Визит к потомкам Олениных

Елена Николаевна Егорова
Потомки известных деятелей прошлого обычно вызывают у нас интерес, обусловленный отнюдь не простым любопытством. Слушая семейные предания, рассматривая старинные фотографии и портреты, лучше начинаешь чувствовать связь времен, понимать людей ушедших эпох, которые как бы приближаются к нам. Вот почему я обрадовалась, когда мне удалось связаться с Ниной Евгеньевной Олениной - родственницей героев моей книги «“Я вас любил”. Пушкин в доме Олениных».
Созвонившись и договорившись о встрече, отправляюсь на окраину Москвы, в Теплый Стан, отыскиваю нужный дом, квартиру. Дверь открывает сама Нина Евгеньевна - невысокая приветливая старушка. Представляюсь, вручаю подарки - свою книгу и научное издание “А.А. Оленина. Дневник. Воспоминания”, которое передали из музея-усадьбы “Приютино”. Подарки приняты Ниной Евгеньевной и ее сыном - Михаилом Вадимовичем Шапошниковым с благодарностью и неподдельным интересом.
Гостеприимная хозяйка ведет меня в свою комнату. Здесь наряду с типовой современной мебелью можно увидеть и вещицы прошлого века. На стенах развешаны иконы, старинные фотографии и небольшие картины, в которых чувствуется рука профессионального художника. Это и российские пейзажи, и виды зарубежных городов, написанные в своеобразной манере, в которой заметно влияние импрессионистов, передвижников и одновременно русского художника Коровина. Михаил Вадимович поясняет, что эти работы принадлежат кисти их родственницы Варвары Алексеевны Олениной, правнучки Алексея Николаевича Оленина и внучатой племянницы моей героини - Анны Алексеевны Олениной.
Хозяева достают семейные альбомы и по моей просьбе начинают рассказывать о себе и своих предках. В девичестве Нина Евгеньевна носила фамилию Бакунина. Ее мама Гали Михайловна была родственницей той самой Екатерины Бакуниной, в которую был влюблен Пушкин в лицейские годы. Бабушка Варвара Николаевна, до замужества Арсеньева, находилась в родстве с Лермонтовыми и Столыпиными.
Детство Нины Евгеньевны пришлось на трудные 1920-е годы. Семья жила в большой коммунальной квартире на Поварской улице вместе с родственниками отчима и другими соседями. Отчим, Федор Владимирович Ильинский, заменивший маленькой Ниночке отца, когда-то был скрипачом, но сложный перелом руки не позволил ему сделать музыкальную карьеру. Он стал зарабатывать литературным трудом: писал в основном пьесы для постановок в рабочих и колхозных клубах, состоял в Союзе писателей. Отчим был обаятельным человеком - весельчаком, острословом; его дом посещали композиторы, музыканты, литераторы. Приходила молодежь, которую он обучал литературным премудростям. Несмотря на то, что порой нечего было есть, хозяева устраивали домашние вечера, концерты. Гали Михайловна и особенно Варвара Николаевна хорошо пели. Среди гостей завсегдатаями были Александр Алексеевич Оленин, талантливый композитор, двоюродный брат Варвары Николаевны, и его сын Александр Александрович. Александр Алексеевич был учеником Балакирева, собирателем народной музыки, автором оперы “Кудияр” и других произведений. Некоторое время он сочинял песни для известной певицы Лидии Руслановой. Александр Алексеевич был внуком Петра Алексеевича Оленина, сына А.Н. Оленина, и внучатым племянником Анны Олениной. Его сестра Варвара Алексеевна, чьи картины украшают квартиру Нины Евгеньевны, умерла очень давно. Другая сестра, Мария Алексеевна Оленина Д’Альгейм, обладавшая красивым меццо-сопрано, была знаменитой камерной певицей, толковательницей и исполнительницей вокального творчества Мусоргского, автором книги “Заветы Мусоргского”. Ее отличала выразительная манера исполнения и глубокое проникновение в содержание музыки. В 1908 году совместно с мужем Пьером Д’Альгеймом (1862-1922), французским писателем и переводчиком, автором книги “Мусоргский”, она открыла в Москве “Дом песни”, где проводились конкурсы, концерты, издавались газета и бюллетени. С 1918 года Мария Алексеевна проживала с мужем в Париже.
Семья Бакуниных-Ильинских жила трудно, но насыщенно, интересно. Особенных гонений на них как на бывших дворян тогда не было: спасали литературные труды Федора Владимировича, пользовавшиеся признанием у властей. Нина Евгеньевна с улыбкой вспоминает, как однажды в частный детский садик, куда ее водили, нагрянули люди в кожанках и стали расспрашивать детей, за кого они. Малыши в основном отвечали: “За Ленина”, “За Сталина”. Маленькая Ниночка сказала: “А я - за царя!” Это едва не привело к печальным последствиям. Однажды ночью в квартиру на Поварской нагрянули с обыском: хотели арестовать бабушку Варвару Николаевну Бакунину якобы за религиозную пропаганду. Все население квартиры было взбудоражено, никто не спал. Нашли и иконы, и православные книги, но все же ареста удалось избежать благодаря ручательству Федора Владимировича Ильинского. Надо сказать, что не только Варвара Николаевна, но и все остальные члены семьи хранили веру в Бога, которая помогла им выжить в трудные годы.
Творчеством Пушкина Нина Бакунина увлекалась с детства, знала наизусть много его стихов, потому что в доме бережно хранились его книги. Она вспоминает, что в школе произведения великого поэта до 1936-1937 годов проходили мало, больше задавали учить стихотворения на революционную тематику. В 1938 году семнадцатилетняя Нина вышла по взаимной любви за Вадима Борисовича Шапошникова, который происходил из древнего купеческого рода, известного еще с XVI века. Однако для Нины тогда это не имело никакого значения. Молодые жили дружно и счастливо. В 1939 году у них родилась дочка Анечка, а спустя два года - сын Миша.
Наступившая война с фашистами разлучила супругов. Вадим Борисович ушел на фронт, а двадцатилетняя Нина с двухлетней Аней и четырехмесячным Мишей эвакуировалась в Североуральск. Позже к ней присоединились мать, бабушка, отчим и младший брат Владимир Ильинский. Кем только не пришлось работать Нине Евгеньевне! Была она заведующей домом для приезжих, работала на шахте, потом была мастером бокситного цеха на горно-обогатительном комбинате. Когда здоровье ее ослабло, она трудилась контролером, затем бухгалтером. Жили тяжело, голодали. Маленького Мишу едва удалось спасти от голодной смерти. Несмотря на большие лишения, Нина Евгеньевна не унывала. На Урале к ней относились хорошо, в трудные минуты она молилась Богу, и это придавало ей силы. Она вспоминает, как иногда ненадолго выходила на балкон, смотрела на хмурое небо и читала про себя стихи Пушкина: “Мчатся тучи, вьются тучи...” И на душе становилось легче.
В 1944 году семья уже без бабушки Варвары Николаевны Бакуниной, скончавшейся в 1943 году в возрасте 65 лет, вернулась в Москву. Жить в городе было тяжело. Второй раз угроза голодной смерти нависла над маленьким Мишей. Отвести ее удалось благодаря заботливому уходу и хорошему писательскому пайку Федора Владимировича Ильинского. Через несколько месяцев 54-летний отчим умер от стенокардии. Подросший брат Владимир тогда был на фронте. Нина Евгеньевна жила с детьми и мамой, которая подрабатывала машинописью: под диктовку дочери она печатала произведения литераторов - знакомых покойного мужа. К сожалению, с Вадимом Борисовичем Шапошниковым Нина Евгеньевна вскоре после войны рассталась: он обрел другую семью. Однако отношения с бывшим мужем остались хорошими, дружескими.
В 1948 году Нина Евгеньевна вышла замуж за своего троюродного дядю Александра Александровича Оленина. “Я стала сама себе тетей,” - улыбаясь, говорит она. Еще в довоенное время Александр Александрович был частым гостем ее семьи, пытался ухаживать за нею, но тогда юная Ниночка не воспринимала это всерьез, ведь он был на 25 лет старше. Во время войны Александр Александрович пережил несправедливый арест, заключение, смерть отца. В тюрьме он заболел туберкулезом и после освобождения долго лечился, поэтому не попал на фронт. Александр Александрович был способным художником-любителем, увлекался резьбой по дереву. Он очень горевал, когда у него в поезде украли чемодан с рисунками. Главное дело жизни Александра Александровича тесно связано с миром музыки. Обладая абсолютным слухом, он был настройщиком высшего класса и, работая в Союзе композиторов, настраивал инструменты многим знаменитостям, среди которых Дунаевский, Матусовский, Рихтер. Этого заработка хватало на скромное содержание семьи, и Нина Евгеньевна имела возможность заняться домашним хозяйством, воспитанием детей. Александр Александрович заменил отца Мише и Ане. Михаил Вадимович вспоминает о нем с любовью и благодарностью. Нина Евгеньевна показывает фотографии мужа, который очень похож на своего прапрадеда - Алексея Николаевича Оленина. Тот же “римский” нос с горбинкой, удлиненное лицо, светлые добрые глаза... Знакомые черты угадываются и в портрете его отца, композитора Александра Алексеевича Оленина. Фамильное сходство, передавшееся через столетие, всегда поражает, хотя, вообще говоря, это явление довольно обыкновенное.
Любопытно, что как и свой прапрадед, Александр Александрович любил иногда выпить, но вел себя по отношению к окружающим добродушно, имел обыкновение говорить: “Пьяный проспится, дурак - никогда”. Мне эта фраза давно знакома по рассказам моей мамы: ее повторял мой дед-крестьянин, когда бывал пьян.
Семья Олениных жила в коммунальной квартире на Арбате. Одна из соседок работала машинисткой в КГБ, поэтому ее побаивались. В конце 1940-х - начале 1950-х годов преследование бывших дворян вновь усилилось. Александру Александровичу было приказано покинуть Москву. Но куда уедешь, если вся работа настройщика связана со столицей? Лето Оленины проводила в Салтыковке, а в остальное время глава семьи инкогнито жил в собственной комнате. Рано утром он вставал, одевался, брал в руки ботинки, тихонько выходил за дверь, обувался и громко звонил, чтобы услышала соседка. Так Александр Александрович инсценировал свой приезд из Подмосковья. В те годы он с опаской получал письма из Парижа от престарелой Марии Алексеевны Олениной-Д’Альгейм, которая стремилась на Родину. Однако все обошлось благополучно. При содействии министра культуры Фурцевой девяностолетняя Мария Алексеевна в 1959 году вернулась в Москву, где провела последние годы жизни и скончалась в возрасте 100 лет.
Несмотря на нелегкие условия, в доме Олениных постоянно звучала музыка. Михаил Вадимович рассказывает, как однажды в день юбилея покойного Александра Алексеевича к ним приехал квартет имени Комитаса, армянского композитора-фольклориста, и начал исполнять музыку Оленина. Все население квартиры высыпало из своих комнат послушать.
В семье хранилось множество памятных вещей рода Олениных: книг, альбомов, портретов, картин, икон, фотографий, мебели, предметов быта. Большинство из них поступило в музеи. В Приютино попала печатка с гербом Олениных, портреты Петра Алексеевича и Алексея Петровича Олениных, Марии Алексеевны Олениной-Д’Альгейм, изделия из бронзы, рисунки. В государственном музее А.С. Пушкина в Москве можно увидеть деревянный бюст А.Н. Оленина и другие реликвии. Поступили мемориальные вещи и произведения искусства также в музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, музей В.А. Тропинина, в архивы. Уникальная коллекция фольклорной вышивки, собранная композитором А.А. Олениным, была продана в музей народного искусства.
В 1964 году, когда дети выросли и обрели самостоятельность, Нина Евгеньевна пошла работать костюмером в Центральный детский театр. В юности она мечтала стать актрисой, но сочла, что у нее неподходящая внешность. Театр стал ее вторым домом: она заведовала обширным театральным гардеробом, готовила костюмы, помогала актерам одеваться перед выходом на сцену - словом, была незаменимой работницей. Поэтому Нину Евгеньевну часто приглашали в гастрольные поездки, и она побывала во многих российских и зарубежных городах. Поскольку театральная дирекция старалась брать на гастроли, особенно зарубежные, поменьше сотрудников и актеров, а без костюмерши обойтись было никак нельзя, Нине Евгеньевне стали поручать небольшие роли в пьесах. Она рассказывает, как старательно их репетировала. В пьесе Гоголя “Женитьба” ее реплика состояла из двух слов. На вопрос: “Дома ли барин?” она отвечала: “Дома, дома!” Даже эту простую сценку прогоняли неоднократно. Однажды Нине Евгеньевне досталась довольно значительная роль медсестры в пьесе Михалкова “Потерянный дом”. Так почти сбылась мечта ее юности.
В 1965 году умерла Гали Михайловна Бакунина в возрасте 67 лет, а в 1967 году не стало Александра Александровича Оленина. Отработав в Центральном детском театре 17 лет, Нина Евгеньевна вышла на пенсию и еще три года трудилась билетершей во МХАТе. Это давало ей возможность посмотреть многие спектакли, на которые тогда было непросто попасть. Потом здоровье ее ухудшилось*), и в 63 года она стала пенсионеркой уже в полном смысле слова, занималась хозяйством, воспитанием внуков. Старшая дочь Анна Вадимовна много лет трудилась ретушером на ВДНХ, сейчас она на пенсии. Сын Михаил Вадимович Шапошников после окончания Литературного института посвятил себя документальному кино. Много лет он работал главным редактором Центральной студии документальных фильмов, доводилось ему быть и сценаристом, и режиссером. Теперь, когда этой студии больше не существует, он работает в зарубежной редакции Первого телевизионного канала, сотрудничает в журнале “Автомагазин”.
Наша интересная беседа в гостеприимном доме Олениных закончилась чаепитием. По дороге домой я размышляла о том, как несколько поколений рода Олениных сохраняли культурные традиции, любовь к искусству, к прошлому, к своей родине, как в течение веков передавалось не только фамильное сходство, но и особая атмосфера духовности и гостеприимства.

Очерк опубликован в книге:

Егорова Е.Н.
Очарование пушкинских мест. - Москва: Дом печати “Столичный бизнес”: МП “Информационный центр”, 2003. - 112 с., ил.


Когда книга готовилась к печати, пришло печальное известие о кончине Н.Е. Олениной в августе 2002 года.