На берегах Балтики. Наброски

Станислав Яковлев
       На берегах Балтики

       (Наброски)



*** Необычный ужин


Застава охраняла морской участок границы. Под утро, вывезя на правый фланг пограничный наряд "Дозор" в составе инструктора с собакой и младшего наряда, возвратившись на заставу, я решил пойти домой и подремать, пока надо будет забирать наряд с левого стыка, благо, что обстановка этому не мешала. Примерно через час звонит дежурный и соединяет меня с инструктором, находящимся в дозоре. Тот докладывает, что собака задрала барсука, что делать дальше?

У нас в гостях в это время находился брат жены Валентин с женой, приехавшие навестить нас с Украины. Со сна я подробности не стал уточнять, а так как, наряду надо было проходить недалеко от расположения заставы, дал команду донести барсука ближе к заставе, а там его кто-нибудь заберёт и принесёт на кухню. Дал распоряжение дежурному забрать у наряда барсука и отдать повару, чтоб приготовил на ужин.

Через время звонит повар и просит, чтоб барсука не готовить на ужин, так как у него запланировано что-то другое. Поняв, что ему просто не хочется с барсуком возиться, я сказал, чтоб барсука отдал моей жене, а там дальше будет видно.
Снова будят, на этот раз жена спрашивает, что делать с барсуком. Время было ехать за нарядом на стык, поэтому я ей сказал, чтоб Валентин разделал барсука, шкуру посолить обильно и повесить в тени, обобрать с барсука сало и натопить барсучий жир, как целебный.

Пока я ездил и привёз наряд, всё сделали так, как было сказано. Шкура посолена и висит в тени, тушка готова к приготовлению пищи, сало и жир топятся. Всё идёт, как надо, и я решил доспать немного, но жена снова будит и отказывается топить сало барсука, говорит, что жир получается водянистый и запах от него ей не нравится.
Поворчав немного, отменил топление жира, а который вытопила, пусть отложит как целебное средство. Снова пытаюсь заснуть.

Рядом с заставой располагался ракетный дивизион ПВО, и к моей жене в это время пришла жена командира в гости поболтать. Зашёл разговор про барсука и моя жена выразила неудовольствие от возни с ним, а Валентина и предложила приготовить барсука у себя дома, а вечером вместе покушать свежатины. Я дал добро, но Валентина попросила не говорить её мужу Ивану, что это барсук, а то он его есть не будет. Предложила сказать Ивану, что это заяц. Все остались довольны таким поворотам дела, и каждый стал заниматься своим делом.

У Валентина настроение вечером отведать барсука, Валентина готовит барсука на жаркое как зайца. Вечером, когда мы с женой и Валентин с женой пришли в гости к Валентине с Иваном, на столе аппетитно стояла жаровня с мясом и всё, что полагается в таких случаях. Рядом на полу трётся кот хозяев - откормленный любимец Ивана, в предвкушении лакомых кусочков, которыми его всегда Иван награждал в таких случаях.

Сели вокруг стола, наполнили тарелки и рюмки, приступаем есть каждый своё:
Иван ест зайца; Валентина, Валентин с женой и я - барсука; моя жена никогда не ела охотничьи трофеи, поэтому ест что-то другое. У всех настроение, как и положено в таких случаях, один кот пока что обделён и Иван, чтоб не травмировать своего любимца долгим ожиданием лакомого кусочка, бросает ему на пол кусок получше. Кот стремглав прыгает к куску мяса, резко выгибает спину, шипит и шарахается от лакомого куска. Иван удивился, что кот обнаглел, зажравшись на хозяйских харчах, но...вольному - воля, не хочешь - не ешь!

Все были довольны, ужин из мясного ассорти удался! На следующее утро я решил посмотреть, в каком состоянии засоленная шкурка и тут у меня настроение упало, так как увидел, что мы съели енотовидную собаку, а не барсука. Вот тут мне стала понятна реакция кота на кусок мяса. Делать нечего, все были довольны кроме кота, но его в счёт не берём. Решаю молчать до удобного случая. Валентин с женой через пару дней уехали к себе на Украину, Иван с Валентиной вскоре уехали к другому месту службы и уверены, что ели барсука и зайца. Натопленный жир я потихоньку выбросил, шкурка испортилась и тоже была выброшена.

Своей жене и Валентину с женой я рассказал правду через несколько лет, будучи у них в отпуске, но они мне не поверили и до сих пор считают, что я их пытался разыграть, будто они ели енота. Моя жена отнеслась к этому случаю спокойно, так как она никогда не ела охотничьи трофеи. Один я знаю точно, что наелся экзотики.




*** Выдача спирта...


Приехал я как-то к своему соседу справа взаимодействие обсудить. Застава у него располагалась в бывшем баронском доме, красивая до помрачения. Да и сам Василий в своём огромном кабинете представлялся если не бароном, то уж не менее помещика. Статный, полноватый, личико круглое, приятно посмотреть на него.
Сидим, взаимодействуем, а точнее - лясы точим. Заходит сержант - начальник ПТН и просит спирта для протирки контактов и волноводов.
Василий взял у него баночку, приготовленную для спирта, открыл сейф и достал начатую трёхлитровую банку спирта. В поставленную на стол баночку Василий наливает грамм сто-сто пятьдесят спирта и ставит трёхлитровую банку обратно в сейф. Взял со стола баночку с налитым спиртом, выпил всё, крякнул, дыхнул в баночку, закрыл её и со словами "На!" отдаёт сержанту.
Сержант вышел, а я чуть со смеху не помер от такого спектакля.




*** Открытие в электротехнике


Приближалась очередная проверка заставы.
Как всегда, должна была приехать группа офицеров и провести комплексную проверку, включая
проверку знаний личного состава по их военным специальностям, предстояло повышение классности специалистов. Повышение классности почти ничего не давало полезного, но знак специалиста 2 или первого класса можно было добавить на китель к дембелю. Кроме этого, повышалось количество классных специалистов, а это значит, что дела на заставе в области освоения и применения техники идут нормально.

Участок заставы проходил по морскому берегу, на заставе имелись РЛС Дон, две РЛС Кредо,
стационарный прожектор и АПМ-90, не считая всего остального. Занятия с этими специалистами проводились в основном набегами офицеров округа или отряда из соответствующих служб, а повседневные занятия проводились чаще всего командирами расчётов. На этот раз заняться предварительной проверкой по знанию техники я решил сам, тем более, что на всей технике заставы я умел работать и имел знания, полученные не только официальным путём, но и чисто из интереса к технике.

На участке заставы была позиция ПТН со стационарной РЛС Дон и прожектором, кроме того, были оборудованы одна стационарная позиция для переносной РЛС Кредо и АПМ-90, две позиции запасных. На стационарные позиции были проведены линии электропередачи, имелось и автономное питание, на ПТН - дизельные установки, а для Кредо брались аккумуляторы.
Прошу запомнить, что для Кредо было питание от ЛЭП и аккумуляторы!

С частью специалистов я провел проверку во время несения службы в наряде на позициях,
а вот со старшим оператором РЛС Кредо ефрейтором Васюковым, как-то не получилось во время службы, и я его вызвал в канцелярию, чтоб побеседовать с ним на темы их техники.
Ефрейтор отличался от многих солдат своей статью, уверенностью, крепким сознанием того, что он классный специалист. Дисциплину он не нарушал, а молодёжь была крепко приучена к тому, что у него имеется звание Ефрейтор.

После чёткого доклада о прибытии, Васюков примостился на стуле, и наша беседа на тему РЛС Кредо началась. Началась, это крепко сказано, потому, что ничего, кроме того, сколько ящиков нужно брать на позицию, их визуального описания и примерного веса, ефрейтор мне рассказать не мог. Если быть объективным, то он мне ещё смог доложить, что поиск цели производится при помощи импульсов, но не смог описать эти импульсы даже приблизительно.

Идя навстречу трудящимся, я стал задавать ему наводящие вопросы, от которых Васюков стал путаться ещё больше. Поняв, что дело запущено так давно, что нужно начинать со школьного курса физики, я спросил, знает ли он закон Ома? В ответ я услышал, что такого закона в пограничной службе он не встречал. О том, что этот закон начинают изучать ещё в школе, было для него открытием.

Тогда я, решив узнать, с какого уровня начинать с ним дополнительные занятия, спросил у него, в чём отличие постоянного тока от переменного. Не сомневаясь в своей правоте, он чётко доложил, что постоянный ток имеется постоянно, а переменный имеется переменно. Лёд тронулся! Задаю ему вопрос, которого ну просто не мог он не знать, ежедневно заряжая аккумуляторы к РЛС:
- Проще простого, ответь мне, пожалуйста, где у вас на позиции переменный ток, а где постоянный?
Вопрос не понят, поэтому я спрашиваю более приближённо к их позиции, то есть вопрос для особо одарённых специалистов: - В аккумуляторах какой ток?
Ответ: - Переменный!
- А в розетке на стене? Ответ: - Постоянный!
И всё это на полном серьёзе, я уже начал сомневаться в своих знаниях, но задаю ещё вопрос:
- А почему ты считаешь, что в розетке постоянный ток, а в аккумуляторах переменный?
Ответ меня поразил: - Потому, что в розетке есть ток постоянно, когда мы включаемся, а аккумуляторы надо каждый день заряжать!!!

Как итог: ефрейтор Васюков на гражданку поехал с новым знаком классного специалиста.
Как мы этого добились, это уже другая история.




*** Новогоднее, или Кабан и волки


Прежде, чем рассказать эту новогоднюю историю, я расскажу немного о кабанах, ведь не всем их встречать доводилось.

Кабан является предком домашней свиньи. От домашней свиньи они отличаются более коротким и сжатым телом, более высокими и толстыми ногами; на более длинной и тонкой голове – длинные, острые и стоячие уши, сильно развитые и острые клыки.

На спине кабана длинная и жёсткая щетина, образующая своеобразную гриву чёрно-бурого цвета. Нижняя часть шеи и задняя часть живота покрыты желтоватым подшерстком с примесью серо-бурого цвета. Голова, хвост, нижняя часть ног и копыта у кабана чёрные. Длина тела кабана до двух метров, хвост до двадцати пяти сантиметров, высота в холке около метра. Вес такого кабана может быть до двухсот килограмм.

Обычно кабаны образуют небольшие стада, в которых может насчитываться до тридцати голов самок, детёнышей и молодых самцов. Самки заботливо охраняют своих детёнышей и яростно защищают их от врагов. После пяти-шести лет жизни в стаде, взрослые самцы отсоединяются и начинают жить отдельно. Для старого и крупного самца в природе почти нет опасных врагов, кроме волков и рыси.

Именно с таким кабаном и произошла у нас встреча в первое утро Нового года.

Перед самым рассветом нами был выслан пограничный наряд с розыскной собакой, чтоб они проверили береговую линию на левом фланге участка, а через три часа на УАЗе я подъехал к назначенному месту и забрал наряд, чтобы доставить его на заставу. Снега выпало в ту зиму очень много, поэтому дороги чистились тракторными волокушами, после которых оставались высокие снежные коридоры. Пока ехали лесом, кроме вершин деревьев почти ничего не было видно, а когда дорога пошла по открытому месту, где снег сдувался ветрами, мы увидели, как от леса в поле пять волков гонят кабана.

До всей этой группы было метров сто пятьдесят или двести, поэтому хорошо было видно, как тяжело им бежать по глубокому снегу. Кабан прыжками бежал по полю, а волки уже начинали брать его в клещи, когда на дороге появилась наша машина.

Услышав шум машины, кабан слегка изменил свой путь и бежал наперерез нам. Волки от кабана не отставали, не обращая внимания на медленно двигающуюся машину. Взяв автомат, я приготовился выручать кабана, но метрах в семидесяти от нас волки остановились, а потом развернулись и потрусили к лесу.

Мы остановились, чтоб пропустить кабана, а он промчался в нескольких метрах впереди нас, направляясь к кустарникам у ближайшего болота. Дождавшись, что волки скрылись в лесу, а кабан скрылся в кустарнике, мы поехали дальше.

Приятно нам было, что Новый год хорошо начался!