Ночь на берегу Ворсклы

Амен Ур-Сет
Данное эссе около 7 лет лежало невостребованным. И только теперь я откопал его в своей тетради, набрал и дополнил. О чем же оно? Это маленькая история о начале одной экспедиции 199Х года, в которой участвовал школьник 9-го класса. Эссе небольшое, возможно даже немного походит на дневниковую запись. Но, раскопав его в тетрадке, захотелось оживить.
***
Была первая ночь в этом походе. Новые люди, новая обстановка, новые обязанности. Вечерок накануне выдался плодотворным. Выгрузили вещи из допотопного автобуса, установили первый лагерь, собрали и проверили байдарки. Заодно определили, кто с кем будет плыть.
Приготовление ужина, чай, разговоры. Все это шло своим чередом. Часть группы я знал, потому что учились в одной школе, но были и новые лица. И, к счастью, никаких разногласий у нас не возникло. Знаете ведь, что в свете общего дела знакомиться проще. Уже скоро мы общались почти как свои.
Это была первая моя водная экспедиция. Целых десять дней в команде. Не обошлось и без мистики. Нас было тринадцать человек, мы выехали тринадцатого числа, а когда выезжали из города, то моросил противный дождь. Неизвестно, что ждало группу завтра или послезавтра, но волнения по этому поводу напрочь отсутствовали. Я, лично, просто знал, что все будет хорошо.
Но то было вечером. Сейчас же, я лежал в палатке прямо на разложенном спальнике и изнемогал от удушья. Где-то над головой в темноте мучительно звенел комар. Туристическая брезентовка явно не была рассчитана на четверых. Как же тесно в этой рукотворной ловушке! Была одна мысль – скорее выбраться из плена.
Не удивительно, что мне не спалось. Удалось только с самого начала немного вздремнуть, пока двое из соседей "зависали" около костра. Непроглядный мрак тканевого свода и подлый храп казались невыносимыми. Как тут уснешь? Сущая пытка.
Не выдержав, я подхватился, взял свою джинсовую кепку. Растолкав соседей, встал и дернул веревку клапана. Расшнуровав палатку, я немедленно покинул её, вытаскивая за собой тяжелый рюкзак. Соседи по мраку только сонно пробурчали что-то невнятное вслед.
Меня встретила отрезвляющая прохлада. Я дышал, смакуя каждый глоток свежего воздуха. Наверное, ощущения, овладевшие мной сейчас, стоили мучений в тесноте. Это какая-то эйфория свободы. Прямо Икар-повелитель небес. Окончательно избавившись от резкого приступа клаустрофобии, достал из чрева рюкзака скрученное покрывало и, спотыкаясь, пошел сквозь вуаль ночи к краю речного берега.
Остановились мы на небольшом полуострове, который порос деревьями и кустарником, поэтому, чтобы выйти к речке, азимут по звездам вычислять не обязательно. Просто топай в сторону от палаток и выйдешь куда нужно. Сам даже не могу объяснить, почему мне не сиделось в лагере возле палаток. То ли храп товарищей по команде, то ли желание побыть ближе к природе.
Увидев свинцовый блеск водного зеркала, я бросил на влажную от росы траву грубое покрывало, сложенное в несколько раз. Вздохнув, уселся. Пока брел, кроссовки изрядно подмокли. Но сейчас на это было наплевать. Ощущение влажной обуви не идет в сравнение с созерцанием красоты ночного берега реки.
Расслабившись, лишь теперь я почувствовал облегчение. Нацепил на макушку кепку, вслушался. В недалеком камыше квакали лягушки. То справа, то слева пикировало по-утреннему дурное комарье. Вдалеке, на деревьях жалобно урчали сверчки, образуя в воздухе подобие звуковых завихрений. Над всем этим бескрайним куполом раскинулось безоблачное небо с узкой изогнутой дужкой месяца. Чистый, как кристалл горного хрусталя воздух был наполнен свежестью речной воды и терпким запахом диких трав. Он был заряжен красотой небосвода и посыпан серебристой пылью звезд.
Вот оно очарование ночи, которое облагораживает душу и бодрит тело. Хотелось взять это мгновение и спрятать, будто снимок глубоко в душе. В такие моменты ощущаешь себя частью природы. Не было ни обыденной болтовни мыслей, ни сомнений, или еще какого внутреннего дискомфорта. Было просто хорошо. Вот так я и сидел, будто в медитации. И чувствовал себя превосходно, несмотря на то, что я практически не спал.
Но ничто не вечно. Земля неумолимо делала свой оборот, и вскоре исчезли месяц и звезды. Сверчки и лягушки умолкли. Явилось сонное, серое утро, окутанное дымкой легкого тумана. Скоро должен был проснуться наш лагерь. Меня ждал первый день испытаний на прочность. Прошлый вечер был не в счет.

Amen Ur-Set 2001 год