История с крещением

Елена Николаевна Егорова
Крещение - важнейшее таинство христианства, символизирующее вступление человека в Церковь, его приобщение к единству во Христе. Во время крещения на человека нисходит Дух Святой. После крещения, как учили Отцы Церкви, “человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую”. Человеку прощаются все грехи, в том числе первородный, перед ним открывается путь в достойную и благочестивую жизнь.

Мне довелось быть участницей весьма примечательной истории с крещением девочки Маши, дочери моей петербургской подруги. В середине мая 1993 года я, по обыкновению, собралась в город на Неве навестить своих подруг Ольгу и Раису, прогуляться по любимым улицам, посетить Александро-Невскую лавру. Купила гостинцев и небольшие подарки, в лавке Свято-Никольского Угрешского монастыря приобрела по просьбе друзей именные иконы: тогда в Петербурге их было непросто найти. Приветливая служительница быстро завернула мне образки святых Ольги, Виктора, Раисы и сказала: “Икон святой Марии у нас две. Какую вам - Марию Египетскую или Марию Магдалину?” Святая Мария Магдалина выглядела на иконе гораздо привлекательнее, но я интуитивно взяла икону святой Марии Египетской, где была изображена седая женщина в бедной одежде на фоне бесплодной пустыни.

Хотя обе подруги приглашали меня остановиться у них, приехав в Петербург, я направилась к Ольге, чтобы не стеснять семью Раисы, ютившуюся в однокомнатной квартирке. Ольга встретила меня радушно, мы позавтракали, поделились последними новостями. Она поспешила на работу, а я, немного отдохнув, поехала в центр города, прошлась по Невскому проспекту, полюбовалась знакомыми дворцами и к полудню была уже у Раисы. Ее девятилетняя дочка Маша еще не вернулась из школы. Раиса рассказала о своем непростом житье-бытье и пожаловалась, что Маша перестала ее слушаться: “Она стала какая-то дерзкая. К тому же недавно украла у меня из сумки 5000 рублей, накупила на них сладостей и безделушек. Я потом не знала, как свести концы с концами”. Зарплата Раисы, учительницы начальных классов, тогда составляла 30000 руб. в месяц. “Самое плохое, Леночка, - продолжила подруга, - что Маша особенно не раскаивается. Она хоть и попросила прощения, но чувствую, что не от души. Поговори с ней. Может, тебя она послушается. Я-то сегодня не смогу поехать с вами на прогулку: мне надо на курсы в пединститут. Вернусь только к вечеру”. Я, конечно, обещала побеседовать с Машей. Она была живой, непосредственной, смышленой девочкой. Мы с ней очень дружили. Во время моих приездов мы гуляли по городу, посещали пригородные дворцы и парки. Когда я уезжала, Маша обычно не хотела меня отпускать и со слезами на глазах махала мне из окошка.

Вскоре девочка прибежала из школы и очень обрадовалась моему приезду. После обеда мы с ней поехали в Летний сад. По дороге я завела разговор о Машином плохом поступке и стала объяснять, что воровство - большой грех, за него Бог может сурово наказать. “Ты ведь веришь в Бога?” - спросила я у девочки. Маша ответила утвердительно и призадумалась, но ненадолго. “Вечером мы поедем в Александро-Невскую лавру на службу. Помолимся, ты покаешься и пообещаешь Господу, что больше никогда не будешь красть, а в воскресенье вы с мамой пойдете на исповедь”, - предложила я. “Хорошо”, - беспечно ответила девочка. Было заметно, что она думает только о предстоящей приятной прогулке.

Летний сад, как всегда, очаровал своей красотой. Ярко светило солнце. Среди нежной зелени раскидистых деревьев белели античные статуи. Мы останавливались возле некоторых скульптур, и я рассказывала Маше связанные с ними истории. Возле памятника Крылову девочка сама бойко прочла мне несколько басен, выученных ею в школе. Не замечая времени, мы подошли к великолепной решетке Летнего сада. Маша, увидев на воротах позолоченные корзины с цветами, воскликнула: “Ой, сколько золота! Зачем оно здесь? Лучше бы мне дали на бусы и браслетики!” Я так удивилась, что не сразу ответила: “Эти букеты позолотили для красоты, чтобы люди любовались. Они принадлежат нам всем вместе и никому в отдельности”. Маша вздохнула с сожалением. Мы с нею еще немного погуляли по благоухающему сиренью Марсову полю. Рядом с пышно цветущим кустом я сфотографировала девочку, после чего мы поспешили на службу в Лавру.

В Троицком соборе было свежо, светло и просторно. Мы вошли как раз вовремя и успели до службы поставить свечки. Началось богослужение. Маша повторяла слова за стоявшими рядом старушками и крестилась, подражая им. Вдруг она мне сообщила, что ей плохо: заболели живот и голова. Пришлось выйти на воздух. Там девочке стало гораздо лучше. Мы вернулись в храм, но вскоре все повторилось: у Маши вновь заболели голова и живот. Я недоумевала: это не могло быть из-за духоты или голода. Когда девочка пожаловалась на дурноту в третий раз, меня осенило. “Маша, а ты крещеная?” - спросила я. “Нет еще. Родители давно собираются меня окрестить, да все не получается. То мама занята, то денег нет, то она не может найти крестной матери”, - ответила девочка. Меня такие слова сначала обескуражили: я знала, что Машу собирались крестить еще год назад, и была уверена, что это уже сделано. “А ты хочешь креститься? Хочешь, чтобы я была тебе крестной матерью?” - спросила я. “Да, да, да!” - последовал ответ. Тогда мы узнали в храме, когда совершается крещение и что надо иметь с собой. Вечером мы обо всем условились с Раисой.

Вернувшись к Ольге, я обнаружила, что утром не взяла с собой для подарка икону преподобной Марии Египетской, хотя образок святой Раисы не забыла и отдала подруге. Мелькнула мысль: “Вот и хорошо. Как раз будет подарок Маше на крестины”. На следующий день я встала пораньше, чтобы успеть приобрести на Невском проспекте “Детскую библию”, но в магазинах и на уличных прилавках мне попадалась только “Моя первая Священная история”, предназначенная для дошкольников. Я прошла почти весь Невский проспект от канала Грибоедова до Лавры, но нигде не могла найти нужной книжки. Остановившись возле последнего прилавка, я с огорчением увидела, что и здесь ее нет. Продавщица, заметив, что я рассматриваю духовную литературу, спросила: “Вам, наверное, нужна Библия для школьников? Сейчас я посмотрю. Кажется, осталась у меня одна такая книга”. Она вытащила откуда-то великолепное иллюстрированное издание “Детской Библии”. Полистав его, я поняла, что это именно то, что нужно. Расплатившись и поблагодарив внимательную продавщицу, я поспешила в Лавру, где меня уже ждали Маша и Раиса.

Теперь девочка чувствовала себя в храме хорошо, хотя поначалу немного побаивалась. Когда по окончании таинства мы вышли из Троицкого собора, настроение у всех было торжественное, возвышенное. Раиса сфотографировала нас с Машей на память, и мы отправились домой отмечать крестины. Я подарила крестнице книгу и икону святой Марии Египетской. Мы начали читать Евангельскую историю. Девочка слушала со слезами на глазах, как Богочеловек родился в пещере рядом со скотом и был положен в ясли...

Этим же вечером мне надо было возвращаться домой. Моим соседом по купе оказался пожилой мужчина из Белоруссии. Два других места до следующей станции пустовали. Мужчина, чьего имени я, к сожалению, не запомнила, был глубоко верующим человеком, и разговор у нас зашел о религии, о прежнем нашем “атеизме” и теперешнем возвращении к Церкви. “Хотите, я расскажу Вам историю преподобной Марии Египетской? Она очень поучительна”, - неожиданно предложил он. “Очень хочу, - ответила я, - ведь сегодня утром я крестила девочку Машу и подарила ей икону Марии Египетской”.
 
“Мария в молодости была большой грешницей: блудницей и развратницей, - начал свой рассказ попутчик. - Она родилась в Египте в середине пятого века в христианской семье, но в ранней юности сбежала от родителей в Александрию. Там она 17 лет вела распутную жизнь. Однажды красавица Мария пристроилась на корабль, который вез группу паломников в Иерусалим на поклонение Кресту Господню, и во время плавания продолжала предаваться своим постыдным страстям, растлевая мужчин. Когда по прибытии на место все паломники вошли в церковь, Марии так и осталась на паперти: какая-то сила отбросила ее назад. Много раз она пыталась войти, но не смогла переступить порог. Это подтолкнуло ее к осознанию своей греховности и к искреннему покаянию. Долго молилась она перед иконой Богородицы, висевшей в притворе, просила допустить ее в храм, обещая полностью переменить свою жизнь. И молитва была услышана. После поклонения Кресту Господню, Мария совершенно изменилась. По откровению Богородицы, полученному во время благодарственной молитвы перед той самой иконой, она направилась в Заиорданскую пустыню. Исповедавшись и причастившись в монастыре Иоанна Предтечи, Мария поселилась в пустыне. Она 17 лет прожила отшельницей, превозмогая свои блудные помыслы и терпя большие лишения. Когда мир сошел на ее страждущую душу, она продолжала каяться и прожила еще 30 лет в пустыне. За год до смерти Марии ее нашел там преподобный Зосима Иорданский. Старец подивился, когда она первая правильно назвала его имя, и особенно, когда увидел, как во время молитвы она вознеслась в воздухе на аршин (примерно 70 см - прим. автора) от земли. Мария попросила старца прийти к берегу Иордана на следующий год в Великий Четверг, чтобы причастить ее. Преподобный Зосима исполнил просьбу. Подойдя в сумерках к берегу, он увидел, как Мария, освещенная луной, переходит реку, едва касаясь ногами поверхности воды. После причастия она таким же образом перешла обратно. Через год Зосима вновь пришел на то место у высохшего ручья, где встретил Марию Египетскую, и нашел ее уже мертвой. Тело ее было нетленно”. Выслушав этот рассказ, я поразилась совпадению: мою крестницу тоже зовут Мария, она тоже совершила грех и ей было плохо в соборе, пока она не окрестилась.

Приехав домой, я определила по “Православному календарю” день именин Маши. Оказалось, что он приходится на ее день рождения - 14 апреля по новому стилю - и на день памяти святой преподобной Марии Египетской! Тут только я осознала, что последовательность пережитых мною событий не является цепью простых совпадений, и почувствовала, что меня вело Провидение и помогала небесная покровительница крестницы.

Когда через несколько дней я получила отпечатанные петербургские фотографии, меня поразила перемена выражения лица Маши. На первом снимке из куста сирени на меня смотрела лукавым взглядом маленькая плутовка. На второй фотографии возле храма рядом со мной стояла серьезная девочка с одухотворенным лицом.

Занятые мирским, мы редко задумываемся о своих небесных покровителях и только в кульминационные моменты вдруг чувствуем их заступничество, как это произошло с моей подругой Раисой. Она впала в сильную депрессию по причине разлада в семье и развода с мужем и однажды дошла до того, что задумала самоубийство. Раиса выпила для храбрости вина, высыпала из баночки на ладонь горсть снотворных таблеток и уже поднесла их ко рту, когда взгляд ее упал на маленькую иконку святой Раисы, которую я ей в свое время привезла. Тут несчастной женщине показалось, что святая укоризненно смотрит на нее, и послышался внутренний голос: ”Что ты делаешь? Остановись!” Это подействовало спасительно. Подруга, сразу отрезвев, выбросила таблетки. “Меня спасла икона святой Раисы”, - писала она потом в письме.

С тех пор прошло много лет. Теперь Маша уже сама молодая мама: растит дочку Алёнку. После описанной истории с крещением больше никогда Мария не брала ничего чужого. Конечно, не все у Марии складывается идеально, случается разное, но можно определенно сказать, что после крещения она заметно изменилась в лучшую сторону и в сложных ситуациях ведет себя достойно.

Очерк опубликован в книге:
Егорова Е.Н. Сокровища нетленной красоты. - М.: ИПО Профиздат: МП "Информационный центр", 2002.

Последний абзац отредактирован для настоящей публикации.

Мать Марии Раиса погибла в 2013 году в автокатастрофе.