Завтра 1 Сентября...

Мария Бердникова
«Завтра 1 Сентября», - в который раз проговорила про себя Мария Анатольевна, глубоко задумавшись... Перед глазами у неё пробегали картинки прошлого как разноцветные камушки мозаичного калейдоскопа: жёлтые, зелёные, бардовые, оранжевые, - такой осенний фон настроения накануне Первого сентября уже который год рисовался ей, создавая празднично-грустное, немного ностальгическое настроение от воспоминаний прошлого и немного волнительного ожидания будущего...

Одним из самых ярких воспоминаний детства остаётся день 1 сентября 1965 года, когда она, семилетняя белокурая девочка с тугими косичками и белыми бантами, одетая в новенькую школьную форму, отправлялась в первый класс. Коричневое шерстяное платьице с отложным воротничком, поверх которого пришит ещё один – белый, с такими же белоснежными шёлковыми манжетами на рукавах, застёгнутых на чёрную пуговку. Белый, отглаженный фартук... За плечами – настоящий школьный ранец светло-коричневого цвета, в который аккуратно сложены с вечера букварь, арифметика, тетрадки, деревянный пенал с задвигающейся с особым скрипом крышкой, а в нём – простые карандаши, пластмассовая точилка в виде рыбки, резинка и ручка с пером! Чернильница-непроливашка в специальном мешочке, туго стянутом верёвочкой, пока осталась дома, потому что в первые дни первоклашек учили писать карандашом...

В руках у Маши – огромный букет, который она с трудом удерживала, но несла с особой радостью! Это ощущение детского счастья не стирается из памяти через десятки лет.
Накануне этот роскошный букет купила мама на последние пять рублей, которые остались в их семейном бюджете до следующей зарплаты родителей. Разве можно это забыть? В семье – праздник: младшая дочь, сестрёнка идёт в первый класс! И ещё трое школьников в этой семье...

Маша вышагивает в новеньких туфлях, держась за мамину руку. За левую руку под локоток её поддерживает старший брат Миша...

Пройдёт десять лет и по тому же пути в родную школу пойдут на Машин выпускной вечер мама, старший брат и виновница торжества...

А ещё через пять лет эта троица отправится на вокзал: мама с братом посадят на поезд выпускницу пединститута, «новоиспечённую» учительницу истории, отправляющуюся в Тьмутаракань по распределению...

Мария Анатольевна снова мысленно возвращалась в то сентябрьское солнечное осеннее утро 1965 года. Традиционная линейка, море цветов, выпускники школы вручают первоклассникам подарки. У Маши в руке оказался в специальной сеточке большой резиновый мяч, окрашенный в яркие цвета (пополам – красный и сочный голубой, по окружности разделённые золотисто-жёлтой широкой полосой). Из зала первоклассники торжественно выходят с выпускниками. Машу за ручки ведут двое юношей (она их воспринимает как двух «дяденек» невероятной высоты). Они пришли в класс, где вместе со старшеклассниками рассаживаются за парты первоклашки. Так и сидели за одной партой: в серединке маленькая первоклассница с косичками, а по краям – почти взрослые выпускники. Стали знакомиться: «Тебя как зовут, девочка?». «Маша...», - робко ответила она. «Ребята! - громко и с удивлением обратился к одноклассникам выпускник. - А у нас есть Маша! Настоящая Машенька!»

Надо сказать, что в то время в городе мало было девочек с простым русским именем «Маша». Всё больше – «Марины». Вот и в этом первом классе – две Марины, а Маша была одна на всю школу.

Она не любила своё имя, потому что многие считали его деревенским и пытались дразниться. Изредка, но приходилось слышать обидные дразнилки. Поэтому однажды Маша для себя твёрдо решила не откликаться на родное имя. Когда её несколько раз настойчиво называли Машей, она с гордо поднятой головой отвечала: «Я не Маша, я – Света!!!» У домашних это вызывало доброжелательно-снисходительные улыбки. А вот во дворе дразниться постепенно переставали ещё и потому, что у Маши-Светы было два старших брата, пресекавших эти попытки. Да и самим свои существованием оба брата были невольной защитой от любых обидчиков. Это чувство защищённости сопровождало её долгие годы...

А 2 сентября 1965 года Маша, вернувшись из школы, объявила своим родственникам, что она согласна, чтобы все её называли Машей. А случилось это потому, что стоило ей в этот день появиться в коридоре школы, как её стали сопровождать восхищённые возгласы старшеклассников: «Ой, смотрите, Маша идёт! Настоящая Машенька!» Ну и какой девочке это не понравится? Быть центром всеобщего восторженного внимания из-за обладания редким, сказочным именем «Машенька». Практически все десять лет обучения учителя, вызывая её по журналу к доске, произносили в отличие от остальных учеников не фамилию, а только имя: «А решать эту задачу у доски пойдёт Маша». Ей было особенно приятно, и задачку поэтому решала легко и с удовольствием. Когда сама стала учить детей, предпочитала называть своих учеников по имени. Они настолько привыкли к этому, что обращение к себе по фамилии стали воспринимать с обидой или настороженностью. «Значит, я что-то сделал не так, огорчил учителя», - возможно размышляют они.

«Да, завтра снова – 1 Сентября», - вернётся к своим размышлениям Мария Анатольевна, когда сядет за рабочий стол писать планы на новый учебный год.

Первые дни сентября учительством воспринимаются по-настоящему как начало нового года жизни. Второй Новый год для учителя. И, пожалуй, главный! Новенькие, после ремонта, кабинеты, ещё чуть пахнущие краской и побелкой. Подросшие, повзрослевшие и ставшие уже родными ученики. «Новенькие» - детки, прибывающие в каждый классный коллектив. Новые, «хрустящие» обложками и страничками, учебники, приятно пахнущие типографской краской. Новые идеи и модели уроков, которые хочется подарить себе и детям, поделиться с коллегами. Новые планы, которые будут воплощаться через ежедневную рутинную, непредсказуемую бурную школьную деятельность.

В первые дни сентября Мария Анатольевна будет, как всегда с удовольствием, заходить в класс и приветствовать детей традиционным: «Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в прошлое по дороге времени…». Она каждый день будет наблюдать за лицами детей, которые будут с увлечением слушать её вдохновенные рассказы, сосредоточенно выполнять её проблемные и творческие задания, искать ответы на сложные вопросы истории, представлять себе образы героев прошлого, моделировать ситуации взаимоотношений людей в прошлом и настоящем и отвечать на один из главных вопросов: «А я, что бы сделал я в таком случае?»...

Завтра 1 Сентября...
Пусть он будет солнечным и праздничным!


31 августа 2008 г.