Домашний театр в Приютине

Елена Николаевна Егорова
Усадьба Приютино кажется островком спокойствия и умиротворения вблизи шумного шоссе на Всеволожск. Двухэтажный кирпичный дом окружен прекрасным старым парком. В зеркальных водах пруда живописно отражаются раскидистые деревья, небольшая кузница и ротонда с портиком на белых колоннах - бывший молочный павильон. Недаром это место воспето поэтами первой трети XIX века, приезжавшими сюда к гостеприимным хозяевам - Елизавете Марковне и Алексею Николаевичу Олениным. В Приютине можно было отдохнуть от городской суеты, приятно провести время в кругу умных, образованных, многосторонне одаренных друзей. Глава семьи А.Н. Оленин совмещал высокие должности директора Публичной библиотеки (с 1808 года), президента Академии художеств (с 1817 года) и члена Государственного совета (с 1826 года). Несмотря на свое высокое положение, это был добрый, отзывчивый, обходительный человек, как характеризовали его многие современники. Он увлекался литературой, историей, живописью и скульптурой, владел граверным и медальерным искусством, писал научные труды по теории библиотечного дела, по археологии и этнографии древних славян, по российской словесности. В дружеском кругу Оленина прозвали “тысячеискусником”. Душевные качества, широта интересов Алексея Николаевича и его супруги делали их дом притягательным для лучших людей пушкинской эпохи. В петербургском салоне Олениных и усадьбе Приютино в разное время бывали литераторы Державин, Карамзин, Крылов, Гнедич, Вяземский, Грибоедов, Жуковский, Языков, Батюшков, Пушкин и Мицкевич; архитекторы Монферран, Воронихин и Тон; художники К. Брюллов, Гонзаго, Кипренский и Гампельн, композиторы Глинка и Верстовский; актеры Сосницкий, Семенова, Яковлев, супруги Каратыгины.
Время у Олениных проводили интересно и весело. Литераторы читали свои новые произведения, певцы и музыканты исполняли песни, романсы и другие сочинения, которые подвергались доброжелательной критике. Ужинали без церемоний и чинов за маленькими столиками, после чего устраивали танцы. Зимой в Петербурге, а летом в Приютине хозяева при поддержке гостей ставили домашние спектакли, в которых вместе со взрослыми играли дети, вместе с профессиональными актерами - любители. Иногда в домашнем приютинском театре проходили репетиции профессиональных постановок.
Алексей Николаевич и собиравшиеся у него энтузиасты серьезно увлекались театром. В первые годы XIX века частыми гостями в доме Олениных были князь Александр Шаховской - драматург, режиссер и наставник многих талантливых актеров, Сергей Марин - поэт-сатирик, Владислав Озеров - известный драматург, Василий Капнист - поэт и драматург. Деятельность этого кружка оказала большое влияние на театральную жизнь Петербурга. В 1804 году В.А. Озеров написал пьесу в стихах “Эдип в Афинах” по греческому мифу и трагедии Софокла. После обсуждения в Приютине и рекомендованной переделки заключительного акта пьеса была принята Шаховским к постановке. Ее было решено осуществить в духе античных представлений с хорами и пышными декорациями, эскизы которых написал замечательный художник Пьетро Гонзаго. Музыку для хоров сочинил капельмейстер Иосиф Козловский. Роль Антигоны, дочери странствующего Эдипа - бывшего царя Фив, разучивала девятнадцатилетняя выпускница театральной школы Екатерина Семенова, будущая великая актриса. Костюмами занялся Оленин со своим неизменным помощником - художником Иваном Ивановым. Алексей Николаевич увлеченно копался в книгах, изучал старинные гравюры, чтобы сделать костюмы эффектными и исторически достоверными.
Премьера спектакля, состоявшегося в Большом Каменном театре 23 ноября 1804 года, имела небывалый успех и принесла известность драматургу, постановщикам и актерам. Триумф окрылил их, и через год они подготовили премьеру новой трагедии Озерова “Фингал” по мотивам поэм Оссиана (под именем легендарного древнешотландского барда публиковал свои произведения англичанин Джеймс Макферсон - прим. авт.). В роли Моины, невесты царя Морвении Фингала, блистала Екатерина Семенова, танцы поставил балетмейстер Иван Вальберх, а декорации помимо Пьетро Гонзаго подготовил Д.А. Корсини. Эскизы костюмов снова нарисовали Оленин и Иванов.
В 1806 году в оленинский кружок вошел Иван Андреевич Крылов, который к тому времени был автором едких сатир и памфлетов, вызвавших неудовольствие властей, и нескольких комедий, так и не поставленных на профессиональной сцене. Вскоре обстановка изменилась, и две новые пьесы Крылова “Модная лавка” и “Урок дочкам” были приняты Шаховским к постановке и понравились зрителям. В них высмеивалась галломания - чрезмерное увлечение всем французским. Следом Крылов написал по заказу директора императорских театров А.Л. Нарышкина либретто оперы “Илья-Богатырь” по мотивам русских сказок и былин. С 1808 года Крылов отходит от драматургической деятельности и полностью посвящает себя басне. Однако он продолжает принимать деятельное участие в обсуждении пьес, участвует в постановках домашнего приютинского театра, колоритно исполняет свои басни “в лицах”. Интересно, что при обсуждении новинок в оленинском кружке всегда прислушивались к мнению хозяйки дома Елизаветы Марковны - умной и образованной женщины. Ее отец Марк Федорович Полторацкий (1729-1795) был замечательным оперным певцом, руководил императорской певческой капеллой.
В 1807 году, в преддверии войны с Наполеоном, усилиями оленинского кружка была поставлена новая патриотическая пьеса Озерова “Дмитрий Донской”, имевшая оглушительный успех. В 1808 году к театральной деятельности активно подключился Николай Гнедич, ранее лишь иногда бывавший у Олениных. Гнедич вместе с Крыловым, Мариным и Олениным откликнулся на предложение Шаховского издавать журнал. Так родился “Драматический вестник” - первый в России театральный журнал, к сожалению, выпускавшийся всего один год. Такой короткий срок вызван разногласиями между Гнедичем и Олениным, с одной стороны, и Шаховским, с другой стороны. Последний слишком пристрастно критиковал в журнале сентиментализм и стал явно покровительствовать довольно посредственной французской труппе в ущерб русской.
С приездом известной актрисы Маргариты Жозефины Веймер, выступавшей под псевдонимом “мадемуазель Жорж”, французам был отдан Большой Каменный театр, а русская труппа выступала в основном в Малом театре. Жорж, обладавшая превосходной выучкой, успешно дебютировала в пьесе Расина “Федра”. Однако В.А. Жуковский и другие ценители театра отметили и ее слабую сторону: она играла “холодно, без всякого внутреннего чувства”. В июле 1808 года французская труппа представила премьеру трагедии Вольтера “Танкред”, действие в которой происходит в Сиракузах в XI столетии. Жорж эффектно сыграла Аменаиду, невесту благородного рыцаря Танкреда, спасшего свою оклеветанную возлюбленную от смертной казни и ценою собственной жизни защитившего город от нападения сарацинов.
Триумф француженки больно задел самолюбие Екатерины Семеновой, которая играла эмоционально и душевно. Оленин и Гнедич поддержали русскую актрису. Гнедич перевел “Танкреда” на русский язык, сократив некоторые несущественные явления и реплики, что сделало трагедию более динамичной. Началась работа над постановкой. Алексей Николаевич рисовал эскизы костюмов для своей “кумушки”, как он называл Семенову, часто присутствовал на репетициях, проходивших в Петербурге и Приютине. Оленин, как всегда, стремился к достоверности костюмов, их соответствию ходу действия, в то время как костюмы французской труппы совсем не были похожи на те, которые носили сицилийцы в XI веке, и представляли собой нечто среднее между античной одеждой и нарядами XVIII века. Декорации к русской постановке, написанные Гонзаго, были великолепны.
Репетировал с Семеновой сам Гнедич, который был тонким знатоком театра и замечательным декламатором. Состязание русской и французской актрис привлекло внимание петербургских театралов. Премьера русской версии “Танкреда” состоялась 9 апреля 1809 года в присутствии Оленина, Шаховского, Гнедича, Крылова, мадемуазель Жорж и заинтригованной публики, переполнившей зал. Екатерина Семенова была вознаграждена заслуженными овациями - она блестяще переиграла француженку в роли Аменаиды. Критики также высоко оценили костюмы и декорации.
К сожалению, к осени 1809 года отношения между Олениным и Шаховским совершенно испортились. Шаховской, будучи членом репертуарного комитета, оказывал противодействие постановке новой пьесы Озерова “Поликсена” о невесте героя Троянской войны Ахилла, которая была принесена в жертву богам на его могиле. Этот спектакль был представлен лишь дважды. Кроме того, Шаховской в ущерб Екатерине Семеновой стал выдвигать менее талантливую актрису Марию Вальберхову, свою фаворитку. Накопившиеся противоречия привели к разрыву между Олениным и Шаховским и к прекращению издания “Драматического вестника”.
От этого интерес семьи Олениных к театру ничуть не уменьшился. Двери их гостеприимного дома были по-прежнему открыты для актеров и режиссеров, драматургов и поэтов, певцов и музыкантов, участвовавших в вечерах и домашних спектаклях, которые обычно приурочивались к семейным торжествам. Ежегодно игрались спектакли 2 мая - на день рождения Елизаветы Марковны. Особенно пышно праздновались в Приютине ее именины, приходившиеся на 5 сентября. Театр устраивали обыкновенно в просторной столовой. Вешали занавес, изготовленный по эскизу Гонзаго, ставили декорации и стулья для зрителей в противоположном округлом конце зала. Артисты облачались в костюмы, которые специально шили или брали из богатого этнографического собрания А.Н. Оленина. В домашнем театре иногда играли отрывки из трагедий, но гораздо чаще комедии, водевили и провербы - короткие пьесы.
Перенесемся мысленно в те далекие годы и посетим несколько приютинских спектаклей. 5 сентября 1806 года была представлена пьеса “Превращенная Дидона”, написанная непревзойденным юмористом Сергеем Мариным по мотивам трагедии Княжнина “Дидона”. Героическую эпопею сатирик Марин обратил в шутовскую. У Княжнина троянский царевич Эней, увидев во сне своего покойного отца Анхиза, просившего его вернуться на родину из Карфагена, решает покориться долгу и покидает свою возлюбленную, карфагенскую царицу Дидону, спасшую его от гибели в море. В приютинском спектакле сюжет вроде бы мало изменился, но реплики героев, переделанные острословом Мариным, вызывали взрывы хохота. В первой же сцене Эней говорит своему наперснику Антенору:
...Наделал глупостей! - Когда поверишь снам,
То лыжи навострить пора отселе нам...
В другой сцене гетульский царь Ярб, безнадежно влюбленный в красавицу Дидону, собирается высечь Энея крапивой и кнутом. Но тут появляется Дидона. Эней прощается с нею:
...Так видишь, расстаюсь с тобою я невольно.
Плохая тут любовь, спине где будет больно.
После завершения пьесы в тот день в Приютине еще можно было насладиться балетом, послушать хор с участием Капниста и Озерова, полюбоваться выступлением циркачей и фейерверком, потанцевать на балу и отобедать в дружеском кругу.
Через 9 лет, 5 сентября 1815 года, в приютинском театре играли комедию Гнедича, скрывавшегося под псевдонимом господина Приютина. Постановка называлась “Стихотворец в хлопотах” и высмеивала графоманию. Гнедич играл поэта Стихоплеткина, самозабвенно пишущего заказные стишки на любой случай жизни. Однако творения Стихоплеткина несравнимы с “притчами” некоего Хлыстова, о котором в комедии рассказывает его сын: “Папенька создал новый мир, населил его новыми тварями, у папеньки горлицы с зубами, собаки с рогами, животные, если нужно, меняют свой образ, например, помните ли, Иван Сидорович, притчу “Корова и липка” - когда корова лезет на макушку липки, чтобы спрятаться от дождя, и вдруг слезает назад быком!” Покатываясь со смеху, зрители без труда узнали в Хлыстове графа Дмитрия Хвостова, которого Пушкин назвал “отцом зубастых голубей”. В 1815 году поэт высмеивал его с стихотворении “Городок”, называя Свистовым:
Намаранные оды,
Убранство чердаков,
Гласят из рода в роды:
Велик, велик Свистов!
...
Свистовским должно слогом
Свистова воспевать,
Но, убирайся с Богом,
Как ты, в том клясться рад,
Не стану я писать.
Очевидно, Оленин был знаком с этим стихотворением, опубликованном в “Российском музеуме” в том же году, и переименовал в афише приютинского спектакля Хлыстова в Свистова.
В этой пьесе все актеры выступали под псевдонимами, разгадать которые для гостей не представляло труда уже при чтении программы. Под именем Скороговоркиной скрывалась воспитанница Олениных Анна Фурман, белокурая красавица, в которую были безнадежно влюблены Гнедич и Батюшков. В спектакле участвовали дети Олениных: семнадцатилетний Алексей - господин Долгоносов, тринадцатилетняя Варенька - госпожа Ленивина и семилетняя Анеточка - девица Догадкина. После окончания спектакля “девицы Ленивина и Догадкина” задорно исполнили русские пляски.
У Олениных было пятеро детей. Старший сын Николай в возрасте 19 лет погиб при Бородине, второй сын Петр, тоже участник Бородинского сражения, в 1815 году находился в армии. Все дети участвовали в домашних спектаклях с самых малых лет. Это прививало им любовь к театральному искусству, музыке, пению, танцам.
В 1817 году в доме Олениных начал бывать юный Александр Пушкин, встретивший здесь очень теплый прием. В начале 1819 года на одном из вечеров Пушкин впервые увидел прекрасную Анну Керн, приходившуюся племянницей Елизавете Марковне. Анна так заслушалась Крылова, читавшего басню “Осел и мужик”, что не обратила на Пушкина никакого внимания. Она вспоминала впоследствии, что в тот день принимала участие в сценке в роли Клеопатры. В руках Анна держала корзину с цветами, где якобы находились змеи. К ней подошел Пушкин с Александром Полторацким, ее кузеном. Посмотрев в корзинку и указав на кузена, Пушкин спросил по-французски “Конечно, этому господину придется играть роль аспида?” Вопрос содержал фривольный намек, и Анна отошла, ничего не ответив. Эту встречу и воспел Пушкин в стихотворении “Я помню чудное мгновенье...”, написанном летом 1825 году в Тригорском, где он вновь повстречал прекрасную Анну Керн.
Пушкин принимал деятельное участие в вечерах у Олениных, где любимым развлечением были “шарады в живых картинах”, когда зрители должны по содержанию частей представления угадать зашифрованное слово. 2 мая 1819 года Крылов предложил разыграть шараду “Баллада” из таких сцен: “Бал” (участники изображали танцующих на балу); “Лада” (девушки и дамы изображали Ладу - богиню любви и красоты у древних славян). Потом Жуковский прочел написанное им и большей частью Пушкиным стихотворение, служившее ключом к отгадке:
Что ты девица грустна,
Молча присмирела,
Хоровод забыв, одна
В уголку присела?
“Именинницу, друзья,
Нечем позабавить.
Думала в балладе я
Счастье наше славить.
Но Жуковский наш заснул,
Гнедич заговелся,
Пушкин бесом ускользнул,
А Крылов объелся...
Стихотворение заканчивалось здравицей в честь именинницы и гостей.
Известно участие Пушкина в одном из домашних спектаклей у Олениных. Он играл роль мичмана Альнаскарова в комедии Ивана Хмельницкого “Воздушные замки”. Интересно, что в этом спектакле вместе с поэтом играли известные актеры Екатерина Семенова, Мария Львова-Синецкая, Иван Сосницкий.
Вернувшись в 1827 году в Петербург после длительной ссылки и пребывания в Москве, Пушкин вновь стал частым гостем у Олениных. К тому времени их младшая дочь Анна превратилась в очаровательную девушку. Большие светлые глаза Анеты, отражавшие ее богатый духовный мир, смотрели то с задумчивостью, то с озорством и тонким кокетством. Девушка была изящна, миниатюрна, хорошо танцевала, ловко гарцевала на лошади, неплохо рисовала, лепила, писала стихи и прозу, владела несколькими иностранными языками. Кроме того, она обладала приятным, хорошо поставленным голосом и с успехом участвовала не только в домашних вечерах и спектаклях, но и в благотворительных концертах в Благородном собрании. Трудно судить о масштабе ее дарования. Может быть, Анна отчасти унаследовала талант своего дедушки М.Ф. Полторацкого. 5 сентября 1827 года она выступала в роли Антигоны во фрагменте трагедии Озерова “Эдип в Афинах” и участвовала в домашней постановке “Пословица в лицах по-русски и по-французски - “Чем богаты, тем и рады”.
Весною 1828 года Пушкин увлекся Анной Олениной настолько серьезно, что мечтал жениться на ней. Он посвятил ей цикл изумительных стихотворений, среди которых “Ее глаза”, “Ты и Вы”, “Кобылица молодая”, “Не пой, красавица, при мне...”, “Я вас любил...” Девушка не ответила поэту взаимностью, хотя была сильно увлечена его стихами и часто цитировала их в своем дневнике. Оленины были против брака своей любимицы с Пушкиным по целому ряду причин. Поэт очень тяжело переживал это. Его последний визит в Приютино пришелся на 5 сентября 1828 года, день именин Елизаветы Марковны. В домашнем театре разыгрывали шараду “Меломания”, во всех четырех частях которой принимала живое участие Анета. А вечером Пушкин, прощаясь с нею, с чувством сказал, что должен уехать в свои имения, если только ему достанет решимости.
В 1830-е годы у Олениных собиралось общество, уже не столь широко известное. Давно не было в живых Капниста, Озерова, Марина, зимой 1833 года умер Гнедич. Однако в Приютине по-прежнему проходили веселые праздники и ставились спектакли. В 1833 году виде приятного сюрприза для “доброй Элизы” (Елизаветы Марковны) театр был устроен в хозяйственном помещении, роскошно украшенном цветами (вероятнее всего, в бывшей конюшне). Играли два водевиля с песнями и музыкой. Владелец соседнего имения Всеволод Всеволожский привез свой оркестр, которым руководил известный скрипач и композитор Людвиг Маурер.
В мае 1834 года перед отъездом Анны Алексеевны на лечение за границу в Приютине молодежь репетировала сразу две пьесы. В них были заняты родственники Олениных Николай Мертваго и Дмитрий Волконский, артиллерийский офицер Валериан Савельев, подруги Анеты Антонина и Лидия Блудовы - дочери министра внутренних дел Дмитрия Николаевича Блудова, который в начале XIX века был членом кружка А.Н. Оленина. Собиралась принять участие и Александра Уварова - дочь министра просвещения Сергея Семеновича Уварова, тоже бывшего члена оленинского кружка. Любопытно, что в пьесе “Юморист” Анна Алексеевна должна была играть роль бабушки, а в пьесе “Хороша и дурна, и глупа, и умна” - роль юной Наденьки, невесты гусарского офицера Алинского. В роли последнего выступал молодой барон Федор Алопеус, еще один неудачливый соискатель руки Анеты, которому она, впрочем, симпатизировала.
В том же году на именины Елизаветы Марковны Крылов решился поставить свою шутокомедию “Подщипа, или Триумф”. Для этой остроумной сатиры на русское общество времен Павла I путь на профессиональную сцену был закрыт. Комедия, выдержанная в духе балаганных игрищ, при жизни автора не была опубликована и ходила в списках. Крылов не только гротескно изобразил персонажи в их бытовой приниженности, представив царедворцев “счастливыми трутнями”, но и использовал комический прием: “подменил” царский дворец крестьянским двором. Шутокомедию невозможно читать без смеха. В первой же сцене царевна Подщипа в разговоре с Чернавкой вспоминает, как со своим нареченным, князем Слюняем, воровала огурцы с чужих огородов. Картавый и шепелявый князь Слюняй, обладатель деревянного меча и большой голубятни, признается царевне: ”Я так юбью тебя... ну пусце еденцу”. Государственные обязанности царя Вакулы чаще всего сводятся к еде: “Я разве даром царь? Слышь, лежа на печи, я и в голодный год есть буду калачи”. Показательно, что в целях пополнения казны в царстве вводится пошлина на кашель. Немецкий принц Триумф, воспылавший любовью к Подщипе и возмущенный ее отказом, повел на царство Вакулы свое войско, но завоевание начал с того, что из-под носа у царя скушал его обед. Солдафонские замашки принца Триумфа напоминают увлечение императора Павла I военной муштрой.
А.С. Пушкин, который прочел “Подщипу” в лицейские годы, в стихотворении “Городок” назвал И.А. Крылова “шутником бесценным”, а самой шутокомедии посвятил такие строки:
Тут вижу я - с Чернавкой
Подщипа слезы льет,
Здесь князь дрожит под лавкой,
Там дремлет весь совет;
В трагическом смятенье
Плененные цари,
Забыв войну, сраженья,
Играют в кубари...
В приютинской постановке роль Подщипы исполняла, конечно, Анна Алексеевна - Приютина царевна, как назвал ее неизвестный автор в приветственном стихотворении по случаю назначения фрейлиной двора в 1825 году. Вакулу играл Валериан Савельев, Чернавку - Варвара Оленина, гофмаршала Дурдурана - Дмитрий Волконский, а Слюняя и Триумфа - братья Хрущевы (возможно, родственники Волконского).
В середине 1830-х годов в приютинских постановках вместе со взрослыми участвовало уже следующее поколение юных артистов. Сын Анны Фурман (в замужестве Оом) Федор вспоминал, как в апофеозе спектакля с участием Анны Олениной, Антонины и Лидии Блудовых он играл роль амурчика: малыша подвесили на проволоке почти голенького, с подрумяненными свеклой щечками и приделанными на спине крылышками. Такого же амура изображала и маленькая Лизонька, дочка Петра Оленина.
После смерти Елизаветы Марковны Олениной в июле 1838 года спектакли в Приютине больше не ставились, а само имение по ее завещанию было продано. Судьба разбросала приютинское общество по свету. Похоронив в 1843 году отца, Анна Алексеевна вместе со своим мужем Федором Александровичем Андро де Ланжероном уехала в Варшаву, где провела более 40 лет. Петр Оленин в основном жил в имении Борисцево под Торжком. Разъехались и другие члены семьи. Они и их дети на долгие годы сохранили культурные традиции дома Олениных и передали свои таланты потомкам.
В усадьбе Приютино, где более полутора веков назад устраивались удивительные театрализованные представления, теперь воссоздана атмосфера пушкинской эпохи. Посетители музея могут побывать в той самой музыкальной гостиной, где проходили вечера, с интересом рассмотреть в театре-столовой программы спектаклей, портреты их участников, эскизы костюмов, бутафорские доспехи... В теплый летний день приятно прогуляться по чудесному тенистому парку, вспоминая стихи Гнедича:
Еще я прихожу под кров твой безмятежный,
Гостеприимная приютинская сень!
Я, твой старинный гость, бездомный странник прежний,
Твою приютную всегда любивший тень...

Литература

1. Пушкин А.С. - Полное собрание сочинений в 10 т. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1949.
2. Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз. - Л.: Лениздат, 1983.
3. Оленина А.А. Дневники. Воспоминания. - Спб: Академический проект, 1999.
4. Крылов И.А. Сочинения в 2-х т. - М.: Художественная литература, 1984.
5. Озеров В.А. Драматические произведения. - М.: Художественная литература, 1958.



Очерк опубликован в книге:

Егорова Е.Н.
Очарование пушкинских мест. - Москва: Дом печати “Столичный бизнес”: МП “Информационный центр”, 2003. - 112 с., ил.

Иллюстрация: Музей-усадьба "Приютино". Фото автора.