От простого к сложному

Пахом Счастливый
Кто бы мог предположить ещё совершенно недавно, что наступит то время, когда в различных средствах массовой информации всерьёз начнут обсуждать вопрос о замене печатного и такого привычного всем слова на бумажном листе - электронным?.. Разве что, - умудренные технической и научной стороной прогресса – писатели-фантасты. Но так ли это невероятно? Попытаемся разобраться.

В самой основе данного вопроса заложено некоторое противоречие: в роли носителей печатного слова уже долгое время с очевидным успехом выступают широко распространённые, но заметно вытесняемые современностью, передающие устройства: собственно – газеты, книги, и журналы; радио, телевидение… И, как – претендующая на ведущее направление в СМИ нового столетия, глобальная сеть – Интернет. «Всемирная паутина». Что же мешает?

Прежде всего, сдерживающим фактором технократического «прорыва», а речь в конечном итоге идёт именно об этом, является низкий уровень жизни наших граждан, который состоит, как известно, не только из одной лишь материальной неуверенности (по официальным данным – 20 млн. человек!), но и низкого уровня образования, продолжительности жизни… То есть – средства электронной передачи мысли путём трансформации последней в слово, - должно стать таким же естественным и неотъемлемым спутником нашей жизни, каким ещё вчера была для многих поколений - книга! Сегодня для кого-то – газета, журнал… Это должно быть и доступно и удобно по аналогии с привычными для каждого – печатными средствами массовой информации.

Следующим препятствием к повсеместному внедрению цивилизации, выступает, так называемый, пресловутый «человеческий фактор». Всё новое всегда таит в себе опасность из-за неизвестности. И степень подобной «угрозы» имеет прямую зависимость: больше необъяснимого, непонятного – реальнее возрастающая опасность! Так, когда-то, дорожили «гужевым транспортом», содрогаясь от ужаса при виде надвигающегося паровоза; упивались невиданным зрелищем кинематографа французских изобретателей братьев Люмьер в 1895 году и, одновременно, - избегали его. Однако эпоха язычества, слава Богу, давным-давно минула. А если писатель – граф Лев Николаевич Толстой и отрицал наступление «движущихся фотографий» на умы соотечественников, то, скорее всего, из этической стороны данного вопроса. Разве можно с чем-то сравнить книжный переплёт и запах свежей типографской краски? Книга всегда доступнее и осязаемее человеческому восприятию, нежели «железо». Поэтому, точку здесь необходимо поставить только на паритетных началах в отношении к достигнутому при равных же возможностях всех, без исключения, участников дальнейшего развития прогресса. Нашей, т.е. – жизни!

Но не переселится ли тогда душа слова – л и т е р а т у р а, окончательно в «Сеть»? Навряд ли.

До тех пор, пока человечество будет продолжать оставаться Венцом Творенья, именно – поэтому(!), понятие литературы как вида искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни, - не исчезнет. Находим же мы и по сей день – берестяные грамоты, египетские папирусы… Измениться может форма передачи мысли и наше отношение к ней.

Прогрессом в искусстве называется: «поступательное развитие искусства от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, которое, в конечном счете, является следствием общественного прогресса в целом…»
13.07.08