Авраам Линкольн без глянца

Михаил Абрамов
Живя в Союзе я вырос в окружении культа Ленина. Я ходил по улицам имени Ленина, натыкался на ленинские монументы, Ленин жил в песнях, книгах, на картинках, в кино. Потом, в школе мне рассказывали о его политической прозорливости, философской мудрости и организаторской хватке. Все это подкреплялось восторженными воспоминаниями тех, кто знал и не знал Ленина, ссылками на величайшие умы современности и т.д и т.п.

Оказавшись в США все это, конечно, мигом исчезло. В Америке нет культа Ленина, здесь есть культ Линкольна. Я езжу по Линкольновскому хайвэю, я хожу по улицам имени Линкольна, где вальяжно проплывают тяжелые черные лимузины марки «Линкольн», в столице страны установлен громадный памятник Линкольну, прилавки забиты книгами линкольноведов, в которых, конечно, восхваляется его политическая прозорливость, философская мудрость и недюжинная организаторская хватка.

Я думал, что я одинок в своих наблюдениях. Окакзалось, что нет. Что есть и другие, которые тоже заметили это сходство. Их, конечно, не много, но они есть.

Здесь важно отметить, почему Линкольн заслужил свой культ, а не кто-нибудь другой, скажем Томас Джефферсон, автор Декларации Независимости. Есть, конечно, специфика: Линкольн - человек из народа, самоучка, президент, убитый на посту. Но главной его заслугой является именно укрепление Государства, а не освобождение рабов, как это иногда принято думать. Линкольн лишил отдельные штаты права выхода из состава США. Можно войти, но нельзя выйти. Освобождение от рабства сопровождалось закабалением штатов. Штаты из добровольного союза превратились в неделимый союз.

Благодарное Государство оплатило Линкольну множеством мифов и всеобщим почитанием, культом. Конечно, закабаление штатов без крови не обошлось. И насилия было много, и крови тоже.

Служители культа не держали крови на портретах Ленина и, конечно, старательно подчищают Линкольна. Однако, последнее время появилось несколько публикаций, которые пытаются восстановить историческую картину во всей ее полноте.

Ниже приводится сокращенный перевод интервью, которое взял ведущий телеканала С-SPAN Брайан Лэм у Томаса ДиЛоренцо, автора нескольких книг о Линкольне, профессоре экономики в Лойола Колледже, Балтимор.

May 25, 2008
Thomas DiLorenzo
Author

Л. Томас ДиЛоренцо, когда вы впервые заинтересовались Абрахамом Линкольном?

Д. Пожалуй, в конце 90х. Я был заядлый любитель истории Граждансой войны, это было мое хобби. По образованию я экономист. Профессор экономики в Лойола Колледже, Балтимор. И я задумался, нельзя ли объединить экономику с моим увлечением историей Гражданской войны. Я заметил, что экономическая сторона недосказана и решил писать о Линкольне.

Л. В то время, в 90-х. Что вы думали о Линкольне, как много вы о нем знали?

Д. Я вырос в Пенсильвании. Я помню, что в начальной школе почти каждый день мы пели «Гимн Сражающейся Республики» (знаменитая песня времен Гражданской войны, которую регулярно по сей день исполняют на конгрессах Республиканской партии. Русскоязычному читателю, возможно, известна по припеву «Глори, Глори Аллилуйя». Прим. перев.). Как большинство американцев меня учили, что Линкольн был спаситель республики, человек освободивший рабов. Но у меня всегда было чувство, что это сомнительная история, даже в школе. Я начал изучать самостоятельно и поменял свое мнение о Линкольне.

Л. Как вы охарактеризуете ваше теперешнее восприятие Линкольна?

Д. Я уже писал, что у нас существует церковь Линкольна, где он обожествлен. Я полагаю, что это не помогает здоровью нации, когда обожествляют политика, как например Линкольна, или даже Джорджа Вашингтона. И я писал, что политики всех партий, даже Коммунистической партии США, пытались прицепить свою программу к мученику Линкольну. Я не очень высокого мнения о нем.

Больше всего меня обеспокоило, что все остальные страны прекратили рабство в 19 веке мирно, включая наши штаты в Новой Англии, Огайо, Пенсильвании, Индиане. Как экономист я задумался, а была ли альтернатива войне в Америке? Почему только в Америке конец рабства связан с войной? Вот почему в заглавии моей книги «Реальный Линкольн» есть подзаголовок - «Ненужная война». Мы могли покончить с рабством мирно, как Англия, Испания, Франция, Дания.

Д. В чем же цель войны? И я пришел к выводу, что цель войны - не покончить с рабством. Цель войны была, как это и провозглашал Линкольн, вторжение в южные штаты, чтобы уничтожить движение за выход из состава США, «спасти Союз». Но меня преследует число убитых - 650,000 погибло - было ли это необходимо? Теперешнее население США в 10 раз больше, чем во время Гражданской войны, и если мы переведем это к теперешнему населению, то это будет эквивалентно 5 или 6 миллионам убитых. Нужно ли было погубить столько людей, чтоб «спасти Союз»? Но я не согласен, с самой постановкой «спасти Союз», потому что союз был добровольный. Союз был основан, как добровольный, но после 1865 г он перестал быть добровольным.

Л. Почему, по-вашему, люди излишне обожествляют Линкольна?

Д. Есть интересная история об этом. После войны, после покушения на Линкольна, духовенство штатов Новой Англии приступило к обожествлению. Я исследовал старые журналы, где нарисованы картинки Линкольна с ангельскими крыльями возносящегося в небо. Я думаю, что такого рода обожествление привело к обожествлению поста Президента и к идее Американской исключительности, что американцы - это исключительные люди. Что Гражданская война породила новую свободу. Я думаю, что многие американцы связывают свое чувство морального со всей историей Линкольна. И это причина, почему я атакован за попытку критиковать кое-что, что было совершено Линкольном.

Л. Кто вас атакует?

Л. У меня было немало дебатов с учеными, которые построили карьеру на обожествлении Линкольна в своих трудах. Историк может критиковать Томаса Джефферсона, Била Клинтона, Джорджа Буша, Франклина Рузвельта, но нельзя критиковать Линкольна. Но я полагаю, что Линкольна следует изучать, как любого Президента: есть хорошее и плохое.

А в президентстве Линкольна есть очень много плохого. Линкольн приостановил Хабеас корпус (право суда контролировать законность задержания), проводил массовые аресты десятков тысяч граждан, закрывал сотни оппозиционных газет. Об этом большинство американцев никогда не слыхали. Я об этом говорю публично. Люди ошеломлены. Они обвиняют меня во лжи, потому что им об этом ничего не говорили в школе. Это не секрет. Все эти действия Линкольна хорошо документированы. Но это как раз то, что знают историки, но люди узнают только из моих книг и еще пары человек.

Л. И что произошло после того как вы стали писать ваши книги, по определению многих анти-линкольновские книги? Как изменилась ваша жизнь?

Д. Было много полемики, споров. Как раз в Октябре я дебатировал в Чикаго перед аудиторией в 600 человек с одним адвокатом, большим почитателем Линкольна, большой шишкой в республиканской партии Иллинойса.
После моей первой книги «Настоящий Линкольн» было много споров, я получал новый материал со всех концов мира и написал вторую книгу. Я никогда не думал, что после 20 лет занятий экономикой и многих публикаций о финансах и такого рода статей я напишу две книги о Линкольне.

Л. Был ли Линкольн великий человек?

Д. Если учесть, что у него было менее одного года формального образования, а он стал одним из лучших адвокатов США только благодаря самообразованию, он, конечно, был великий человек. Он был гений. Но трагедия для Америки в том, что он использовал свои гениальные способности, чтобы манипулировать южными штатами. Вынудить их сделать первый выстрел в Форт Самтер и вовлечь страну в войну. Как вы знаете в Форт Самтер никто не пострадал, но ответом было полномасштабное вторжение в южные штаты.

Л. Как ему удалось спровоцировать Южную Каролину?

Д. В моей книге я цитирую письмо Линкольна к коммандору Фоксу, где он благодарит за помощь, что тот добился желаемого результата, а именно - Южная Каролина первая открыла огонь по Форту Самтеру, потому что он справедливо полагал, что северяне сплотятся вокруг флага и поддержат войну, в которую он хотел вступить. В это время конфедераты послали в Вашингтон мирную делегацию, которая предлагала, что южные штаты оплатят свою часть национального долга и будут платить за федеральные форты, как Форт Самтер. Во Франции Наполеон Третий предлагал посредничество в компромиссе, но Линкольн отказался от этих переговоров. Он твердо решил воевать.

Л. Почему он решил воевать?

Д. Им владела идея мистического союза. В одной из своих речей он говорит о мистических узах в памяти - о союзе. Но к этому времени многие, если не большинство, американцев полагали, что союз добровольный и что это будет грубое вмешательство, заставлять жителей любого штата оставаться в союзе против их воли.

Я наткнулся на два тома книги «Редакционные статьи северян о выходе из союза», написанной Ховардом Перкинсом. Это перепечатки статей в газетах северян за 1859-61 гг. Автор пришел к выводу, что большинство газет от Нью-Йорка до Огайо, до Вермонта, до Висконсина были настроены позволить южанам мирно отделиться, поскольку верили в авторитетное мнение Джефферсона, что союз добровольный. В декларации независимости - правительства получают власть от подданных. Когда северяне увидели, что южане больше не согласны управляться из Вашингтона, большинство решило - пусть идут.

Л. Вы говорите « Дорис Кернс Гудвин (американский историк и литератор, служила в администрации Линдона Джонсона, лауреат Пулитцеровской премии, автор весьма комплиментарной книги о Линкольне. Репутация ее подмочена, т.к. неоднократно обвинялась в плагиате. Прим.перев.) - достойная музея придворный историк. Интеллектуал или скорее псевдо-интеллектуал, которая старательно прячет от публичных глаз наиболее аморальных, коррумпированных и скользких политиков изображая их великими, мудрыми и бескорыстными». Что вы имеете в виду?

Д. Вот вам пример, что я имею в виду. В своей первой инагуарационной речи Линкольн обещал поддержать конституционную поправку, которая уже была одобрена Палатой Представителей и Сенатом. Эта поправка запрещала федеральному правительству вмешиваться в рабство в южных штатах. Линкольн не только поддерживал эту поправку, на самом деле именно Линкольн оркестрировал прохождение этой поправки. После своего избрания он поручил своему Государственному Секретарю провести поправку через Сенат. И Дорис Гудвин пишет об этом, как и я пишу.

Я рассматриваю этот факт, как подтверждение того, что Линкольн был готов освятить рабство Конституцией, рабство никогда явно не защищалось Конституцией. Я думаю это был аморальный акт, но об этом никогда не говорится американцам. Я продолжаю получать возмущенные письма от людей, требующих чтоб я показал, где эта поправка.

Это Поправка Корвина (Corwin Amendment. Поправка была принята, но не ратифицирована т.к. Южные штаты не хотели оставаться в составе США несмотря на предложенные изменения в конституции, которые узаконивали институт рабства. Интересно, что технически она все еще не отменена и может быть ратифицирована, если все штаты ее поддержат, прим перев), названная по имени члена Конгресса Томаса Корвина. Дорис Гудвин тоже пишет об этой поправке, но она восхищается Линкольном - она пишет, что этот акт помог ему сплотить партию. И вся ее книга о том, какой ловкий манипулятор Линкольн был.

Мое мнение, что ловкий политический манипулятор может быть очень опасен. Что такое ловкий политический манипулятор? Это лжец и заговорщик. И я сомневаюсь в репутации людей, которые восхищаются лжецами. Они не заслуживают уважения.

Д. Это направление называется психо-история. Эти психо-историки рассматривают действия политических лидеров и начинают придумывать извинения. Такая историческая наука для меня весьма сомнительна. Это то, чем занимаются придворные историки. У нас нет короля, но есть Президент и Конгресс, и эти историки занимаются пропагандой, чтоб приукрасить государство

Д. Эти историки поддерживают «церковь Линкольна», чтоб поддержать их версию государства. Я цитирую в моей книге профессора Колумбийского Универсмтета Эрика Сорнера, который в 1991 г. написал статью в журнале «Нэйшн», в которой оппозиционировал распаду СССР и статья называлась «Уроки Линкольна». В статье он утверждал, что Горбачев был слишком мягкий и позволил республикам мирно выйти из состава страны, а наш Абрахам Линкольн никогда бы этого не позволил. Эрик Сорнер называет себя марксистом среди историков и как таковой противник децентрализованного государства.

Справа в нашей стране множество консерваторов, как Нют Гингрич (Спикер палаты Представителей в 1995-99гг), который призывал вторгнуться в Иран, Саудовскую Аравию, Ливан, Сирию, Северную Корею в своей статье «Линкольн и Буш». И он начинает с цитаты из Линкольна.

Л. Что эти историки говорят о вас?

Д. «Он лжет». «Он все это придумал». Я не так глуп, чтоб опубликовать книгу о Линкольне с фабрикациями.

Но что они действительно не любят, это когда я привожу факты из жизни Линкольна, как приостановка Хабеас корпус, или массовые аресты десятков тысяч граждан в городах северных штатов. Я просто пишу это, не ища для него извинений, не говоря, что он был вынужден так поступить, что дьявол вмешался и подтолкнул его. Я этого не говорю и это страшно раздражает Линкольноведов.

Я не пытаюсь защитить его посягательства на закон. И со мной согласен Верховный Суд. В 1866 г Верховный Суд заявил о приостановке Хабеас корпус, что во время войны еще важнее придерживаться Конституции. Потому что Линкольн и его последователи заявляют «Мы должны приостановить Конституционные свободы во время войны и мы вернемся к Конституции после войны», но даже Верховный Суд не согласился с этим после окончания Гражданской Войны.

Л. Вы один, кто критикует Линкольна?

Д. Нет, не один. Я недавно получил статью молодого историка, который написал весьма критическую статью о Линкольне и о его идее колонизации. Линкольн придерживался идеи колонизации свободных чернокожих американцев и отправки их в Либерию, в Африку. Это Линкольновское понимание равенства. Он много раз говорил, что не верит, что черные люди могут быть равны в Америке. Они могут быть равны в их родной стране, как он выразился, в Африке или Гаити, но не в Америке.

И этот молодой человек, Филип Магнес, показывает в своей статье, что Линкольн до самой смерти работал над этим, над тем, что делать со свободными рабами после войны. Он был озабочен достаточно ли у нас кораблей, чтоб депортировать чернокожих. А в течение своего президентства он фактически выделил несколько миллионов долларов, чтоб послать свободных чернокожих в Либерию, в Африку. Но человек, которого он поставил во главе этого предприятия, оказался проходимцем и ничего из этого не вышло.

Линкольн собрал некоторых свободных чернокожих в Белом Доме и предложил им оставить страну и показать пример, вернуться в Либерию. Но эти люди отказались.

Л. В одной из статей вы пишете, что Линкольн был тоже коррумпирован.

Д. Да. Есть старая книга, опубликрванная в 1920-х и недавно перепечатанная, «Линкольн и железные дороги». Линкольн был адвокат всех больших жел-дор компаний на Среднем Западе. Линкольн купил земельные участки в Айове в 1857 г. После того как он был избран Президентом чуть ли не первое что он сделал, созвал специальную сессию Конгресса и провел закон, котрый давал Президенту право определять восточный терминал трансконтитнентальной дороги. Что он выбрал? Как раз земли, которыми владел сам.

Л. Следует ли быть мемориалу Линкольна, как он есть теперь?

Д. Почему нет, если люди хотят установить мемориал одному из своих президентов. Но сам мемориал - это зрелище. Вроде как Греческий храм, мне кажется. И вся столица Вашингтон - город мемориалов и все посвящены государству. Моя интерпретация - они отдают память не Джорджу Вашингтону, или Линкольну, или Франклину Рузвельту - но правительство отдает уважение себе, государству.

Я - либертариан. Я утверждаю, что это не здорово для общества, я верю в Джефферсона положение, что большое государство - это малая свобода.

Д. У нас была конференция в Ричмонде, Вирджиния и во время дискуссии хорошо известный исследователь Линкольна, один из участников, заявил буквально следующее «ничего никогда не было украдено у частных лиц в южных штатах». И это в Ричмонде. И я был потрясен этим заявлением. Вы можете пойти в книжный магазин прямо сейчас и взять любую книгу о марше генерала Шермана и прочесть абсолютно противоположное сказанному.

В другом заявлении он отрицал убийство гражданских лиц армией Шермана. И это меня тоже потрясло. Этот историк сказал, что Линкольн никогда не убивал гражданских лиц, как Главнокомандующий (всеми вооруженными силами).

Конечно, он не нажимал курок, но вышло много книг, и в одной из них Джеймс МакФерсон пишет, что 50,000 гражданских лиц исчезли к концу войны. Убиты, погибли. Не надо быть критиком Линкольна, чтобы сообразить, что было много убитых гражданских лиц во время войны. И этот исследователь отрицает это.

Л. Освободил ли Линкольн рабов?

Д. 13 Поправка к Конституции освободила рабов. Линкольн в конце своего президентства поддержал 13 поправку.

В Прокламации об Эмансипации, однако, рабство оставалось во всех регионах, где оно существовало в графствах подконтрольных армии северян. Там специфически указывались все районы Луизианы, которые были под контролем северян и они были исключены из эмансипации. То есть прокламация никого не освобождала. Кроме того, президент в то время не имел возможности покончить с рабством. Это большой миф американской истории, что Прокламация освободила рабов.

Я посетил новейший музей Линкольна в Спрингфилд, Иллинойс со всеми замечательными техническими новинками. Прекрасный музей. Но что меня удивило, у них на большом экране лицо раба и голос говорит, как раз то, что я сейчас сказал, называя Пркламацию Линкольна трюком, потому что она никого не освободила. Я был очень удивлен, потому что не ожидал увидеть это в музее. Меня всегда осуждали за такие заявления. Но в то время, газеты писали то, что я сказал. Аболиционисты на севере осуждали Линкольна за обман. Они думали, что он освобождает рабов, но документ никого не освобождал. Документ обращался к рабам на территории, занятой южанами, а там он не имел никакой силы.

Л. Если бы вы могли обратится к критикам Линкольна и к тем, кого вы называете членами Церкви Линкольна, что бы вы сказали?

Д. Я думаю, что они должны вернуться к поискам исторической правды. Однажды я дебатировал с линкольноведом и он сказал, что все эти споры о правах штатов и возможности выйти из союза, все эти споры кончились вместе с окончанием войны. И какой смысл опять выносить это на свет. И я ответил, что преследование исторической правды важно само посебе. Сила не заменяет право. Военная сила была использована, чтобы доказать, что выход из союза незаконен и неконституционен. Но сила не заменяет право. И сила не заменяет преследование исторической правды. Вот, что я мог бы сказать этим людям.

И может быть некоторые из них переоценили бы свои работы, свою принадлежность к тому, что я называю «культ Линкольна». Когда ты обращаешься среди людей, которые мыслят одинаково, да еще и требуют, чтоб ты не отклонялся и наказывают тебя профессионально, вроде ты совершил кровосмешение - это нездорово для распространения знаний и генерирования идей.

Люди, которые придерживаются «культа Линкольна», все время твердят одни и те же аргументы. Например, что штаты никогда не были суверенны. Это был аргумент Линкольна в его речи при вступлении в первый президентский срок, что Союз создал штаты, а не штаты создали Союз, что исторически неверно.