Духовный писатель Пимен Благово

Елена Николаевна Егорова
Жизнь и произведения известного духовного писателя и историка Дмитрия Дмитриевича Благово, в иночестве архимандрита Пимена, тесно связана с Николо-Угрешским монастырем, где он был послушником в течение 13 лет. По благословению преподобного Пимена Угрешского он тщательно изучил исторические документы, касающиеся обители, и стал автором знаменитой книги «Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря», вышедшей в Москве в 1872 году.
 
Дмитрий Дмитриевич Благово родился в 28 сентября / 10 октября 1827 года в Москве в знатной дворянской семье, имевшей родственные связи со знаменитыми родами Волконских, Римских-Корсаковых, Щербатовых, Татищевых, Мещерских, Милославских, Салтыковых, Толстых. В младенчестве лишившись отца, Дмитрий остался на попечении матери Аграфены Дмитриевны и бабушки Елизаветы Петровны Яньковой, правнучки известного историка В.Н. Татищева. Детство будущего духовного писателя прошло в подмосковном имении Горки Дмитровского уезда. Получив под руководством матери хорошее домашнее образование, в 1845 году Дмитрий поступил на юридический факультет Московского университета, который успешно окончил в 1849 году. Два года он служил в канцелярии московского гражданского губернатора А.А. Закревского, внешне ведя обычную светскую жизнь. Со студенческих лет он дружил с С.М. Загоскиным, сыном известного писателя, часто посещал салон замечательной поэтессы Евдокии Петровны Растопчиной. Его внутренняя духовная жизнь для большинства окружавших его людей оставалась как бы «за кадром». С.М. Загоскин писал: «Ни единого дурного слова не исходило из уст скромного Благово; его чистая, честная душа гнушалась всего безнравственного и порочного».
Молодого Благово все больше захватывает литературная деятельность. Занимая с 1852 года должность директора Дмитровских богоугодных заведений, он подолгу живет в родовом имении Горки, пишет стихи, в которых предается философским размышлениям о мире, о религии. В его стихах прослеживается влияние В.А. Жуковского, раннего М.Ю. Лермонтова, Е.П. Растопчиной. В них преобладают грустные элегические мотивы, в которых сквозит разочарование в свете, хотя личная жизнь автора тогда еще не была ничем омрачена. В 1858 году в Петербурге под псевдонимом вышла в свет первая публикация Д.Д. Благово «Два стихотворения Лаго».
В 1857 году Благово женился на соседке по имению баронессе Нине Петровне Услар, восемнадцатилетней красавице. В это время он пишет цикл любовных стихотворений, свидетельствующих о его чистой любви:

…Отныне, чуждый для вселенной,
Я для нее лишь буду жить.

В 1859 году Благово вышел в отставку. В том же году в молодой семье родилась дочь Варвара, в 1861 году – сын Петр, который скоро умер. Смерть младенца стала началом разрушения семейного счастья. В 1862 году произошло событие, отравившее личную жизнь писателя: его жена влюбилась в молодого гусара и бежала с ним, навсегда покинув мужа и дочь. Дмитрий Дмитриевич переехал с Варенькой в Москву, где его ждало новое горе: вскоре умерла его мать Аграфена Дмитриевна.
Свет все менее прельщает его. По отношению к своей жене он поступает великодушно, предоставив ей в январе 1863 года документ, в котором «вину» за случившееся берет на себя. Он надеется, что это оправдает скомпрометировавшую себя женщину, поможет ей получить развод и выйти вторично замуж. Однако Синод этому документу не поверил, в результате чего бракоразводный процесс длился почти 20 лет до 1882 года.
В 1867 году, оставив бывшей жене все имения, включая любимые Горки, Д.Д. Благово решает удалиться в монастырь. Незадолго до этого он пишет:

Не соблазнил меня свет ложный
Своей мишурной суетой,
Своею пышностью ничтожной,
Своею важной пустотой!

Д.Д. Благово становится послушником подмосковного Николо-Угрешского монастыря. С архимандритом обители преподобным Пименом (Мясниковым) у него складываются очень близкие и доверительные отношения. В своем духовном наставнике он очень ценит мудрость, душевность, внимание к людям, поистине монашеские нестяжание и благочестие, практический ум и деятельную натуру, которая помогла ему возродить древний монастырь, основанный великим князем Дмитрием Донским в 1380 году, после многолетнего упадка и добиться его нового процветания и славы. Учитывая литературные дарования нового послушника, прозорливый архимандрит Пимен дает ему послушание: изучить и систематизировать документы и предания по многовековой истории Николо-Угрешского монастыря. Эта работа стала продолжением и семейных традиций для Д.Д. Благово, предком которого был историк Татищев. В 1872 году вышел в свет «Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря», по сей день являющейся ценнейшим источником по истории обители, без ссылок на который не обходится ни одна публикация о ней. Имя автора на титульном листе не значится, и лишь предисловие скромно подписано: «Один из меньшей Угрешской братии Дмитрий». Известны и другие исторические труды Д.Д. Благово, написанные во время его 13-летнего послушничества на Угреше: «Дворцовое село Остров, историческое описание» (1875), «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию» (1875), «Угреша» (1881). В 1883 году вышла отдельным изданием его книга «Архимандрит Пимен», настоятель Николаевского Угрешского монастыря. Биографический очерк», в 1880-1883 годах по частям публиковавшийся в журнале «Русский вестник», в котором примерно в тот же период печатается одно из самых интересных и популярных его произведений – «Рассказы бабушки», вышедшие отдельным изданием в 1885 году. С юных лет Дмитрий Дмитриевич кропотливо записывал рассказы своей бабушки Е.П. Яньковой, видной старомосковской светской дамы и хранительницы семейных преданий. Опыт предварительной работы над книгой, которая воспринимается читателями как мемуары самой рассказчицы, а не творение ее внука, пригодился Д.Д. Благово, когда он в 1870-х годах записывал и приводил в порядок «Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря», вышедшие в свет в Москве в 1877 году. Свою работу Дмитрий Дмитриевич выполнил весьма деликатно, намеренно оставаясь в тени и нигде не обнаруживая себя как действующее лицо, хотя он был непосредственным свидетелем многих событий. Книга, передающая оригинальный и очень образный строй речи архимандрита Пимена, стала ценнейшим источником сведений о повседневной жизни Угрешской обители в 1830-ые – 1870-ые годы.
Период послушничества на Угреше стал самым плодотворным в творчестве Д.Д. Благово. В 1873 году он сочинил во многом автобиографическую поэму «Инок». Она написана хорошим литературным слогом, в котором чувствуется влияние поэзии М.Ю. Лермонтова. Думается, автор не случайно взял строки из произведений великого поэта в качестве эпиграфов к первой и четвертой частям своего сочинения.
Поэма была впервые издана в 1874 году. Стереотипное второе издание вышло в свет в 1903 году. В 2005 году Николо-Угрешский монастырь выпустил третье издание поэмы (в современной орфографии), снабженное вступительной статьей профессора В. Троицкого и комментариями к тексту. Отрывки из поэмы, непосредственно касающиеся Николо-Угрешского монастыря и его насельников, опубликованы также в первом выпуске альманаха «Угрешская лира», вышедшем в 2007 году.
 Первая глава поэмы начинается с описания затерянной среди лесов «на берегу реки широкой в долине мирной между гор» древней обители, некогда основанной перешедшим в православие татарином на месте, где татарское войско потерпело поражение от русского князя. Образ обители здесь собирательный, вобравший в себя черты нескольких монастырей. География местности и связь основания с победой над татарами дает право предположить, что одним из прообразов обители в поэме является Николо-Угрешский монастырь. Описывая события, происходящие с героями поэмы, автор погружает их в дорогую его сердцу среду. Сосновый бор за рекой, село на пригорке, овраг, пруд неподалеку от угловой башни, настоятельские кельи в одном корпусе с трапезной, расположенный несколько ниже их соборный храм, – все это можно было увидеть тогда на Угреше.
Скромное материальное состояние обители, ее отдаленность от города (более 300 верст) и суровость климата, основание крестившимся татарином наводит на мысль о том, что вторым прообразом обители в поэме мог быть Кожеезерский Богоявленский монастырь Архангельской епархии, существующий с 1660-х годов. Одним из его основателей был бывший пленный казанский царевич Тургас Ксангарович, принявший православие с именем Сергий, в иночестве Серапион. Упраздненная в 1764 году обитель была возобновлена в 1851 году. В 1853-1854 гг. на Угрешу приезжал для сбора средств иеромонах Митрофаний, причем его миссия увенчалась успехом: благотворитель Николо-Угрешского монастыря московский купец П.М. Александров пожертвовал значительные суммы на возрождение Кожеезерского монастыря. Данное обстоятельство, вероятно, и обратило внимание Д.Д. Благово на эту обитель.
Прототипом главного героя поэмы, князя Василия Слуцкого, ставшего послушником в монастыре и принявшего иночество с именем Варлаам, несомненно, является сам автор. Отречься от мирской жизни Василия побуждает семейная трагедия: Анна, горячо любимая красавица-жена, покинула его, убежав с соблазнителем-гвардейцем и бросив двоих детей, которые умерли от болезни через два года. Не выдержав такого горя, умерла вскоре и старушка-мать Василия. Испытывая душевные страдания и чувствуя всю пустоту светской жизни, Василий уходит в отдаленный монастырь, где у него складываются доверительные отношения с настоятелем и с духовником схимонахом Гавриилом. Здесь он обретает душевный покой и находит свое призвание в служении Богу:
Когда он скорбью был томим,
И сердце снова, как бывало,
Тоски язвительное жало,
Предтечу тяжких долгих мук,
В себе внезапно ощущало,
Он прибегал к святым отцам,
Он брал их мудрые писанья,
Дар их любви простым сердцам;
И доблих старцев назиданья
Он с наслаждением читал,
И, как кору, он слой за слоем
Печаль с души своей скидал,
И дух, палимый скорби зноем,
Слезой отрадной прохлаждал...
Выбор фамилии главного героя, вероятно, не случаен: в православных святцах есть праведная София, княгиня Слуцкая. Не следует полностью отождествлять князя Василия с автором поэмы: в их судьбах есть и существенные отличия. В отличие от героя поэмы у Д.Д. Благово осталась любимая дочь Варенька. Василий выполнял обычные монашеские послушания, не связанные с изучением истории монастыря и литературной деятельностью. Вполне возможно, описывая служение о. Варлаама после пострига в сане иеромонаха, Д.Д. Благово полагал, что его собственная судьба сложится подобным же образом, но Бог судил иначе. После кончины своего наставника архимандрита Пимена в 1880 году, писатель переходит послушником в Толгский монастырь под Ярославлем. В 1882 году он наконец-то получил развод. Дочь Варвара к тому времени была уже три года замужем за известным историком, профессором Казанского университета Д.А. Корсаковым. Препятствий для принятия монашества у Д.Д. Благово больше не было, и он постригается с именем Пимен в память своего духовного наставника. В том же году его рукополагают в иеромонахи, а спустя два года возводят в сан архимандрита. С 1885 года он живет в Риме, являясь настоятелем русской посольской церкви. Свою литературную деятельность он продолжает, издает жизнеописания нескольких святых и книгу о Ярославском Толгском монастыре.
Бывшая супруга Д.Д. Благово баронесса Н.П. Услар является прообразом княгини Анны Слуцкой лишь отчасти. Героиня поэмы «Инок», как и Нина Петровна, отличается привлекательной внешностью, живет девичестве по соседству с будущим мужем, оставляет своего мужа и детей, увлекшись военным. Этим сходство и ограничивается. Второй брак Н.П. Услар, вероятно, был для нее счастливым: она родила еще двоих детей, имела несколько внуков и поддерживала впоследствии неплохие отношения со своей старшей дочерью Варварой. Иначе складывается судьба героини поэмы Анны Слуцкой, которую аферист-любовник вскоре бросает, воспользовавшись ее деньгами. Испытывая материальные затруднения, княгиня узнает, что ее бывший супруг уже семь лет подвизается в монастыре. Она предпринимает попытку вернуть его, а если не удастся, то в отместку хотя бы искусить и смутить душевный покой. Однако служба в монастыре, во время которой игумен проникновенно читает акафист Пресвятой Богородице, настолько поражает княгиню, что приводит ее к глубокому осознанию собственной греховности и желанию изменить свою жизнь, уйти в монастырь. С помощью игумена она эти намерения исполняет и через два года послушничества постригается с именем Феодора. Так бывшие супруги становятся братом и сестрой во Христе.
Есть сходство судьбы главной героини поэмы с некоторыми эпизодами жития святой преподобной Марии Египетской, которая в молодости была распутницей, но, духовно преобразившись после молитвы перед иконой Богоматери в Иерусалиме, круто изменила свою жизнь, удалясь в пустыню, где в молитве, посте и лишениях провела более 40 лет, достигнув высокой степени духовного совершенства. Сходство есть и в том, что Мария Египетская отправилась в Иерусалим на корабле вовсе не с целью поклонения иконе, она стремилась продолжать распутство во время путешествия, поскольку среди паломников было много мужчин. Придел во имя преподобной Марии Египетской был устроен в Успенском храме Николо-Угрешского монастыря в 1850-1851 годах.
Одним из главных героев поэмы «Инок» является игумен монастыря. Хотя его имя автор ни разу не называет, в нем отчетливо угадывается архимандрит Пимен, любимый наставник Д.Д. Благово. Даже внешне бодрый и моложавый старец-настоятель походит на преподобного Пимена. Единственное отличие, может быть, состоит в том, что о. Пимен, страдавший болезнью почек, не был худощав. Эта черта напоминает внешность епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), близкого друга архимандрита Пимена, многократно бывавшего на Угреше и освятившего в монастыре несколько храмов. Преосвященный Леонид был известен своим аскетизмом.
Биографические сведения об игумене монастыря в поэме практически полностью совпадают с житием преподобного Пимена: он пришел в монастырь в молодом возрасте, был келейником прежнего игумена, от которого многому научился, прошел множество всевозможных послушаний и, став настоятелем, мудро и рачительно управлял обителью, являясь также благочинным нескольких монастырей. Интересно, что архимандрит Пимен, как и игумен в поэме, прожил в Николо-Угрешском монастыре почти полвека. Образная и живая речь игумена в поэме напоминает своим складом язык «Воспоминаний архимандрита Пимена». Размышления об иночестве, его достоинствах и имевших тогда место пороках, о его целях, задачах, добродетельности, нестяжании словно взяты из записок «Мнение о современном состоянии монашества», написанных преподобным Пименом в 1873 г., когда Д.Д. Благово сочинил свою поэму «Инок». Некоторые черты характера и особенности биографии архимандрита Пимена роднят его с еще одним персонажем поэмы – простым смиренным схимником старцем Гавриилом. Подобно этому литературному герою, преподобный Пимен не отличался высокой светской образованностью, но черпал мудрость в духовных книгах, в Священном Писании, многому научился у окружавших его людей, пройдя «жизненные университеты»:
Обогащён умом природным,
Он сам себя образовал
И словом, ясным и свободным,
Живую мысль передавал.
Его боялись и любили,
Он был и строг, и справедлив,
По Богу ревностно-строптив.
К нему нередко приходили
Порой весьма издалека,
Чтоб только видеть старика,
Его беседой насладиться,
Благословение принять
И не притворно подивиться
Его уменью управлять.
Как и старец Гавриил, преподобный Пимен однажды пострадал от клеветы. Старец Гавриил – образ, скорее всего, собирательный. В период своего послушничества на Угреше Д.Д. Благово был знаком с монахами-долгожителями, подвизавшимися здесь на покое.
В третьей части поэмы «Инок» в качестве персонажа второго плана упоминается настоятельница женского Успенского монастыря, где подвизалась главная героиня поэмы. Про эту настоятельницу известно, что она была знатного рода, но, испытав много скорбей, презрела светскую жизнь и 40 лет провела в монастыре, отличалась строгой подвижнической жизнью, была мудрой духовной наставницей вверенных ее попечению сестер. Вполне вероятно, что прообразом этой героини была Маргарита Михайловна Тучкова, в иночестве игуменья Мария, основательница Спасо-Бородинского женского монастыря, входившего в благочиние архимандрита Пимена. М.М. Тучкова была вдовой геройски погибшего в Бородинском сражении генерала Александра Алексеевича Тучкова. Первый храм монастыря во имя Спаса Нерукотворного был заложен ею на месте его гибели. В 1826 году умер в возрасте 15 лет единственный сын Николенька, и Маргарита Михайловна окончательно переселилась на Бородинское поле. Став настоятельницей учрежденной ее стараниями обители, игуменья Мария была настоящей духовной матерью своих монахинь. Из-за слабости ее здоровья митрополит Филарет (Дроздов) запрещал ей носить вериги, однако она надевала их, если между сестрами возникал раздор или кто-то из них серьезно грешил. Так, страдая за проступки других, она воспитывала духовных дочерей в добре и послушании. Хотя пострижена она была только в 1836 году, ее подвижничество продолжалось около 40 лет: с 1812 по 1852 год, когда в возрасте 72 лет она скончалась.
В поэме «Инок» нет ни одного отрицательного героя из числа монашествующих. Может сложиться впечатление, что Д.Д. Благово идеализирует монахов и монашескую жизнь. На самом деле это не так. Уже в первой главе настоятель обители в своей начальной беседе с князем Василием говорит о всевозможных пороках монашествующих. Интересно отметить, что в похожих выражениях об этом же пишет архимандрит Пимен в отдельных главах своих «Воспоминаний», в основном посвященных греховному поведению Угрешских настоятелей Израиля и Аарона, приведших монастырь в плачевное состояние в первой трети XIX века.
Главным отрицательным персонажем поэмы является соблазнитель княгини, из-за которого она покинула от мужа. В последней части упоминается его имя – Андрей Петрович. Трудно определить, кто же был его прототипом. Вероятнее всего, это образ собирательный. Велики были злодеяния этого человека: несколько брачных афер и мошенничеств, принесших горе и гибель многим людям. Можно предположить, что Д.Д. Благово использовал сведения о реальных преступлениях, совершенных разными людьми, чтобы показать, сколь греховна была жизнь героя поэмы. Встретившись по воле Провидения с умирающим злодеем в доме благочестивого старика-крестьянина Федота, ни Варлаам, ни Феодора не осуждают его, а, напротив, прощают. Старец Варлаам в продолжительной беседе помог ему, некогда врагу и виновнику всех страданий, осознать свою порочность, прийти к искреннему покаянию и умереть по-христиански.
На первый взгляд, такой финал может показаться надуманным, маловероятным, начиная от самой встречи трех главных героев в одном доме и кончая раскаянием злодея. Однако можно взглянуть на эту ситуацию иначе. Глубоко верующий и стремящийся исполнять заповеди Господни крестьянин Федот постоянно привечает у себя паломников, монахов и разных страдальцев, терпящих горе и лишения. Поэтому неудивительно, что инокиня Феодора и иеромонах Варлаам останавливаются именно в его доме, что именно он взял на попечение умирающего странника Андрея Петровича, от которого отказались односельчане. В судьбе этого персонажа можно найти параллели с эпизодами жизни князя Юрия Смоленского, наместника Торжка. Зимою 1406 года князь Юрий совершил тягчайшее преступление: во время пира он коварно убил своего друга и соправителя князя Симеона Вяземского, чтобы овладеть его красавицей-женой Иулианией, которая хранила верность супругу, несмотря на настойчивые приставания Юрия. Защищаясь, святая праведная Иулиания ранила убийцу мужа, за что была им зверски убита. Боясь позора, Юрий Смоленский бежал в Золотую Орду, однако хан не принял его на службу. Около года преступный князь скитался, всеми презираемый, пока не обрел приют в Веневе монастыре под Тулой, настоятель которого игумен Петр наставил его молиться и побудил к покаянию. В 1407 году князь Юрий умер в нищете, плача перед смертью о своих великих грехах.
Поэму «Инок» (по аналогии с известным выражением В.Г. Белинского о романе в стихах «Евгений Онегин») можно назвать «энциклопедией духовной жизни» того времени. В поэме отражено увиденное и прочувствованное автором в Николо-Угрешском монастыре: красота архитектурного ансамбля и окружающей его природы, своеобразие уклада монашеской жизни, радость духовного общения с мудрым настоятелем обители и многое другое.
Архимандрит Пимен (Благово) скончался в 1897 году в Риме, где и похоронен. На Угреше он оставил по себе добрую память. Его произведения помогают нам не только получить глубокие познания по истории родного края, но и окунуться в многовековую духовную жизнь Угреши, лучше ее понять и принять сердцем.

Опубликовано в газете "Угрешские вести" за 11 и 18 октября 2007 г.