка Фаня Гиршевна Болотина (в замужестве Рейнгольд).
На основе полученных сведений я составила «родословное древо» о своих предках. Мой доклад «Моя еврейская родословная в истории моей страны» был номинирован на 6-м Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории», «Россия XX век» (2004г). Выступила с докладом в иркутском обществе «Родословие».
В настоящей работе я остановлюсь подробнее на истории рода Фрайзингеров и рода Рейнгольдов и коснусь жизни других родных, поскольку они тесно связаны с историей этих двух родов. Я выбрала Фрайзингеров и Рейнгольдов, потому что это фамилии моих родителей, и они для меня самые близкие и дорогие люди.
 Моя фамилия Фрайзингер означает в переводе с немецкого языка «Свободный певец». Фрайзингеры прибыли в Сибирь из Литвы, из города Вильно (ныне Вильнюс) в XIX веке. Год их приезда в Сибирь неизвестен.
Мой прапрапрапрадедушка Фрайзингер Иуд был николаевским солдатом и служил ещё при императоре Николае I. Принимал участие во многих военных кампаниях. Отслужив в царской армии 25 лет и выйдя в отставку, Иуд Фрай-зингер женился в возрасте 45 лет и переехал в Иркутск с семьёй на постоянное место жительства. Николаевским солдатам царское правительство разрешало селиться в городах вне черты оседлости. Его родные официально стали относиться к крестьянскому сословию. Имя жены Иуды не сохранилось. У него родился сын Герш – мой прапра-прадедушка. У Иуды Фрайзингера было ещё два сына и дочь, имена их, к сожалению, утеряны.
Герш работал ломовым извозчиком (балагула), у него была лошадь, и он извозом зарабатывал себе на жизнь. Его жену, мою прапрабабушку звали Сима. Она была домохозяйкой.
 Жили тяжело. У них было четверо детей: три сына - Иуда, Гедалий, Семён и дочь Алта. Прапрабабушка Сима стирала, готовила, обшивала всю семью, заботилась о муже и детях. Жили очень дружно. Как правило, дети рано начинали трудиться и приобретать себе профессию. Моему прадедушке Гедалию Гершевичу была присвоена квалификация «парикмахера первой руки», и ему было разрешено открыть свою парикмахерскую. В семейном архиве сохранилось «Свидетельство Иркутской общей ре-месленной управы», где сказано, что Фрайзингер Гедалий Гершевич является парикмахером. Они жили на улице Саламатовской (ныне ул. Карла Либкнехта), недалеко от синагоги, там же была и парикмахерская. Среди его клиентов были купцы, актеры, ремесленники, мастеровые и служивый люд.
Его брат Семён Гершевич Фрайзингер участвовал в I мировой войне, был в австрийском плену (имеется фотография). Он был награждён солдатскими Ге-оргиевскими крестами. Эти награды были изъяты в 1936 г., когда он был репрессирован. Но ему удалось освободиться из тюрьмы, ему помог в этом его родной брат Гедалий. Из тюрьмы он вышел совершенно больным человеком. По профессии Семён Гершевич был фотографом.
       К сожалению, его сестра Алта рано умерла от туберкулёза, оставив девя-тимесячную дочь Фаю.
Эту девочку потом удочерил Гедалий и его жена Роза. Тогда у них ещё не было своих родных детей. Через 9 лет в 1924г в Иркутске у них родился сын Энах Гедальевич (Илья Григорьевич) – мой дедушка, которого я хорошо помню.
После окончания 8-ми классов в 1940 году мой дедушка Илья поступил работать на Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ) имени В.В. Куйбышева, освоил профессию фрезеровщика. Началась Великая Отечественная война, и завод переключился на выпуск снарядов и мин для фронта. Рабочие завода, как военные, находились на казарменном положении.
Когда моему дедушке не исполнилось ещё и 18 лет, он пошёл добровольцем на фронт. Вначале он служил в Монголии. Затем он воевал на 3-м Украинском фронте, служил в пехоте, был десантником, автоматчиком и связистом. Принимал участие в форсировании Днепра и Южного Буга, в освобождении Румынии и Австрии. Во время войны его родители получили на него две похоронки, но, слава Б-гу, дедушка Илья остался жив.
Дедушка Илья много рассказывал мне о прошедших боях, о бомбежках, о взятии некоторых городов. День Победы 9 мая 1945 года он встретил в Австрии, недалеко от г. Вены. Во время войны он был контужен и ранен. С 1945 по 1947 год он служил гвардии сержантом в Румынии и Болгарии и демобилизовался в 1947 году. Он был награждён 11 медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени.
После войны он закончил Иркутский финансово-экономический институт по специальности «финансы» с красным дипломом. Много лет он работал на-чальником штатного отдела финансового управления облисполкома г. Иркутска. Он был награждён орденом «Знак почёта», медалью «Ветеран труда» и знаком «Отличник финансовой службы». В газете «Экономист» о моем дедушке Илье Григорьевиче Фрайзингере была опубликована статья, вот выдержки из неё: « ... Пришёл в институт, уже шагнув за своё 30-тилетие. Учиться было труднее, но он был настойчив, сидел по ночам над учебниками, решая сложные задачи, читая книги до рези в глазах, до головной боли» (2).
В газете «Менора» была опубликована моя статья о моём дедушке. Вот выдержки из неё: «… Он часто беседовал со мной, много мне рассказывал о своей нелёгкой жизни. Дедушка любил читать художественную литературу и собрал для меня большую библиотеку» (3). Он занесён в книгу почёта Облис-полкома г. Иркутска. Мой дедушка умер в возрасте 75 лет от инфаркта и похоронен на аллее ветеранов еврейского кладбища в Ново-Ленино.
Моя бабушка Сара Абрамовна (Серафима Аркадьевна) происходит из рода Шерман. Её предки родом из Белоруссии. Мой прапрадедушка Рувим Иудович Шерман родился в 1862 году в г. Минске, с 1882 года жил в г. Иркутске. Он был сапожником-самоучкой. Много лет Рувим Иудович проработал на заводе им. Куйбышева сторожем. Мой прапрадедушка каждый день ходил в синагогу молиться, был кантором.
Мой прадедушка Абрам Рувимович Шерман проживал сначала в г. Черемхово Иркутской области, затем в Иркутске. Он участвовал в гражданской войне, служил в 5-й армии под Иркутском. По профессии был парикмахером.
В 1941 году, он пошёл на фронт. Сначала служил в аэростатных войсках, потом был пехотинцем. Участвовал в боях под Москвой, в боях за Великие Луки, в освобождении Польши, дошел до Берлина. Мой прадедушка был ранен. Он был награждён многими медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы» и др. Закончил войну под Берлином. Он умер в 1964г.
Его жена Хава Иосифовна Шерман происходит из рода Белинских. Она была образованной и культурной женщиной. Последние 30 лет проработала секретарем-машинисткой в редакции газеты «Восточно-Сибирская Правда» и пользовалась там большим уважением. Была отличной хозяйкой и очень вкусно готовила еврейские блюда. Мои родные Фрайзингеры, Шерманы, Белинские, Коганы, а позже и Рейнгольды собирались по традиции у Хавы Иосифовны – она была как бы главной в этой большой и очень дружной семье. У неё было две дочери – Сара (моя бабушка) и Рада. Хава Иосифовна умерла в 1986 г. примерно за месяц до моего рождения.
Моя бабушка Сара родилась в 1930 году. Она по профессии рентген-лаборант, 40 лет проработала в иркутской городской больнице №3 и в своём коллективе пользовалась заслуженным уважением. Вела большую обществен-ную работу и была членом КПСС. Сара Абрамовна Шерман вышла замуж за Илью Григорьевича Фрайзингера, и в 1958г у них родился сын Михаил - мой папа.
 Фрайзингер Михаил Ильич после окончания школы закончил фельдшерское отделение медучилища. Затем он поступил в Иркутский медицинский институт на заочное отделение, а потом студентов перевели на очное отделение. Он работал фельдшером в травмпункте № 1 при городской клинической больнице, в городской больнице №3. Окончив институт, он стал работать врачом-терапевтом в городской больнице №5.
С 23 сентября по 7 ноября 1995 г. в качестве военного врача терапевта мой папа находился в служебной командировке в Чеченской республике, оказывал медицинскую помощь военнослужащим и гражданскому населению. За отличную работу в Чечне он был награждён почётной грамотой МВД, ему была объ-явлена благодарность. В настоящее время работает врачом терапевтом в УВД при Министерстве юстиции. Мой папа очень любит медицину, спорт, коллекционирует марки и монеты, увлекается шахматами.
Рейнгольды прибыли в Иркутскую губернию не по своей воле где-то в конце 80-х начале 90-х годов XIX века. С 1890 года самодержавие ввело черту оседлости для сибирских евреев, а с 1907 года – так называемое «условное право жительства». И в соответствии с чертой оседлости мой прапрадед Арон Григорьевич Рейнгольд поселился на севере иркутской губернии в посёлке Бодайбо и работал управляющим на золотых приисках у известного иркутского купца и золотопромышленника Якова Давидовича Фризера. Когда я делала доклад в обществе «Родословие» мне сказали, что на выставке, посвящённой юбилею начала добычи золота в Иркутской губернии, демонстрировались предметы быта Рейнгольдов и Фризеров. А в редком фонде библиотеки ИГУ имеется фотография, на которой были сняты иркутские золотопромышленники - Фризер Я.Д. и др. На этом снимке имеется и Арон Рейнгольд.
Его жена Гальперина Елизавета Михайловна родом была также из Украи-ны. К сожалению, о родственниках Рейнгольдов и Гальпериных, оставшихся на западе, сведения отсутствуют.
В поселке, где проживали семьи приискателей, была маленькая еврейская община, и дети получали обязательное религиозное начальное образование. Для этой цели в посёлок приглашали меламеда, а иногда даже раввина.
 В семье моего прапрадедушки было четверо сыновей – Борис, Яков, Давид, Михаил и дочка Рахиль. Арон Рейнгольд был довольно состоятельным и образованным человеком, своим детям по тем временам он дал хорошее обра-зование. Трое его сыновей (и в том числе мой прадедушка Михаил Рейнгольд) окончили до революции реальное училище в г. Томске – крупном культурном центре Сибири. У прапрадедушки были собственные большие дома в городе Иркутске. В революцию, как прииски, так и дома национализировали. Мой прапрадедушка вскоре в 1922 году умер в этом городе.
Мой прадедушка, Рейнгольд Михаил Аронович, родился в 1903 году на севере Иркутской губернии. Имел два высших образования – юридическое и строительное. Но по ряду причин юридическую работу он оставил и стал рабо-тать в строительстве, пройдя путь от десятника до заместителя главного инже-нера ОКС (отдел капитального строительства) авиамоторного завода №16 в г. Воронеже.
Михаил Аронович вместе с женой Марией Зиновьевной Фризер (в замужестве - Рейнгольд) и детьми ездили по всей стране - он работал строителем на золотодобывающих фабриках Казахстана, на стройках в Подмосковье и в Воронеже, а его жена (моя прабабушка) работала там же врачом.
В 1941 г. мой прадедушка пошел на фронт. Он был стрелком отдельного лыжного батальона 69-й стрелковой дивизии. Эта дивизия в то время вела боевые действия в районе села Брянцево Дмитровского района Орловской области. Он был дважды ранен, а потом пропал без вести. У нас сохранилась похоронка, где сказано о его гибели 2 марта 1943 года.
Мой прадедушка занесён в Книгу Памяти жителей Иркутска и Иркутской области, погибших в Великую Отечественную войну. У нас сохранились его письма с фронта. Мой дедушка Борис Михайлович – его сын читает эти письма нам в День Победы.
Моя прабабушка Фризер Мария Зиновьевна родилась под Иркутском в 1901г в большой бедной семье. Её отец Зиновий Григорьевич Фризер и мать Мария (Мирьям) Ароновна Розенблат прибыли в Иркутскую губернию в 90-е годы из Украины также не по своей воле. О судьбе их родных, оставшихся на Украине, нам почти ничего не известно, но мы знаем, что моя прапрабабушка Мирьям была очень религиозной. Она была близкой родственницей известного на Украине цадика, и в память об этом цадике, который по преданию прожил почти 100 лет, дали имя моему дедушке Борису Михайловичу.
Мой прапрадед Зиновий Фризер (однофамилец золотопромышленника Я.Д. Фризера) был лучшим мастером по обжигу кирпича на старом Лисихинском кирпичном заводе Иркутска. В его семье было шестеро детей: Яков, Дина, Мария (Минделе – моя прабабушка), Елена, Бася и Александр.
Мария, как и все дети, училась в хедере, потом поступила в гимназию и была одной из лучших ее учениц. В 1916 г. умер мой прапрадедушка, и семья оказалась в тяжёлом материальном положении, т.к. старший сын Яков был на фронте первой мировой войны, а в семье осталось пятеро детей. Посильную помощь семье Фризер оказывали некоторые состоятельные евреи и синагога.
Моя прабабушка рассказывала моей маме Елене Рейнгольд (в замужестве Фрайзингер) о том тяжёлом времени. Мария стремилась к образованию, и после гимназии она поступила на медицинский факультет Иркутского университета, который закончила в 1929 году.
 В то время в университете уже преподавал Х.Б Ходос, в будущем профес-сор неврологии с мировым именем. (Моя бабушка Фаня вспоминает, когда она училась в Смоленском мединституте в 1946-1951 гг., студенты буквально гонялись за учебником профессора Ходоса). Он окончил университет на несколь-ко лет раньше моей прабабушки.
Мария Зиновьевна вышла замуж за Михаила Ароновича Рейнгольда, в 1928г у них родился сын Борис (мой дедушка), а в 1930 г. дочь Виолетта.
С началом войны семья Рейнгольд была эвакуирована из Воронежа в Казань вместе с заводом, на котором работали родители моего дедушки.
Мария Зиновьевна всю войну проработала в эвакогоспитале № 2782.С этим госпиталем она и её дети осенью 1943 г. перебазировались в Тулу поближе к фронту. Война ещё была в самом разгаре.
За спасение жизней бойцов Красной Армии она была награждена Почётной грамотой Министерства здравоохранения СССР и медалями «За Победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Во время Отечественной войны в Кировоградской области на Украине погиб двоюродный брат моего дедушки Бори Зиновий Яковлевич Фризер, отец которого был участником первой мировой войны и побывал в немецком плену. Зиновий Фризер занесен в Книгу Памяти жителей Иркутска и Иркутской области, погибших в Великой Отечественной войне.
После войны Мария Зиновьевна с детьми переехала в Иркутск к своим родным сёстрам Фризерам. Жили очень бедно, но родные всегда приходили на помощь. Она умерла в 1983 году.
Борис Михайлович в 1952г окончил Иркутский горно-металлургический институт и был направлен работать на Кировоградский медеплавильный завод в Свердловскую область. Работал мастером, затем руководителем металлургической группы исследовательского отдела завода.
Однажды, находясь у друзей и рассматривая фотоальбом, он увидел фото-графию девушки, и захотел с ней познакомиться и встретиться. Она работала в селе Шурала врачом в детском доме, где находились на лечении дети, больные туберкулёзом. Они познакомились, полюбили друг друга, поженились в 1953 г. и больше уже никогда не расставались. Затем переехали жить в Иркутск. Это была моя бабушка Фаня Болотина (в замужестве Рейнгольд).
В 1954г у них родилась дочь Елена – моя мама. Затем, в 1958 г. сын Григорий. Мой дедушка 41 год проработал в институте Иргиредмет. Защитил канди-датскую диссертацию в 1966 г. Он занесён в Книгу почёта этого института, имеет много научных работ и публикаций.
Мой дедушка занимался технологическими испытаниями руд многих но-вых месторождений (в том числе и крупного месторождения золота «Сухой Лог» в Бодайбинском районе Иркутской области), изучением новых процессов в металлургии. Очень много времени провёл в командировках, изъездил всю страну, проводил испытания в Забайкалье (пос. Вершина Дарасунский, г. Ба-лей), в Западной Сибири (рудник Берикуль), в Казахстане (г.Усть-Каменогорск) и др.
Моя бабушка Фаня Гиршевна (Фаина Григорьевна) происходит из рода Болотиных, которые проживали в Смоленской области и прилегающих к ней районах Белоруссии. Она родилась в 1928г в г. Рославле Смоленской области в семье сапожника Гирша Исаковича Болотина.
У моего прапрадедушки и моей прапрабабушки было три сына: Михаил, Гирш, Саул и три дочери: Соня, Злата (Зина) и Гита (Галя).
Михаил работал бухгалтером, умер молодым от туберкулёза. У Гирша был очень хороший голос и слух. Однажды благородный пан, проходя по улице, ус-лышал прекрасный голос еврейского мальчика, вначале предложил, а затем от-правил мальчика в Харьковскую консерваторию. Там Гирша, стали обучать му-зыке, но вскоре учение пришлось прекратить из-за смерти мецената.
Гирш происходил из бедной семьи и его отец, сапожник, с раннего детства стал обучать сына своему нелегкому ремеслу, и оно ему пригодилось, когда он остался один в Харькове в 14 лет без средств к существованию.
Гирш Исакович участвовал в гражданской войне, был ранен и контужен, получил инвалидность. Был отличным мастером своей профессии.
Он принимал деятельное участие в художественной самодеятельности и награждался ценными призами. Он помогал своим сёстрам получить образование. В послевоенное время в Рославле благодаря чудесному голосу Гирша Исааковича пригласили в синагогу на место кантора, хотя он и не был очень религиозным человеком.
Соня была домохозяйкой. Злата - врачом-педиатром. Галя работала на «Мосфильме» оператором.
Мама моей бабушки Фани происходит из рода Каплун, которые проживали в той же местности, где жили Болотины. У моего прапрадедушки Каплуна Наума и его жены Сойре-Бейле было четыре сына: Лейб, Симон, Исак и Хаим-Лейб. и три дочери: Доба, Соня и Лея.
Женщины были домохозяйками, Лейб – провизором, Симон и Хаим - Лейб – сапожниками, а Исак стал кадровым военным Красной Армии. Семья была состоятельной, жили хорошо.
Моя прабабушка Лея Наумовна родилась в 1900 г, она была очень красивой женщиной, трудолюбивой, мастерицей на все руки. Мне дали её имя.
В семье Болотиных было трое детей: Исак, Фаня и Борис. Когда началась Великая Отечественная война, немцы быстро захватили западные районы Советского Союза и семья Болотиных вместе со школой, в которой училась моя бабушка Фаня, эвакуировалась в Тамбовскую область. По дороге эшелон бомбили, были жертвы.
Почти все наши родные, которые остались на оккупированной фашистами территории, погибли. Я их сейчас назову: в местечке Хотовичи Могилёвской области погибла моя прапрабабушка Каплун Сойре-Бейле, её сын Хаим-Лейб, его жена (имя её бабушка Фаня не помнит), их трое детей – Эся (Эстер), Оля и Абрам. В местечке Рудне (Родне) Могилёвской области погибла родная сестра Гирша Болотина Соня и её трое детей - Сима, Зяма и Борис. В Евпатории был казнён Саул Болотин – родной брат Гирша Болотина, который был председате-лем колхоза. Его выдали лучшие друзья.
Исак Каплун участвовал в финской войне. Во время Великой Отечественной войны он командовал танковой дивизией. Был полковником, награжден многими орденами, и в том числе орденом Ленина и орденом Александра Невского. После войны руководил танковым училищем в г. Ульяновске.
В эвакуации в Тамбовской области Болотины сначала работали в колхозе, затем перебрались в г. Рассказово.
Старший брат бабушки Фани Исак Болотин из 9-го класса был призван в армию, воевал, дошёл до Берлина. Имел боевые награды. После войны он учился и стал адвокатом.
В 1943г. после освобождения Смоленской области от оккупантов семья возвратилась в Рославль. Город был разрушен и дом, который Гирш Болотин построил до войны, сгорел. Все надо было начинать с начала.
В 1946 г. Фаня Болотина окончила среднюю школу и поступила в Смоленский медицинский институт, который окончила в 1951г и получила направление на работу в Свердловскую область в кержацкое село Шурала. А как она познакомилась с моим дедушкой Борей, было сказано выше.
Бабушка Фаня 40 лет проработала врачом и в том числе 30 лет в туберкулёзном диспансере. Много больных вылечила от этой тяжёлой болезни. В коллективе и у больных пользовалась авторитетом.
Моя мама Елена Борисовна после окончания школы поступила в Иркутский политехнический институт и стала инженером-обогатителем.
Работала в Иргиредмете, затем на слюдяной фабрике, на радиозаводе, в институте земной коры СО АН СССР, в Облоно. В настоящее время домохозяйка. Она любит читать книги. Книги для нее все. Любит ходить в театр, в кино. Увлекается национальными еврейскими традициями.
В 1986 году она вышла замуж за Михаила Ильича Фрайзингера, а в декабре 1986 года у них родилась я, Лилия Фрайзингер.
Выводы. Мои предки прибыли в Сибирь в XIX веке и проживали в тяжёлых условиях. До революции 1917 г. большинство из них следовали еврейским традициям и религиозным обрядам. Среди них были парикмахеры, сапожники, портные, ломовые извозчики с одной стороны, золотопромышленники и состоятельные люди с другой стороны. Они принадлежали к разным социальным слоям богатым и бедным, но что удивительно, это, то, что эти люди со временем между собой породнились.
Большинство поддержало Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию, потому что они думали, что большевики освободят их от национального гнёта, но всё равно, не все хорошо относились к новой власти, так как у богатых все национализировали. Интересно, что на стороне белых у нас никто не воевал, хотя были те, кто имел военный опыт: служил в царской армии, принимали участие в I Мировой войне.
В советское время были сапожники, портные, врачи, педагоги, финансисты, инженеры, военные и другие.
Трудились на благо своей Родины, участвовали в строительстве социализма. Некоторые из родственников были репрессированы. Участвовали в Великой Отечественной войне. Многие из них погибли в Холокосте, на оккупированных территориях Советского Союза. Но всё это их не сломило. Они очень любили своих детей, заботились друг о друге, не оставляли своих родных в беде, всегда приходили на помощь. Честно и упорно трудились, чтобы получить высшее образование и дать образование своим детям. Они упорно шли к намеченной цели, преодолевая все трудности на своём пути.
У каждого была своя судьба, и она должна быть темой отдельного исследования. Изучая родословные, истории своих семей мы лучше постигаем реальные проблемы истории своей страны.

Источники
1. Фрайзингер Л.М. Моя родословная.// Мой город. Администрация г. Ир-кутска. Музей истории г. Иркутска - Иркутск. 1999. с. 44-45.
 2. Валентинова О. «Жизнь прожить честно».// «Экономист», №2 (242), 19 января 1987 г. Издание Иркутского института народного хозяйства.
3. Фрайзингер Л.М. «Про моего дедушку» // «Менора», №6-7 (13-14), 14 сентября 2001 года. Орган Еврейского культурного центра г. Иркутска.

Фрайзингер Лилия Михайловна, студентка факультета «Филологии и журналистики» ИГУ 4-го курса з/о.