01. 15 Montenegro Прилёт в Тиват

Артём Киракосов
Артём Киракосов

MONTENEGRO
Черногория





01 // 15 // «Прилёт в Тиват»

09/08/2008


Я думаю, когда самолёт начинает трясти на высоте десяти тысяч метров, а навстречу в него к нему выходит вдруг из чёрных грозовых туч другой так близко, что уже столкновение кажется неминуемым, то вряд ли найдётся смельчак, не оглядывающийся хоть вкратце на свою жизнь и не вопрошающий Господа: “Да за что же, Господи, ведь я так верно служил Тебе? Ведь я могу ещё так много сделать хорошего Тебе, Господи, людям Твоим, Господи, зачем же Ты губишь меня так вот? ”

Пока самолёт разворачивается, заходя на посадку в Тиват, он облетает всю Черногоию. 650 тысяч человек – меньше, чем наш микрорайон, в котором мы жили недавно. 176 х 200 километров – вся страна по путеводителям. Сверху, за эти пять минут над нею, успеваешь получить представление о всём, что можешь в ней встретить. Полоса грозовых туч, висящих над горами внезапно срывается слепящим во все иллюминаторы солнцем. Внизу лежит столица – недавно (во время косовского `кризиса` так называемого) разбомбленная Подгорица. Различим и старый город и делящая надвое город река и знаменитый, воспроизводимый во всех каталогах мост через неё с современными эффектными архитектурными деталями типа американских `Миллениум` – мост знаменитый, пораженный авиабомбами точного наведения и восстановленный недавно. (Сверху: почти `Бруклинский`.)

(Здесь все хотят в НАТО, но любят Россию. Значит, не обиделись, что бомбили, ``немножко – побомбили`` – что же обижаться?)

Особых церемоний я не заметил: таможенник нашлёпал себе въездных штемпелей даже не глядя в наши красивые теперь паспорта и на прототипы сих, предъявлявших их ему. Вещи выезжают тут же и валятся в ноги владельцев – транспортёр встаёт мгновенно при появлении из `дыры ожидания` в резинках последнего обмотанного заботливой русской душой свёртка. Атака таксистов, владеющих русскими двумя – пятью беспроигрышными словами, – заставляет задуматься на тему, что у нас наш народец – таксисты – ещё не самые назойливые представители этой (тоже всё же) древнейшей из профессий. Шофёр туристического автобуса, не матеря, но ногами, пытается запихнуть наши чемоданы – куда-то. `Русский турист` конечно виноват: бросил вещи в автобус (заказанный `трансферт`) и ушёл уже купаться: ведь за сорок температура (тепла\жары), а посадочная полоса – с моря этого идёт, где вода сама – уже под тридцать. Кое-кто, начавший `расслабляться` ещё в аэропорту и добавлявший уже на `ботру\борте`, вообще не понимает, куда и зачем попал – тут свой куш таксисты и срывают, увозя `счастливца` в `круиз` – думаю – в поисках `точки`-отеля по всей кипящей солнцем и потом Montenegro.

Дама-представитель `принимающей стороны` почти матерится (про себя – точно! кажется, именно на русском! работа трудная! – управлять нами! – русскими туристами! – при высадке – посадке). При автобусном расставании шофёр открывает все двери, в которых чемоданы, кроме той, где наши. (Видно ненавидит это всё ещё с детства: и таких как мы и чемоданы и всё! на свете!..) На меня наезжает задним ходом легковой автомобиль, пытавшийся парковаться. Я спасаю `физиоГномию` автобуса от явной порчи, находясь перед ним, принимаю лёгкий, не обескураживающий любого москвича, удар, остаюсь жить, но чемодан, ставший моим буфером, пострадал.

Спуск к морю? – таких помоек (и мест `общественного пользования`) не видел даже Крым в худшие свои годы. Однако – все довольны и счастливы. Здесь тебе и туалет и душ и стол и всё – и всё бесплатно – в старой оливковой роще.

Море? Пересоленное (Кем-то – ?) явно настолько, что щипит всё, за что ухватится на твоём `не жёстком` теле. Может ли оно радовать, когда десятки тысяч войдут и выйдут из него неоднократно – с короткими промежутками на дневной сон и обильное питиё со едою? Тут и самые чистейшие и заявленные как «экологический продукт» экземпляры человеческой деятельности совместно с Богом покажутся – неразберихой – в лучшем случае.

Питание? Вкусно! Дёшево. Сервис “ненавязчивый”, как у нас теперь выражаются. Черногорцы никуда не торопятся – и ты можешь просидеть (потерять) весь вечер в ожидании благосклонности официанта. Порции? – да: двойные – на одного. Цены? Да: дешёвые. Почти Румыния…

Ну вот ребята! Для начала!

Ночь? хороша собою! Лунная! Я? ночью? – на веранде – и пишу! Для вас! дорогие! Глядя, как успокаивается бухта с полуостровом святого Стефана – визитная карточка Montenegro-Черногории, и чёрный ветер уничтожает дорожку лунного света, погружая весь пейзаж в постоянную тьму кромешности. Ночь. На всём побережье.

На часах: 05:38 – это московское время. А черногорское – отстаёт от него на два часа: 03:38. “А не пора ли нам пора? – `того`?” – как говаривали интеллигенты.