Тамерлан Троффи 2

Шестакова Евгения
28-29 июня в районе поселка Чингильды, на побережье Капчагайского водохранилища завершился Третий этап Кубка Казахстана по трофи-рейдам - “Тамерлан-трофи”.
Напомним, что полтора месяца назад прошла первая часть этих соревнований, состоявшая из ориентирования, когда нужно было собрать наибольшее количество точек.

Вторая же часть гонки – круговая трасса в прибрежном болоте. Траектория практически не изменилась с Капчагайской Бахи 2007, только воды болоте заметно поубавилось, зато добавилось жидкой грязи, в которой при малейшей ошибке пилота или штурмана джип становился практически недвижимостью.

Первыми утром на старт отправилась категория ТР 1. Это почти стандартные внедорожники, без каркаса безопасности. Всего было 13 машин.

Еще до старта грамотные штурманы, надев высокие болотные сапоги, ногами исходили все опасные и подозрительные места. Погода была не жаркой, вода в болоте – прохладной, и многим штурманам просто было лень лезть в эту грязь и камыши. Но все равно – ни одного сухого и не испачканного штурмана не оказалось. Машины после финиша просто не подлежали никакой идентификации.

Теоретически – вся трасса была проезжаема без проблем для ТР 1. В прошлом году на почти не подготовленном Нисан Патруле, но с резиной повышенной проходимости МТ мы пронеслись все 10 кругов в диком ритме, ни разу не застряв. Темп гонки был такой, что я не успевала отмечать в корнете пройденные круги, я просто протыкала ручкой дырки в бумаге, чтобы не запутаться и не накатать лишнего.

В этот году экипажам предстояло откатать не 10 кругов, а два часа «бороздить» по этому болоту, набирая в свой актив как можно больше кругов.

Грязи хватило всем – и пилотам в том числе. Штурманы во всех категориях потрудились на славу – порой стоя по пояс в жидкой грязи, цепляя стропы, бесконечное количество раз разматывая лебедки и уворачиваясь от отрывающихся шаклов. В категории ТР 1 лебедки не предусмотрены, а вот сколько было порвано тросов никто и не считал.

Помощь организаторов и зрителей, была запрещена, но никто не запрещал участникам помогать друг другу.

Как и всегда в таких гонках перед экипажами встает одна дилемма - ехать быстро, никому не помогая, никого не вытаскивая и выигрывать, ведь это же гонка и набранные очки очень могут пригодиться в финале при подсчете. Или останавливаться и помогать засевшим машинам?

На этот раз не одна машина не смогла проехать дистанцию гонки, не застряв. Длина круга была не больше километра. И машины смогли проехать по 5-6 кругов.

В ТР1 судьям все же пришлось немного отодвинуть ленточку, обозначающую границу трассы, потому что в ином случае не поехала бы дальше не одна машина. Для других категорий ленточки вернули на первоначальное место.

Кстати, очень не повезло экипажам, которые решили объехать точку «всеобщего застревания» по камышам. Через пару минут и они «благополучно» садились в грязь, но их никто не спешил вытаскивать. «Траектория помощи» проходила совсем в другом месте. Были и обиды, было и разочарование, и как сказал пилот одного из застрявшего в камышах джипа – «Неужели нужно было застревать в самом узком месте, и тогда бы тебя вытащили?». Действительно, получалось, что так и нужно было делать.

Камыши таили в себе еще одну опасность – огромные бетонные плиты, скрытые от глаз. В прошлом году так не повезло экипажу Олега Мандриченко, одному из лидеров Чемпионата Казахстана. Они со всего разгона врезались передней подвеской в такой вот «сюрприз». Удар был похож на взрыв и был слышен по всему лагерю.

Помогала еще своеобразная командная тактика, вовсе не запрещенная Правилами. Первая машина проезжает – застревает, вторая ее выдергивает и едет на своей круг, возвращается – застревает – ее дергает первая. Это работало и это помогало.

Итоги заезда категории ТР1 – Первое место экипаж под номером 108 - Иван Чумин, Андрей Павлюк, вторые – экипаж номер 10 - Вячеслав Раков, Денис Безверхов. Третьими финишировали экипаж под номером 102 - Дмитрий Шарф и Андрей Михайлов.
Вторыми стартовали представители класса ATV – шесть квадроциклов и один мотоциклист, гонка для которого закончилась на первом же круге. Вязкий ил прочно засосал красивый ярко красный кроссовый мотоцикл в казалось бы безобидной ямке. Пилоту помогали квадроциклисты вытащить мотоцикл из ямы, это им не удалось и все просто стали объезжать. Затем Вадим Притуляка долго руками выгребал грязь из-под переднего колеса, а когда уже к середине гонки его железный друг оказался на свободе, он все равно не мог продолжить борьбу. Мотоцикл отказывался заводиться. Да и за помощь зрителей гонщик мог быть дисквалифицирован.

Первым финишировал - Василий Ветер, вторым - Николай Овчинников, третьим - Андрей Нино.

После заезда, многие представители экипажей ТР 1 справедливо возмущались – трасса была сложной, явно не для этого туристического класса, и по идее организаторы гонки должны были проехать первый круг, показывая трассу. Этого не было.

Может быть, поэтому и утонула Тойото Прадо, экипажа Андрея Ворошилова, стартовавшая первой в Свободном классе, через минуту после отмашки флага. Через 2 минуты за ней ринулся и знаменитый «Гризлик» Светланы Наумовой, но машина «всего лишь» клюнула носом в воду, идя по следам первой Тойты… Опытная Светлана вовремя нажала на тормоз.

Из воды торчала часть багажника, с привязанным к нему ярко-желтым домкратом.
Заезды были остановлены, и началась эвакуация «подводной лодки».

Справедливо говоря, это было не столько ошибка организаторов, не потрудившихся проверить глубину лужи. Машина пошла не по траектории, огороженной ленточками, а гораздо левее. В этой ситуации штурман должен был выйти и ногами прощупать дно. Тогда бы он понял, что в полуметре от берега глубина была около двух метров.

Сам брод, проложенный организаторами трассы, клубом «Офф-роуд Казахстан» был вполне проезжаемым, и машины неслись по нему на приличной скорости, успев разогнаться на песочном участке.

И вот, Свободный класс начал «отжигать по-врослому» на трассе еще более разбитой и раскатанной за день предыдущими категориями.

Вечерело, время от времени лил мелкий, надоедливый дождик, некоторые особо непонятливые зрители лезли под колеса джипов, на поворотах порой образовывались настоящие пробки.

Два часа грязи, адреналина, порванных строп и оторванных зеркал тянулись вечно.
Победили новички – экипаж номер 08 – Иван Чумин и Андрей Павлюк. Экипаж номер 09 - Андрей Заречный и Виталий Гуреев - финишировал вторым. Закрыл тройку лидеров экипаж номер 11 - Иван Евдокимов, Михаил Сергеев.

Второй день выдался еще более дождливым и ветреным, а гонка более насыщенной не непредсказуемой.

В воскресенье стартовали экипажи категории ТР2 и ТР3. Первым «отличился» экипаж Олега Мандриченко. На одном из грязевых участков он врезался в задний бампер 204 машины. Любимый многими зрителями экипаж «Двух Юль» вообще совершил настоящий кульбит – джип пролетел над грязью 7 – 8 метров и упал на бок. Джип зацепил другую машину, штурман которой чудом успел отскочить в сторону. Вечером в рядах спортсменов ходили разговоры о том, что экипажи категории ТР2 пора начать штрафовать за небезопасную езду.

Лидерами категории стали Павел Чудакова и Вильгельм Шеффер. Вторыми закончили эту непростую дистанцию Сергей Федюков и Папин Николай. Опытный Олег Мандриченко и Дмитрий Гриднев cтали третьими. Если бы не «полет над гнездом кукушки» и разбортовавшееся колесо, Юлии бы вполне могли стоять на пьедестале почета, основательно потеснив один из мужских экипажей.

В ТР3 стартовало всего 8 машин, а в жидкую грязь и пилоты и штурманы провались по грудь. Действовал все тот же принцип – вытащили тебе, вытащи ты.
Первое место заслуженно досталось Денису Березовскому и Наилю Шакиржанов. Вторыми были более чем опытные Алексей Никижев и Евгений Голубев. Третий результат оказался у Васильева Сергея и Токмухаммедова Диаса.