СЫН

Владимир Крылов
         2 года 2 месяца
       Кушает капусту. Я:
- Ты у меня зайчик?
- Нет!
- А кто же ты?
- Мой сын!
(Я часто ему говорил: «Ты – мой сын»).
 
       Бабушка Саша одевает Егорку для прогулки. Вдруг входит бабушка Таня и начинает активно руководить, как и что надевать, вторгаясь не в свою область. Егорка берёт её за палец, ведёт на кухню, сажает на стул и говорит:
- Баба, ам-ам-ам!

2 года 5 месяцев
       Собираются к врачу. Егорка:
       - Тётя доктор будет в белом халатике и шапочке и скажет: «Какой хороший мальчик!».

       2 года 6 месяцев
       После дождя гуляет в резиновых сапожках. Очень любит ходить по лужам. Зашёл в большую глубокую лужу и ходит взад-вперёд. В одном месте на дне неровность, и он постоянно там спотыкается. Я каждый раз предупреждаю: «Смотри, упадёшь!». Но он не обращает внимания и, в конце концов, падает плашмя на живот. Весь мокрый, идёт со мной домой, понимает, что виноват, несколько раз говорит: «Мама заругает!».
И вдруг мне приходит в голову проверить, какие понятия о справедливости у него сложились. Я говорю:
- А ведь мама и меня заругает за то, что ты упал и вымок. Как ты думаешь, правильно это?
- Неправильно!
- А кто виноват?
- Егорка!
       Я был поражён. Как он это понял? Ни разу он с подобной ситуацией не сталкивался. Откуда он знает понятия: «вина», «справедливость»?

       Боится пылесоса. Я часто вечером ловлю пылесосом комаров. Он очень любит наблюдать эту процедуру, забившись в угол на кровати. Я решил приучить его к пылесосу, поднёс к нему трубу, но он вытянул вперёд ручки и закричал: «Нет! Нет!». Тогда я, желая показать, что в пылесосе нет ничего страшного, поднёс трубу к Марине, и её халат притянулся к трубе. И вдруг Егорка бросился к ней по кровати, обхватил за шею и заслонил собой от страшного пылесоса!

       2 года 8 месяцев
       За ужином я читаю газету. Он тоже взял газету, называет буквы в каком-то заголовке: «К, У, Р…». Я спрашиваю:
- Ну, что, интересная газета?
- Да!
- И о чём же там пишут?
- Как люди в Африке живут!

       2 года 9 месяцев
       Я стираю на даче пелёнки. Отошёл на минутку, возвращаюсь: тазик с табурета опрокинут, пелёнки на траве, и среди мыльной лужи возится Егорка. Я взорвался: «Ах, ты, такой – сякой, что наделал, долго ты будешь мне мешать?». Он спокойно переждал мою тираду с полным сознанием своей правоты и проникновенно ответил: «Папа! Я тебе помогаю!».

       2 года 11 месяцев
       Сидит в своём высоком детском стульчике, кушает и всё время лезет в суп левой ручкой. Я раз ему сделал замечание, другой, третий… В конце концов, я сказал: «Егорка! Ещё раз залезешь, – я привяжу твою ручку!». Он тут же сунул её в суп. Я взял верёвочку и привязал левую ручку к подлокотнику. Разумеется, я был готов тут же отвязать её, если бы он стал сильно вырываться или заплакал. Но он совершенно спокойно выждал, пока я закончу, затем очень тихонько подёргал ручку, убедился, что она привязана, и стал спокойно кушать суп, после каждого глотка трогая ложечкой верёвку на ручке. Съев несколько ложек, он снова подёргал ручку, убедился, что она всё ещё привязана, и вдруг спокойно произнёс:
- Папа – кака.
       Потом для верности ткнул в меня пальчиком и повторил:
- Папа – кака.
       Ни до, ни после этого случая он никогда не применял слово «кака» ни к чему живому, и вообще ни к чему, кроме каких-нибудь грязных пятнышек, обрывков,… в общем – мусора.
       Я был поражён таким абстрагированием этого понятия и вообще всем его поведением и тут же развязал его.

       3 года 1 месяц
       Гуляем в парке Ленина. Вдруг Егорка заявляет:
- Папа! Я пукаю!
       Я с недоумением:
- Ну и что?
       Он, раздражённый моей непонятливостью:
- Когда люди пукают, они хотят какать!

       3 года 2 месяца
       Я заболел гриппом, сижу дома с марлевой повязкой на рту. Через несколько дней Марина вообразила (ошибочно), что она тоже заболела, и тоже надела повязку. Егорка поглядел на нас и говорит:
- Папа заболел, мама заболела, я – маленький, я не могу на работу ходить, кто же будет денежки зарабатывать?
       Марина говорит:
- Ну, придётся тебе работать: хоть ты и маленький, но больше некому.
       Он сразу нашёлся:
- Нет, пусть мишка ходит на работу! (большой игрушечный медведь, его любимец).
       Ходили в гости. Туда и обратно ехали на такси, долго, в темноте. Вошли в квартиру:
- Наконец-то мы вернулись в Ленинград!
 
       5 лет 8 месяцев
Лето. Мы с женой и сыном возвращаемся с пляжа, заполненного загорелыми телами, садимся обедать. И тут наш пятилетний сын задумчиво спрашивает:
- Вот интересно, почему так устроено: если у женщины лицо красивое, то ноги толстые, а если ноги красивые, то лицо некрасивое ?
Жена растерянно молчит. Никогда женские достоинства не были предметом обсуждения в нашей семье. Я сохраняю невозмутимый вид, но меня распирает от хохота: «Мужик растёт! В меня!».
Жена обретает дар речи и начинает лепетать, что, вообще-то, иногда бывает красивым и то, и другое, но главное в человеке - внутренняя красота, чтоб и душа, и мысли… Сын терпеливо пережидает, пока она выдохнется, и целенаправленно продолжает:
- Я понимаю, что ты - моя мама, и ты для меня, конечно, красивая, но вот интересно, если бы ты не была моей мамой, что бы я про тебя думал: что у тебя лицо некрасивое, или ноги толстые ?
У жены такой вид, будто перед ней явился вампир. Я дипломатично молчу...