Поговорим о мелодии и ритме

Алексей Прудников
Литературный журнал «Двери» № 2, 2007, СПб.

Здравствуйте друзья!
Я счастлив был прикоснуться к Вашим строкам в предыдущих номерах нашего журнала. Впечатление было незабываемое – со многими восклица¬тельными знаками, вместе с тем и с многоточием…
Да, уважаемые, нашим гениям (заметьте – без кавычек!), особенно начинающим, не повредят несколько полезных советов. Намеренно не называю это учебой, - уж слишком свежи впечатления о нашей советской школе. Выучить на поэта невозможно, - Да! Но и талант, заложенный от рождения, так и останется «ни себе, ни людям» и со временем остынет к творчеству.
Почему так происходит? Именно из-за незнания формальных правил стихосложения, порой действительно элементарных. Кроме того, научить нельзя, можно только научиться. Это труд, Труд САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, сопровождаемый действительным интересом к предмету. А ведь грызть гранит науки хочется не всем, - не вкусно. И вот тут-то возникает вопрос об ответственности перед читателем. Впрочем, это категории морального плана, собственной философии жизни. Поговорим же о форме.
Мне в жизни повезло. Тридцать два года назад мне, курсанту военного авиационного училища, попалась на глаза замечательная книга Тимофеева о русском стихосложении. Тогда у меня уже был опыт стихотворчества в школьной, а затем эскадрильской стенной печати. Были и муки творчества, когда что-то не получалось. Но эта КНИГА перевернула все мои представления о поэзии. Оказалось, что достаточно знать не слишком много правил, и для действительного творчества времени остается гораздо больше: формальные процессы технологизируются. А когда сплав таланта, опыта и знаний достигает критической массы, высобождается ядерная энергия души.

Главными элементами формы принято считать размер и рифму. Впрочем Андрей БЕЛЯНИН («Моя жена – ведьма»), считает иначе: «Главное ухватить мелодию и размер, и можно гнать эту лабуду километрами.» Видимо истина где-то посередине. Интересно, что и Пушкин, и Высоцкий, и Илья Резник говорят о том же.
Мои знания и опыт стихотворчества сложились в некую систему (чего еще ожидать от методиста по боевой подготовке?), объединяющую оба подхода. В выхолощенном виде это выглядело как три (я сам удивился!) SMS отправленных на Урал, и товарищ по перу начал ТВОРИТЬ. Система элементарна, как овсянка: «От простого к сложному».

Шаг первый.
Определитесь, о чем вы пишете. Желателен (но не обязателен) план, в котором были бы отражены
- экспозиция, т.е. описание «моментальной фотографии» исходного состояния
- завязка, т.е. описание эмоций и/или первых действий героев (природных сил)
- развитие сюжета
- кульминация, т.е. точка максимального накала
- развязка, или мораль

Шаг второй.
Придумайте или вспомните мелодию, которая будет сопровождать ваши стихи. Например, в «Балладе о ядах» - это мелодия Никитиных к «Сонету № 90», блестяще исполненном «женщиной, которая поет».
Пробовал сам. Заметил, что мелодия, сопровождающая мысль, почти автоматически подстраивает под себя и стихотворный размер. Например:частушки – обычно пишутся ямбом; под трехсложные размеры - практически всегда это вальсы.
Подойти к мелодии просто. Изначально каждая гласная соответствует ноте. Стоит промурлыкать первые две строки, как мелодия сложится сама по себе. Пробуем:
Петергоф, ты свидетель викторий Петровых,
Да и сам ты когда-то был им посвящен.
Размер трехсложный. В явном виде это вальс. Включаем магнитофон и «впитываем» мелодию вальса. За перо!

Шаг третий.
Пишите подряд все, что придет в голову, не оценивая, не критикуя, - время еще будет. Не забывайте все это время постоянно мурлыкать мелодию себе под нос!

Шаг четвертый.
Когда вдохновение иссякнет, отложите стило, потянитесь, глубоко вздохните, закройте глаза. Посидите пять-семь минут, стараясь ни о чем не думать или думать о приятном. Очнитесь, с удовольствием выпейте чайку и/или кофе. Сейчас начнется…

Шаг пятый.
Самый простой и самый ответственный – литературная обработка.

А) первый этап – черновое выравнивание размера. Это просто. Просчитайте количество гласных в каждой строфе исходного материала. Внесите изменения.

Б) второй этап – чистовое выравнивание размера, - приведение всего стихотворения к единому стихотворному размеру.
Здесь, однако, следует заметить, что мелодия, сопровождающая вашу мысль, будет почти автоматически подстраивать под себя и стихотворный размер. Правок может и не понадобиться.

В) выравнивание стиля. В первую очередь это касается рифмы. При освоении поэтических начал рифма играет организующую и дисциплинирующую роль. При отлаженном размере рифма продолжает учить нас прекрасному, оттачивает литературный вкус, прививает ответственность за свое детище. Порой жутко хочется обнародовать свежую «нетленку». Однако, проходит время и, - все по Губерману:
А через год глядишь – фигня,
Причем на постном масле.
Но слова единого ради не нужно «ломать перья и насиловать листки». Просто, -

Г) прочитайте правленый текст вслух, со всем вам доступным актерским мастерством. Если не получается – запишите на диктофон. Вслушайтесь в то, что вы несете миру. Не исключено, что-то царапнет вашу нежную душу. Отметьте, читайте дальше.

Обратите внимание на:
- тавтологию. В первом варианте текста к песне «В Питере – осень» мною четыре раза упоминалась «волна» и переделки потребовались кардинальные.
- сочетания мужской и женской рифмы.

Рифма – мощное средство воздействия на слушателя на уровне подсознания. Впрочем, ее отсутствие не сделало «Песню о чайке» Константина ПАВЛОВСКОГО менее прекрасной. Но это уже удел мастеров, как собственно и рифма гипердактилическая. Но рифма как таковая и способы рифмовки - епархия Антиквара.

Всегда Ваш Алексей ПРУДНИКОВ.