Бой быков

Сергей Облаков
"Кусочек Риги". На рижском вокзале столицы уютно. "Латыши очень чистоплотны. На улицах уже в шесть часов утра ни одного окурка", - скажет вам каждый русский, побывавший в Риге. Что значит кусочек? Просто, неотесанному русскому нравятся уникальные выражения, как грубому работяге может понравится миниатюрная интеллигенточка.

Однако на платформе, за стеной здания вокзала действительно кончалась Москва и начиналась Рига. Я сидел на скамейке, читал на коленях роман Хемингуэя "И восходит солнце". Реалистичные картины на аренах боя быков проносились передо мной, - "матадора в крови за ноги волокли по песку, публика опускала большие пальцы вниз и кричала по-испански: "Позор!"- и вот запасной выходил на арену, ему оставалось убить еще большее количество быков".

Матадор, такой, какой он должен быть, сел на скамейку рядом.
- Не будет ручки? - в его руках кроссворд в 200 слов казался мне белой мулетой, которую он разворачивал, дразня меня. Я дал ему ручку и отвернулся. Читая, я все-таки краем глаза видел его ботинки.
- Кто был родоначальником евреев? Аврам или Абрам? - спорная буква родоначальников не стояла на пересечении кроссворда.
- А что, есть разница? - я постарался улыбнуться, почувствовав себя быком трехлеткой, с которым заводят смертельную игру.
Бык трехлетка это полубык. Самые опасные быки за свою жизнь много раз пробовали на крепость рога своих сородичей. Я был не таким, а, может, его вид, настолько внушительный, заставлял чувствовать себя перед ним только трехлеткой - полубыком со спиленными рогами, каждый удар которых приносил мне боль.
- Нет,,. Но, все равно, я буду писать как правильно, - как будто мне было до того, но он продолжал свою игру, дразнил меня все сильнее, пуская меня по кругу все ближе рядом с собой.
- Как называлось средство, которым раньше травили тараканов?
- Дихлофос! - я отвечал коротко, старался отбросить его от себя, а ему, кажется, только этого и было нужно.
- Понятно... Но у него было название. Какое-то деме...т?
- Не знаю, - нужно сдаться, пускай отстанет. Он не отстал. И читал, чтобы меня разогреть, вопросы полегче:
- Грузоподъемник и крик вороны одновременно? - в любой другой
ситуации я подумал бы, что он издевается. Не знать крик вороны! Но сейчас каждый из нас знал, что делает. Я встал.
- Оставлю вам ручку. Мне нужно позвонить.
- Да. Идите, я буду здесь, - мой матадор шевельнул мулетой, и я с трудом заставил себя уйти.
В телефонной будке, где я стоял, не звонил, пришла мысль о милиции. Ну, нет, они появятся потом, как служащие арены, и поволокут с нее одно из двух тел. Задержатся дольше, я не мог, зрители ждали, да и опаздывающий поезд скоро подойдет. Видно судьба в том, что встречать его выпало именно мне.
А может попробовать и ним подружиться? Но так не бывает. У матадора в запасе еще бандерильи - дразнить меня моей же кровью, и шпага нанести последний удар. Мы оба на арене, он не уйдет с нее, прервав бой. Что может противопоставить жалкий полубык трехлетка его искусству и ухищрениям.
Конечно, убивают матадоров не только взрослые быки, кроме того, достаточно его ранить. Я снова сел на скамейку.
- Удачно? - спросил он.
" Ждал!" - подумал я, - "Каким огнем горят его глаза, надо с ним кончать", - и бросился вперед.
- Любишь отгадывать кроссворды?
- Разве мы на "ты" - он с достоинством обводил меня кругом.
- Ага, как соседи по скамейке! Ты же тоже встречаешь с этого поезда?
- Хочешь погадать вместе?
- Уже гадаю, что ты за тип!
Расчета никакого не было, я действовал, как бык трехлетка, напролом, главное завести его спиной в угол.
Он уходил в сторону:
- Может, хотите назад свою ручку?
- Да что мне, жалко что ли. Пиши!
Он смотрел спокойно - настоящий матадор в ожидании моего следующего броска.
- Если ждешь этот поезд, тогда жди! - и я бросился.
- И что? - он воткнул первую бандерилью. Я подумал; "Сколько их у него?"
- А вот ничего! - я неумело двинулся, боль пронзила заднюю часть тела. Все-таки скамейки московские, в рижских вряд ли торчит хоть один не до конца вбитый гвоздь.
- Вам что надо, молодой человек? - он еще спрашивает! Насчет «молодого» - верно, только не считай это своим преимуществом.
- Ты же первый начал, - я был прав, быки бросаются, только когда их основательно раздразнишь.
- Вот ваша ручка, идите отсюда, - это все? так быстро? Он уже готовит шпагу!
- Скамейка общая, идите отсюда сами, - я атаковал с таким удовольствием первый раз в жизни. Он сложил газету и неторопливо убрал ее в карман.
- Псих! - матадор встал.
Шпага воткнута! Теперь или я упаду к его ногам сразу, или он будет управлять
моей смертью и воткнет вторую чуть ниже.
Я схватил его за рукав, притянул к себе, а потом сильно оттолкнул:
- Иди отсюда!
Он развернулся и бросился на меня...

Очнулся я, как полагается за ареной, в отделении милиции. Бык трехлетка во мне, на этот раз, проиграл и погиб, о чем молоденький милиционер составлял протокол.
Протокол показался мне похожим на мулету еще больше, а возраст матадора, наверное, неопытность, сулили победу. Я стал медленно кружить вокруг него:
- За что меня забрали?..