Пушкин, Пушкин

Михаил Каплан
 КТО ВИНОВАТ, И ЧТО ДЕЛАТЬ.
Исследователи подсчитали, что проехал Александр Сергеевич в карете, да на санях по российским рытвинам и ухабам аж 33000 километров. Будто по экватору – вокруг Земли. В дневниках поэта дорожные впечатления и встречи, встречи, встречи…

Юного Александра пригласил Петр Яковлевич Чаадаев. Это их первая встреча. Впоследствии, несмотря на разницу в возрасте, они стали хорошими друзьями.

…Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял ее советом иль укором;

Твой жар воспламенял к высокому любовь…

Пушкин, спеша к карете, подвернул ногу. «Боль была нестерпима, нога опухла, только и думал о том, что можно сделать, чтобы не болела нога? Я так ждал этой встречи, готовился и вдруг забыл, к кому и зачем я еду, забыл обо всем, кроме боли». В результате беседа получила неожиданный поворот, стали говорить про желания, про их силу и власть над человеком.

– Да уж, мысль явно является порождением желания. И думает человек только о том, к чему у него есть желание, и даже не замечает, чего не желает. Разве старик смотрит на молоденьких девушек так же пристально, как юноша? – Чаадаев едва заметно усмехнулся.

– Получается, что наш разум – «купленный»: он покупается желанием и действует в полном подчинении ему? То есть любое мое желание будет указывать голове, моему разуму, что делать, чем заниматься?!

– Да, и обрати внимание: например, человек никогда не думает о кончине, потому что это ему неприятно, к этому нет желания, а, наоборот, всегда думает, что он вечен, потому что желает быть таким. И заметь, мой юный друг, что желаниям свойственно развиваться. Это закон, общий для всей природы закон постепенного развития: от горького и невзрачного плода, гадкого утенка, беспомощного детеныша – к созревшему, устойчивому состоянию.

Возможно, что спустя много лет поэт, прочтя эти строчки в своем дорожном дневнике, и написал «Сказку о рыбаке и рыбке», которую читают миллионы. Читают, наверное, потому, что хотя «сказка – ложь», но в ней даже не намек, а ответ на вопрос, возникающий у человека еще в детстве: «Что нами движет? Зачем мы живем?» Гений Пушкина попытался осмыслить законы мироздания. Вернемся к сказке и посмотрим, насколько ему это удалось.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Не секрет, что большинство людей в нашем мире удовлетворяются такой жизнью, пока однажды не просыпается в них следующее желание. А тут еще подворачивается такая легкая возможность его наполнения.

И вот вместо корыта разбитого появляется новое, вместо ветхой землянки – изба, а желание материального наполнения заменяется желанием почестей.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке…

…Говорит старик своей старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

Не тут-то было.

Вот неделя, другая проходит…

Желания растут, и нескончаемая погоня за наполнениями продолжается. Следующий виток – желание власти.

…Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей...

Ну что ж, и это желание исполняется.

Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей…

Дальнейший ход событий вполне предсказуем – старик больше не нужен.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашеи затолкали.

«Грациозный гений», как охарактеризовал Пушкина Чаадаев, прекрасно знал все недостатки человеческой природы. Но он не знал главного: «Кто виноват, и что делать».

Эта замечательная сказка была написана 175 лет тому назад. Изменилось ли что-нибудь с тех пор? И самое главное, могло ли измениться?

Этими вопросами Александр Сергеевич не задавался. Их задал, и смог найти ответ величайший каббалист нашего времени Бааль Сулам:

«Здравый смысл явно подсказывает нам, что основанием для совершения всех плохих поступков является не что иное, как желание насладиться. Это означает, что эгоистическая погоня за собственным благополучием является основой для причинения зла ближнему» («Сущность религии и ее цель»).

Значит, виноват эгоизм? Вряд ли сегодня кто-то будет с этим спорить. А что же дальше? Неужели ждать, когда золотая рыбка исправит это вселенское зло? Опыт человеческий показывает, что надеяться на это, мягко говоря, наивно. Каббалисты, будучи людьми прагматичными, исследовали природу эгоизма и пришли к однозначному выводу: эгоизм не только можно, но и нужно исправить. Вместе с этим выводом каббалисты оставили нам, сегодняшним, особую методику исправления.

Эх, жаль, не знал об этом Александр Сергеевич. Возможно, тогда бы и финал сказки мог быть другим.

М. Каплан